Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Итоги конференции «КПГ 2014», состоявшейся 17 декабря 2014 года.

28-12-2014, 22:03
Новости
Россия постепенно движется в сторону более активного использования компримированного природного газа. Принимаются активные меры для стимулирования регионов к переходу на использование данного вида топлива. Однако по-прежнему слаборазвитой остается инфраструктура АГНКС, что тормозит процесс перевода транспортных средств на газ, а также не решена проблема ценового регулирования

17 декабря в Москве при поддержке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и «Национальной газомоторной ассоциации» прошла третья международная конференция «КПГ 2014», организованная CREON Energy. Генеральным информационным партнером выступила «Российская газета Бизнес», информационным спонсором – журнал «Нефть России».

Генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов, открывая конференцию, отметил, что «Газпром» как самостоятельно, так и совместно с государством, принимает активное участие в переводе коммунального и личного транспорта на КПГ. Но проблемы прошлых лет - нехватка инфраструктуры, вопросы безопасности, ценообразование - никуда не исчезли.

Ценовое регулирование КПГ в России с учётом международного опыта осветил Петр Золотарёв, исполнительный директор по развитию CNG-проекта компании «Русские Машины». Первостепенной задачей при развитии рынка газомоторного топлива является достижение наименьшей совокупной стоимости владения на километр пробега транспорта на КПГ с достаточным паритетом по сравнению с другими видами жидкого моторного топлива и СУГ (пропан-бутан). Как показало технико-экономического моделирование, на процесс расширения использования природного газа в качестве ГМТ в большей степени наряду со многими факторами влияют следующие параметры: километраж (дневной пробег общественного, коммерческого транспорта); цена приобретения (первичная стоимость приобретения, цена инвестиций в транспорт); непосредственно цена на компримированный природный газ. Цена газомоторного топлива должна не только обеспечивать достаточный объем экономических выгод владельцам транспорта на КПГ, но и стимулировать инвесторов к расширению сетей заправок КПГ и СПГ, т.к. в то же время стоимость реализуемого ГМТ является интегральной функцией себестоимости и возврата инвестиций в заправочную инфраструктуру.

В странах с наибольшим развитием и проникновением КПГ применялось как ценовое регулирование, так и комплексные системные меры поддержки монетарного и немонетарного характера (при организации конкурсов на перевозки - дополнительные баллы за использование КПГ, допуск транспорта на КПГ в центр города, природоохранные зоны и т.д.).

Исключительно ценовым регулированием существующую проблему решить нельзя, поэтому нужен комплексный подход к вопросу развития инфраструктуры заправок, сервиса (включая вопросы поверки баллонов), субсидиарной поддержки закупки транспорта на КПГ, и сбалансированности ценового подхода. Для формирования спроса и предложения на рынке КПГ стоит скоординировать взаимодействие всех его участников: государства, топливных ритейлеров и автопроизводителей. По мнению докладчика, необходимо выработать долгосрочную политику субсидирования для конечного пользователя, либо для производителей транспорта.

В качестве примера был приведён опыт Италии, применившей субсидиарный механизм на уровне регулирования цен. Причём не только к автомобильной промышленности, но и к развитию инфраструктуры и её строительства. В итоге, в стране был совершён крайне эффективный переход на газомоторное топливо: при равном количестве АГНКС - машин, работающих на природном газе, значительно больше, чем в ряде других европейских стран.
Как известно, в октябре 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил распоряжение о распределении субсидий в размере 3.77 млрд рублей бюджетам субъектов РФ на закупку работающих на газомоторном топливе автобусов и техники для ЖКХ.

Евгений Пронин, главный специалист «Газпром экспорт», руководитель рабочего комитета «Использование газа» Международного газового союза в своём докладе рассказал о развитии глобального рынка КПГ. Мировой рынок природного газа для транспорта продолжал расти, несмотря на то, что нефть и нефтепродукты остаются основными в обеспечении энергетикой транспортного комплекса. Парк машин на КПГ и СПГ увеличился на 13% и превысил 22 млн единиц. Количество газовых заправок увеличилось на 20% (26.5 тыс. станций), а учтенный спрос на метан вырос на 43%, превысив 40 млрд м3/год.

На данный момент нет объективных причин говорить о том, что моторное топливо резко упадёт в цене. Розничные цены в Европе остаются на том же уровне, и параллельно с общим трендом следуют на повышение.
Мировой рынок КПГ продолжает динамично развиваться, в том числе в Китае, Индии, Аргентине, Бразилии, Пакистане. Правда, последние столкнулись с проблемой нехватки объёмов собственного газа и вынуждены два-три дня в неделю отключать АГНКС от поставки газа. Европа продолжает демонстрировать рост, но не такой заметный, как Азия. Потенциал европейского газомоторного рынка к 2020 г. оценивается примерно в 40–45 млрд м3 природного газа в год, при этом 35-40% будет приходиться на СПГ.

С докладом, посвящённым развитию сети АГНКС, работающих на компримированном природном газе, выступил Андрэ Шуман, руководитель департамента «Э.ОН Россия». На сегодняшний день по числу газонаполнительных станций лидером в Европе считается Италия с более чем 1000 заправочных комплексов, затем следует Германия - с 920 АГНКС.

В рамках обсуждения докладов очень часто поднимался вопрос государственной поддержки. Г-н Шуман согласился с мнением, что государство должно создавать рамочные условия для законного бизнеса, но в то же время подчеркнул, что ни одной государственной субсидии для развития инфраструктуры АГНКС в Германии выделено не было. Инициатива развития в данном случае исходила от региональных и межрегиональных поставщиков газа, создавших в 2002 г. компанию «Эрдгаз Мобиль», которая выступает генеральным подрядчиком по строительству АГНКС в стране (от проектирования до ввода в эксплуатацию). Организация разработала единые стандарты безопасности для всех заправочных станций, занималась согласованием межрегионального сетевого планирования для внедрения станций в существующую газотранспортную сеть, а также разработкой типовых договоров с нефтяными и газообеспечивающими компаниями.

Владислав Лукшо, кандидат технических наук – начальник управления научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», рассказал об испытаниях автотранспортных средств с газовыми двигателями, которые проводились на динамометрической дороге центра испытаний ФГУП «НАМИ» в соответствии с методикой, основанной на определении скоростных свойств АТС по ГОСТ 22576-90 и топливной экономичности по ГОСТ Р 54810-2011. Ожидается, что жизненный ресурс эксплуатации газовых двигателей до капитального ремонта будет не ниже ресурса двигателей, которые работают на дизельном топливе.
Среди тенденций развития газовых двигателей докладчик обозначил снижение рабочего объёма, применение высокого наддува, высокая литровая мощность, применение распределённого фазированного впрыска газа, переход на стехиометрические смеси.

Надежда Власенко, ведущий научный сотрудник лаборатории охраны окружающей среды и ресурсосбережения Центра экологической безопасности, энергоэффективности и охраны труда «Газпром ВНИИГАЗ», подготовила сообщение об экологических преимуществах использования природного газа в качестве моторного топлива. Докладчик выделяет следующие положительные стороны: получение ГМТ на основе наилучших доступных технологий; стабильно низкие цены; возможность газифицировать удалённые от газопроводов труднодоступные регионы страны; доступность и распространённость природного газа. Среди технических преимуществ - увеличение срока службы двигателя в 1.5-2 раза и ресурса двигателя на 50%, простота заправки, относительная лёгкость газобаллонного оборудования. В экологическом плане - это снижение токсичных и канцерогенных выбросов в атмосферу.
К участникам круглого стола, посвящённого обеспечению транспорта экологически чистым метановым топливом, обратился его модератор Станислав Люгай, директор центра использования газа «Газпром ВНИИГАЗ», исполнительный директор НП «Национальная газомоторная ассоциация», отметив, что в настоящее время руководством страны дан старт масштабной программе по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, а газификация транспорта – важный шаг к повышению экономической и энергетической эффективности транспортных перевозок в РФ.

В настоящее время региональные власти разрабатывают необходимую законодательную базу и закупают транспорт на метане, автопроизводители расширяют модельный ряд новыми образцами газомоторной техники, перевозчики предпринимают шаги по эффективной эксплуатации газомоторного транспорта. Ряд мероприятий направлен на развитие и расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, при этом, отмечается, что объединение усилий всех заинтересованных сторон позволит системно развивать рынок ГМТ в масштабах всей страны.

Также внимание участников было обращено на проблемные вопросы и задачи, решение которых будет способствовать эффективному развитию газозаправочной и газоиспользующей инфраструктуры: безопасность производства, хранения, транспортировки и использования газомоторного топлива; безопасная эксплуатация транспорта; производство отечественного газозаправочного и газоиспользующего оборудования; снижение капзатрат и себестоимости КПГ; обеспечение потребителя качественным топливом, отвечающим экологическим требованиям; совершенствование нормативно-технической документации по проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации автотранспортных предприятий, сервисных центров по переоборудованию транспортных средств и пр.

К обсуждению имеющихся проблем присоединился Николай Лапушкин, начальник лаборатории АГНКС «Газпром ВНИИГАЗ». Эксперт добавил, что ещё одним моментом, требующим внимания, является тот факт, что поставляемый по трубопроводам природный газ в некоторых местах для его соответствия экологическому классу 4 и выше, установленному техрегламентом для моторных топлив транспортных средств, необходимо дополнительно готовить. Для применения КПГ в современных автомобилях с ограничением выбросов ОГ на уровне Евро-5 необходимо проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по повышению его качества - удалением серы, твёрдых частиц и высококипящих компонентов, которые приводят к ухудшению рабочего процесса газового двигателя, и, как следствие, к повышению его нагруженности.

В ходе заседания был поднят ещё один немаловажный вопрос, касающийся ценообразования на компримированный природный газ. Напомним, что летом этого года Минэнерго разработало проект, который ограничивал розничную цену КПГ - не выше 35% от стоимости дизтоплива. При таком подходе газозаправочный бизнес станет убыточным. В свою очередь, компания «Газпром газомоторное топливо», являющаяся единым оператором по развитию рынка ГМТ от «Газпром», представила все необходимые экономические расчёты, в т.ч. и в Минэкономразвития. На высшем государственном уровне было принято решение о нецелесообразности привязки к такой низкой (35%) ценовой планке газомоторного топлива. В настоящее время предлагается рассмотреть вариант рыночного ценообразования на КПГ.

В рамках круглого стола Валерий Яшин, генеральный директор объединения «Компрессор», рассказал о продукции предприятия. На протяжении 16 лет основной деятельностью которой является разработка, изготовление и поставка АГНКС, распределенных от Крайнего Севера (Новый Уренгой) до южных регионов (Волгоградская область). Станции работают в разных температурных условиях и наиболее всего подходят к программе импортозамещения, т.к. сделаны на 99% из отечественного оборудования.

Сергей Мандрик, генеральный директор компании «Промэнергомаш», участвующей в программе строительства АГНКС в России, в рамках круглого стола рассказал о том, что на сегодняшний день они плотно сотрудничают с «Газпром газомоторное топливо» и готовят к отгрузке полнокомплектный АГНКС, включающий в себя весь комплекс необходимого оборудования (от блока входных кранов до колонок). Производительность: 900, 1000 и 2400 м3 газа/час. Разработки компании позволяют осушать, очищать и приводить качество газа к нормам Евро-4.

Никита Васильев, руководитель проекта «Автомобили LCV и LDT с ГБО» «Группы ГАЗ», представил в своём докладе комплексное предложение для развития инфраструктуры КПГ, включающее в себя автомобильную и автобусную технику, работающую на КПГ, а также оборудование АГНКС. В расширенный модельный ряд транспортных средств, работающих на КПГ, входят лёгкие коммерческие автомобили, среднетоннажные грузовики; тяжелые грузовые автомобили; автобусы малого, среднего и большого классов. Докладчик выразил надежду на то, что предпринимаемые правительством меры: субсидирование регионов на закупку автобусов и техники для ЖКХ на КПГ и государственное регулирование цен на КПГ, повысят спрос на транспортные средства, работающие на ГМТ.

Андрей Старцев, региональный руководитель GE Oil&Gas Distributed Gas Solutions, представил доклад по технологическому оборудованию компании для заправочных комплексов КПГ. На примере реализации масштабного проекта одного из североамериканских операторов ГМТ эксперт рассказал о финансовой модели развития инфраструктуры газомоторного топлива и влияния капитальных затрат на рентабельность проектов АГНКС и мультитопливных заправочных комплексов (МАЗК).

Доклад о современных баллонах для транспортировки КПГ был представлен Радишей Нуничем, менеджером по работе с ключевыми клиентами и территориями Worthington Industries. Компания занимается производством и поставкой бесшовных стальных и композитных баллонов высокого давления для КПГ компаниям, занятым серийным производством и переоборудованием автомобилей на метан. Г-н Нунич предложил развивать стратегическое сотрудничество с российскими компаниями, обещая со своей стороны предоставить качественные стальные и композитные баллоны, а также удовлетворить спрос потребителя.

Подводя итоги конференции Санджар Тургунов, резюмировал что, «несмотря на трудности первого периода, использование КПГ в России неуклонно растет. Именно сейчас важно не допустить ошибок при формировании фиксированной цены, которая бы отпугнула немногих энтузиастов, взявшихся за дело. Ценообразование должно позволить всем независимым игрокам развиваться и зарабатывать. Только лишь административные усилия успеха иметь не будут».