Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Нефтегазовая отрасль и энергетический переход — "момент истины".

Международное энергетическое агентство (МЭА) на прошлой неделе опубликовало доклад "Нефтегазовая промышленность в условиях перехода к нулевому балансу выбросов" (The Oil and Gas Industry in Net Zero Transitions).
В докладе рассказывается о ситуации в нефтегазовой отрасли в контексте энергетического перехода и формулируются рекомендации или даже призывы к нефтегазовым компаниям. Мол, климатический кризис обостряется, и отрасль должна принять соответствующие "ключевые" решения.
В докладе обрисовываются способы, с помощью которых производители нефти и газа, которые "в значительной степени" способствуют изменению климата, могут занять более "ответственную" позицию и привести свои выбросы в соответствие с целями Парижского соглашения.
По последним прогнозам МЭА, глобальный спрос как на нефть, так и на газ достигнет пика (максимума) в нынешнем десятилетии. При этом в двух из трех сценариев, рассматриваемых Агентством, дальнейшее снижение потребления будет довольно-таки крутым – на 45% или даже на 75% к 2050 году.
На этом фоне в 224-страничном отчете рассматриваются различные роли, которые нефтегазовые компании могут играть в энергетическом переходе.
В докладе говорится, что по мере ускорения энергетического перехода нефтегазовая отрасль будет сталкиваться со всё более высокими рисками и снижением прибыльности. В соответствии со сценарием APS ожидается, что текущая стоимость частных компаний, работающих в этом секторе, упадет на 25% с сегодняшних 6 трлн долларов США, а в сценарии "Нулевой баланс выбросов к 2050 году" снижение может составить 60%.
Авторы отмечают, что нефтегазовая отрасль имеет хорошие возможности для масштабирования некоторых важных технологий для энергетического перехода. По данным МЭА, около 30% энергии, потребляемой в 2050 году в декарбонизированной энергетической системе, будет приходиться на технологии, которые могли бы разрабатываться нефтегазовой отраслью с использованием её инфраструктуры, навыков и ресурсов. К ним относятся улавливание углерода, зарядка электромобилей, геотермальная энергетика, водород, жидкое биотопливо, морская ветроэнергетика и переработка пластмасс.
Реализация этого потенциала потребует значительных изменений в распределении финансовых ресурсов. В 2022 году инвестиции нефтегазовой отрасли в чистую энергетику составили 20 миллиардов долларов или 2,7% от её общих капитальных затрат и 1,2% от общего объема глобальных инвестиций в чистую энергетику. Более 60% этой суммы поступило от четырех компаний: Equinor, TotalEnergies, Shell и BP, каждая из которых потратила около 15-25% своего общего бюджета на чистую энергию. Ряд компаний потратили гораздо меньшие доли (например, CNPC, Qatar Energy и ConocoPhillips), другие сообщают, что инвестируют в чистую энергетику, но не указывают конкретные суммы.

В отчете говорится, что производителям, желающим соответствовать целям Парижского соглашения, к 2030 году необходимо будет направить 50% своих капитальных затрат на проекты чистой энергетики. И это не считая вложений, необходимых для сокращения выбросов компаний от собственных "традиционных" операций.
МЭА также предостерегает от чрезмерных ожиданий от технологий улавливания, утилизации и хранения углерода (CCUS) и зависимости от них. "Улавливание, утилизация и хранение углерода является важной технологией для достижения нулевых выбросов в определенных секторах и обстоятельствах, но это не способ сохранить статус-кво. Если потребление нефти и природного газа будет развиваться так, как прогнозируется в сегодняшних политических условиях, это потребует (для ограничения повышения температуры 1,5 °C) улавливания и хранения немыслимых 32 миллиардов тонн углерода к 2050 году, в том числе 23 миллиарда тонн посредством прямого улавливания из воздуха. Для работы необходимых технологий улавливания углерода в 2050 году потребуется 26 000 тераватт-часов электроэнергии, что превышает глобальный спрос на электроэнергию в 2022 году. И это также потребует более 3,5 триллионов долларов США ежегодных инвестиций на протяжении всего периода с сегодняшнего дня до середины века". Другими словами, сохранить нынешнее потребление нефти и газа, улавливая при этом выбросы – не вариант. Необходимо снижение потребления и развитие чистой энергетики.
"Сектор ископаемого топлива должен принять трудные решения сейчас, и этот выбор будет иметь последствия на десятилетия вперед", — заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль. "Прогресс в области чистой энергетики будет продолжаться независимо от наличия производителей нефти и газа. Однако путь к чистым нулевым выбросам будет более дорогостоящим и трудным для навигации, если нефтегазовый сектор не будет участвовать в нем".

Теги: Equinor, TotalEnergies, Shell, BP, CNPC