Нефтяники опередили в цифровых разработках время и ИЦК.
Демодень индустриального центра компетенций (ИЦК) "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование" показал, что большинство реализуемых им проектов стартовали за несколько лет до создания ИЦК. Это говорит о цифровой зрелости российской нефтегазовой отрасли, участники которой сделали ставку на ИТ и цифровую трансформацию еще 10 лет назад.
Старт процессу создания ИЦК по разным отраслям экономики положил премьер-министр Михаил Мишустин, выпустивший соответствующее поручение в июне прошлого года. Этот документ от 16 июня 2022 г. №ММ-П10-10127 поручил, в частности, Минцифры совместно с другими ведомствами подготовить "предложения по формированию индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в ключевых отраслях экономики". В июле, среди прочих, был создан ИЦК "Нефтегаз и нефтехимия", а общее количество таких центров составило 35. Осенью 2022 г. в него был влит ИЦК "Недропользование. Углеводородное сырье", и укрупненный центр получил название "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование". После еще нескольких укрупнений ныне в России действует 32 ИЦК в 15 секторах экономики и один отраслевой комитет "Финансы", под которым нет профильных центров компетенций.
Руководитель программ цифровой экономики ПАО "Газпром нефть" Матвей Алексеев напомнил, что уже в августе 2022 г. компании, вошедшие в нефтегазовый ИЦК, предложили 54 проекта в 12 направлениях, а в сентябре на правительственном уровне были согласованы 28 из них, получивших статус особо значимых проектов (ОЗП). За реализацию всех этих проектов взялись нефтегазовые компании и их ИТ-"дочки": 10 проектов взяла на себя "Газпром нефть", семь проектов - "Роснефть", три - "Росгеология", по два - "Транснефть", "Газпром недра" и "Татнефть", по одному - "Лукойл" и "Зарубежнефть".
Хорошо забытое старое
Интересно, что почти все эти проекты стартовали задолго до появления ИЦК. Например, представитель "Газпром нефти" сообщил с трибуны демодня, что история продукта Geomate (один из 10 проектов этой компании в рамках ИЦК) началась еще в 2019 г. "Это полностью внутренний продукт, его разрабатывает компания "Газпромнефть - Цифровые решения" с экспертами из "Газпром нефти" и "Газпромнефть НТЦ", - уточнил он.
Еще один проект, который ведет "Газпром нефть" в ИЦК, - платформа операционного управления производством ZIIOT - является продуктом совместного предприятия этой компании с ООО "Цифра": оно называется ООО "Цифровая индустриальная платформа" и учреждено в августе 2020 г.
Главный технолог департамента учета, качества и планирования грузопотоков нефти и нефтепродуктов ПАО "Транснефть" Константин Вараксин рассказал, что его компания начала создавать Единую лабораторную информационную систему (ЕЛИС) еще в 2019 г. - а с середины 2022 г. она стала одним из 28 проектов ИЦК.
Проект информационной системы "Центр оперативного мониторинга" (ИС ЦОМ), также вошедший в 28 особо значимых проектов ИЦК, его исполнитель - "Зарубежнефть" начала в 2020 г. "У нас в управлении - 20 добывающих активов в семи странах, и в период пандемии возникла задача их удаленного мониторинга", - пояснил истоки возникновения продукта заместитель начальника управления добычи АО "Зарубежнефть" Андрей Зубакин.
Среди проектов ИЦК, которые ведет "Роснефть", - программный комплекс для анализа и оперативного мониторинга объектов разработки нефтяных месторождений "РН-КИН", который создан ею еще в 2011 г., симулятор гидроразрыва пласта "РН-ГРИД" - в 2017 г., программный комплекс геологического моделирования "РН-ГЕОСИМ" - в 2020 г.
В документах ИЦК "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование" названия подавляющего большинства проектов начинаются со слов "Доработка и внедрение", четко указывая, что участники ИЦК принесли в него готовые или как минимум давно начатые цифровые проекты.
"У меня ощущение, что нефтяники действуют по схеме "ваше поручение начало исполняться еще до его получения". Они принесли в ИЦК готовые проекты, которые запустили годы назад, и отчитались перед правительством РФ о большой проделанной работой", - высказался на полях демодня коммерческий директор одной из независимых ИТ-компаний.
"Нефтяные и газовые компании России встали на путь цифровой трансформации еще в 2015-2017 гг., поэтому неудивительно, что у каждой из них есть цифровые продукты высокой степени готовности. И было бы странно не использовать этот задел в ситуации, когда западные вендоры специализированного индустриального ПО покинули российский рынок", - оппонирует менеджер цифрового блока одной из нефтяных компаний - участниц ИЦК.
"Каждая ВИНК (вертикально-интегрированная нефтегазовая компания - прим. ComNews) создавала цифровые продукты под себя, исходя из корпоративных бизнес-процессов и технологических процессов, а также действующих у нее информационных систем и общесистемного софта. Для того чтобы тот же продукт заработал у конкурента, может потребоваться его изменение, сравнимое по затратам времени и денег с написанием нового решения с нуля", - рассуждает гендиректор крупной российской компании, разрабатывающей заказные программные продукты.
Чужие здесь не ходят
Все 28 проектов ИЦК "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование" реализуют входящие в него нефтяные компании, а независимые разработчики не смогли получить заказы на эти продукты. Исключение составляют только ООО "Рок Флоу Динамикс", которое выступает партнером в двух проектах "Татнефти" ("Т-Навигатор.Дизайнер геологии" и "Т-Навигатор.Дизайнер сетей"), и ООО "Цифра", как совладелец упомянутого ООО "Цифровая индустриальная платформа".
"Мы не просили у государства денег, поэтому сами вольны решать, кому поручить проекты ИЦК", - сообщил корреспонденту представитель ПАО "Газпром". "Бизнес наших компаний очень сложен, а мы и наши дочерние ИТ-компании, как никто другой, понимаем его нюансы. Сторонние разработчики потратят годы только на то, чтобы понять азы этого бизнеса и наших потребностей", - продолжил менеджер ПАО "Транснефть".
Представитель "Газпром нефти" назвал внедрение собственных разработок в бизнес-процессы одним из четырех основных пунктов технической политики компании по основным видам инженерного ПО. Он пояснил: "Эта техническая политика направлена на оптимизацию, поддержку импортозамещения и синхронизацию вендорских решений с собственными цифровыми разработками "Газпром нефти".
На демодне ИЦК "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование" выступили представители независимых ИТ-разработчиков и стартапов, которые публично призывали нефтяные и газовые компании обратить на них внимание.
"Наша платформа для управления данными является кросс-индустриальной. Она работает в металлургии, в химической отрасли - и мы очень хотим попасть в нефтегаз", - сообщил операционный директор и сооснователь ООО "Симпл Кампани" (Simpl) Олег Немченко.
"Наша облачная low-code-платформа для построения АСУ ТП под названием "Акси.SCADA" является конкурентоспособным продуктом и заслуживает вашего внимания, - обратилась к участникам демодня генеральный директор ООО "АКСИТ" Таисия Базулева.
Салават Имаев, генеральный директор ООО "Аэрогаз", которое разрабатывает программный комплекс для моделирования процессов подготовки и переработки газа и конденсата "АЭРОСИМ" на замену американского решения Aspen HYSYS (оно до сих пор занимает около 95% российского рынка), обратился к участникам ИЦК с запросом на внесение этого продукта в перечень особо значимого ПО и помощь в продвижении в нефтегазовые компании.
"Инициатива ИЦК "Нефтегаз…" де-факто убивает частную инициативу и весь тот опыт, который накоплен в России десятилетиями, - полагает Борис Харас, председатель Союза разработчиков программного обеспечения и информационных технологий ТЭК (СРПО ТЭК), гендиректор ООО "ИнфТех". - На рынке существует огромный разрыв: с одной стороны, имеется много отечественных коммерческих разработок, созданных на основе десятилетий опыта, а с другой - амбиции заказчиков разработать все самим. Про ограничения и риски попыток все разработать с нуля я говорить не буду - все всё понимают. И руководители министерств все понимают. Мы все открыты к диалогу с заказчиками. Без заказчиков коммерческие разработчики не существуют. А компаниям ТЭК нужны отечественные решения - очень на это надеюсь, которые у нас есть уже сегодня".
Новые горизонты
Однако несколько участников ИЦК "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование" пояснили корреспонденту ComNews, что все проекты в рамках этого центра компетенций уже согласованы и запущены и новых не предвидится. При этом и.о. директора дирекции по цифровой трансформации ПАО "Газпром нефть" Олег Третьяк рассказал: "Мы создали универсальную карту функциональных бизнес-процессов отрасли - от разведки до сбыта, включая газораспределение, и получили 103 бизнес-процесса. Но 28 особо значимых проектов не покрывают их все - а только часть". По его словам, в сфере разведки и добычи углеводородов есть много зрелых цифровых решений, тогда как в поставке, логистике, переработке, сбыте и газораспределении их гораздо меньше. Соответственно, эти сферы могут стать точками приложения сил независимых ИТ-разработчиков.
Эта работа может быть налажена в рамках консорциума, который на ПМЭФ 2023 договорись создать девять нефтегазовых компаний. Целью этого консорциума заявлено обеспечение нефтегазового и нефтехимического производства, а также области недропользования отечественными ИТ-решениями.
Предполагается, что этот индустриальный консорциум также займется стандартизацией и сертификацией ПО, совместной разработкой индустриальных программных продуктов и механизмами софинансирования со стороны нефтегазовой отрасли. На демодне "Газпром нефть" выдвинула предложение сформировать в рамках консорциума отраслевую техническую политику, которая определит целевой ландшафт специализированного ПО для унификации и тиражирования решений.
По данным ComNews, этот консорциум может быть зарегистрирован до конца 2023 г. Потенциальные учредители консорциума позиционируют его как инициативу ИЦК "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование" и утверждают, что он будет дополнять работу этого ИЦК в качестве проектного офиса. Однако два крупных участника ИЦК - "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" - пока не поддержали идею консорциума.
"Задача - к 2028 г. обеспечить 100%-ное покрытие нашего ландшафта отечественным ПО. Нам нужны и единая среда разработки, и маркетплейс. ИЦК для этого недостаточно, поэтому мы пошли по пути создания консорциума, - заявил генеральный директор ПАО "Газпром нефть" и руководитель ИЦК "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование" Александр Дюков (на фото - в центре). - Мы открыты для взаимодействия с независимыми разработчиками, в том числе через акселераторы и венчурный фонд, который, возможно, будет создан в рамках консорциума. За все внешние разработки мы заплатим: нефтегазовая отрасль платежеспособна, несмотря на усилия Минфина".