Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Год будет сложным, но полным возможностей.

В рамках заочного круглого стола "ЭПР" эксперты поделились своим видением развития ТЭКа и обозначили приоритетные направления, на которых стоит сфокусировать внимание.
Впереди — преодоление вызовов
Каким 2023 год будет для российской энергетики?
Илья Долматов:
"Предполагаю, что, как и в 2022 году, будут сдвигаться "вправо" сроки отдельных проектов. Но скорее это будет рабочий процесс, чем "тотальный отказ" от инвестиционных планов. В долгосрочной перспективе (даже за рамками 2023 года) точно станет вызовом достижение технологического суверенитета в энергомашиностроении.
Никакой революции в управлении отраслью, переформатировании планов ее развития, изменении рыночных правил, технологической переориентации у нас не запланировано. Цены на топливо изменяются предсказуемо. Увеличение рисков системных аварий без участия внешнего воздействия тоже не наблюдается, запас прочности энергосистемы у нас большой.
C экономической точки зрения для отрасли год может оказаться непростым, во всяком случае, вряд ли более удачным, чем 2022-й. Будет много неопределенностей при принятии новых стратегических решений. Пока нечетко определен контур трансформации нашей экономики, а электроэнергетика, как и любая инфраструктура, опирается в прогнозировании на тренды в экономике, которую она обслуживает".
Олег Перцовский:
"В широком смысле энергетика в течение 2023 года будет перестраиваться, главным образом, с точки зрения цепочек поставок. Как продуктов нефтегазовой и угольной отрасли конечному потребителю, так и оборудования, комплектующих и запчастей для самих предприятий этих отраслей. Преодоление этих вызовов станет флагманской задачей предприятий ТЭКа на 2023 год.
Одним из фокусных направлений останется цифровизация с учетом специфики текущей ситуации. Значительная часть зарубежных поставщиков ПО покинула наш рынок либо ограничила работу собственных решений в России, и внедрение отечественных решений во всех секторах энергетики, особенно в нефтегазовой промышленности и электросетевом хозяйстве, станет ключевым. Уже есть российские аналоги, не уступающие, а в каких-то аспектах и превосходящие зарубежные разработки в области ПО, но их внедрение идет не всегда быстро".
Сергей Морозов:
"Кардинально изменится структура участников рынка, инвесторов. Появятся российские производители ветрогенераторов мультимегаваттного и субмегаваттного класса. Например, на РАВИФОРУМЕ в декабре 2022 года "Силовые машины" высказались ясно и прозрачно. В среднесрочной перспективе компания нацелена на создание технологически независимого производства ветроэнергетических установок в России. Для нее этот продукт комплементарен, следовательно, можно обеспечить его быструю постановку на производство. Учитывая масштабы "Силовых машин", им интересны ветрогенераторы 5 МВт и больше. Также "Татнефть" заявила о намерениях производить ветрогенераторы, речь идет о серьезном НИОКР по этой теме. На рынке будут востребованы проекты разной мощности, реализованные различными по рыночным компетенциям и по ресурсу компаниями. Это повлечет создание собственных брендов ветроэнергетического оборудования.
Я оцениваю техническую и технологическую готовность российских компаний к такой работе очень высоко. Со стороны профильных министерств им оказывается поддержка. Все расклады — за подобный сценарий развития событий".
Обойдется без сюрпризов?
Насколько вероятно появление "черных лебедей"?
Илья Долматов:
"Почти никто никогда не ожидает прилета "черных лебедей", поэтому они так и названы. Если рассуждать о том, какие предпосылки могут привести к неожиданным трансформациям отрасли, это, на мой взгляд, только изменения во внешней среде (от стихии до геополитической обстановки). Внутренних предпосылок для таких событий в 2023 году не просматривается. Это "к счастью", если мы говорим об авариях или экономическом спаде, и "к сожалению", если имеем в виду технологические прорывы".
Олег Перцовский:
"Я бы акцентировал внимание на понятных факторах, развитие которых может привести к значимым эффектам для ТЭКа. С точки зрения потребителей в отрасли будет продолжаться большая перестройка с европейских на азиатские рынки. Этот процесс будет сопровождаться потребностями в новой нефтегазовой и транспортной инфраструктуре. Для создания более гибких условий будет актуально развитие производства СПГ, важного именно с точки зрения обеспечения вариабельности путей поставок, так как трубопровод привязывает поставщика к одному конкретному потребителю. Если компании успешно завершат это перестроение, то негативные последствия таких изменений удастся минимизировать.
Что касается электроэнергетики, риски для нее могут быть связаны со спадом в российской экономике, но большинство прогнозов в диапазоне от умеренно пессимистических до умеренно оптимистичных. Поэтому эта отрасль ТЭКа находится под наименьшими рисками с точки зрения спроса. Другой важный аспект — оборудование и ПО для эффективных производственных процессов во всех отраслях ТЭКа. На обозримом временном горизонте замещение российскими аналогами вполне возможно, некоторые решения будут даже более эффективными. Но необходима поддержка их создания, пилотирования и масштабного внедрения, чтобы избежать риска снижения эффективности предприятий из-за ухода тех или иных партнеров".
Нужно видеть точки роста
Какие направления сейчас должны быть в приоритете у государства?
Илья Долматов:
"Думаю, надо сосредоточиться на моделировании развития энергосистемы исходя из ситуации со спросом в разных сценариях развития экономики (ввиду того, что будет меняться региональное распределение производительных сил). Определенные шаги к этому делаются Минэнерго и СО ЕЭС, надеюсь, они будут продуктивными.
Из технологических приоритетов в генерации, как и в предыдущие годы, будет поддержание ресурса существующего парка "традиционной" генерации (атомной, тепловой и гидрогенерации). Следует уделить внимание рациональному размещению ВИЭ, что обусловлено относительно высокой ее стоимостью как капитальных, так и текущих затрат.
На фоне меняющейся среды нельзя забывать перспективные новые технологии (водород, ВИЭ, малые АЭС) с точки зрения перспективного лидерства отечественных производителей в высокотехнологичных отраслях. Но чтобы эти сферы развивались, им нужен спрос. Очень сложный вопрос в текущих условиях, который должен оставаться в повестке работы органов власти".
Олег Перцовский:
"В течение 2023 года Правительство планирует представить обновленную стратегию развития энергетической отрасли. Включенные в нее направления станут ключевыми до 2050 года. По моему мнению, в долгосрочной перспективе важно сохранять диверсификацию энергобаланса, развивая все источники энергии, хотя постепенно доля ВИЭ будет расти. Текущий уровень обеспеченности ресурсами и технологиями позволяет сохранить такую сбалансированную структуру энергетики.
Отдельно стоит выделить направление распределенной энергетики, которое будет продолжать развиваться. Автономные энергосистемы, микрогриды, то есть локальные сети, которые позволяют оптимизировать работу локальной энергогенерации и при необходимости организовывать перетоки с большой энергосистемой.
Большой потенциал развития есть и у электросетевого комплекса. Поддержка разработки и стимулирование бизнеса к внедрению конкурентоспособных российских технологий, оборудования, ПО для электроэнергетики, нефтегазовой и угольной промышленности могут играть роль приоритета на ближайшие годы".
Сергей Морозов:
"Государственный подход к развитию экономического потенциала страны заключается в том, чтобы видеть точки роста и принимать решения, которые помогут сохранить этот потенциал развития на длительном горизонте планирования. Возобновляемая энергетика в целом и ветроэнергетика в частности несет в себе огромный потенциал развития энергомашиностроительной промышленности. Технологии, применяемые в производстве ветрогенераторов, являются смежными со множеством высоких технологий других отраслей. Например, развивая направление создания композитных материалов, которые применяются при создании лопастей ветрогенераторов, мы также работаем над материалами, из которых потом будут делать крылья самолетов, корпуса судов. Судостроение и авиастроение — важнейшие отрасли для технологической независимости России.
Промышленное аккумулирование электроэнергии — амбициозная технологическая задача, решение которой даст прорыв практически во всех отраслях.
Если рассматривать только энергетическую отрасль, то конечная идеальная технология — ветер в паре с накопителем энергии, дешевым технологически и емким. Но до этого уровня нам еще надо дойти. Промежуточная технология — гибридные комплексы, когда ветер работает в паре с дизельным генератором или солнечной станцией".

Теги: Татнефть