Новости
Нефтегазовая пром.
11:0411.04.2024
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
17:0410.04.2024
11:0411.04.2024
Выставки
Наука и технология
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
11:0410.04.2024
10:0409.04.2024
11:0405.04.2024
22:0218.02.2020
22:0121.01.2020
10:1129.11.2017
Теги
В ожидании углеродного сбора.
24.09.2020, 20:08
Нефтегазовая промышленность
Бизнесмены и чиновники обсудили углеродный сбор ЕС на деловом завтраке в рамках Тюменского нефтегазового форума 2020.
В ближайшее время ЕС введет углеродный сбор, но конкретные параметры нового налога пока не ясны. К чему нужно готовиться российскому нефтегазу, бизнесмены и чиновники обсудили на деловом завтраке в рамках Тюменского нефтегазового форума 2020.
Спикеры мероприятия были едины во мнении: мы живем в эпоху большого энергетического перехода. Так, например, председатель Союза нефтегазпромышленников Юрий Шафраник заявил, что этот процесс идет примерно с 2010 года и, по его оценке, займет 25 лет. Он считает, что "новая система энергетики будет гибридной", то есть смешанной. По его словам, в Европе процесс декарбонизации носит необратимый характер: он может идти быстрее или медленнее, но его уже не остановить.
С ним согласен первый вице-президент компании ЛУКОЙЛ Азат Шамсуаров: "Мир не стоит на месте, он меняется намного быстрее, чем мы это себе представляем". Азат Шамсуаров отметил, что в компании внимательно изучают публичные выступления руководителей европейских энергетических компаний Shell, Total, BP, Eni и др. "Большинство из них уходят на возобновляемые источники энергии. Корпорации делятся пополам: одна половина занимается традиционными ресурсами, другая — сосредотачивается на ВИЭ и зеленых углеводородах". Первый вице-президент ЛУКОЙЛа рассказал, что в компании учитывают климатическую повестку, но делают это с осторожностью. "За прошлый год ЛУКОЙЛ принес в бюджет 1,5 трлн рублей. И говорить о том, что мы в одночасье меняем стратегию развития нашей компании и в связи с этим перестаем платить налоги государству, — это неправильно".
Денис Храмов, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии, призвал дождаться международного законодательства, которое сейчас находится на стадии разработки. При этом чиновник подчеркнул, что на сегодняшний день существует много методологических противоречий, с которыми предстоит разбираться. Так, например, "в Европе оценивается поглощающая способность только управляемых лесов. А у нас гигантский массивы лесов, где не ведется лесное хозяйство". Такой подход нужно пересматривать, уверен Денис Храмов.
С критикой позиции Евросоюза выступил и Сергей Вакуленко, руководитель департамента стратегии и инноваций "Газпром нефти": "Когда мы начинаем смотреть, как устроен подход европейских регуляторов, мы начинаем ощущать, что их интересует не только и не столько борьба с выбросами СО2. Это начинает выглядеть как протекционизм. Разумным было бы законодательство, которое было бы технологически нейтрально, слепо, которое не субсидировало бы, например, тот или иной вид транспорта (электромобили против автомобилей), а действительно бы устанавливало справедливую цену на СО2".
Сергей Вакуленко привел наглядный пример. Обычный автомобиль за срок своей жизни "выкидывает" примерно 20-25 тонн СО2. Нейтрализация этого объема СО2 с помощью специальных технологий обойдется около $6 тысяч. "Как мы понимаем, электромобиль стоит дороже, чем автомобиль. Но при этом регуляторы склонны стимулировать именно электромобили в ущерб бензиновому автомобилю. Европейцам предлагаются более дорогие методы борьбы с СО2. Не говоря о том, что для человечества было бы гораздо проще перевести угольные станции в развивающихся странах на газ, и тем самым мы сэкономили бы больше СО2, чем выбрасывает весь транспортный поток мира", — пояснил эксперт.
Также он отметил, что "добыча и даже переработка нефти и газа являются не столь энергоемкими процессами, поэтому по сравнению со многими другими отраслями нефтянка уже достаточно легкая в плане своего углеродного следа". Сергей Вакуленко рассказал, что в компании давно занялись повышением эффективности производства: "Например, управляя заводнением месторождения с помощью более точной цифровой модели, можно достаточно сильно снизить количество воды, которое прокачивается через пласт. Соответственно, вы экономите электроэнергию при нагнетании воды в пласт, подъеме жидкости из пласта, сепарации. Таких решений много".
По мнению спикера, сегодня "надо начинать прямой откровенный разговор с Евросоюзом и привлекать на нашу сторону страны ОПЕК, США, Китай с тем, чтобы борьба за снижение CO2 пребывала в зоне технологической нейтральности… Если повестка будет протекционистской, чтобы мы тут не делали, в этой игре мы всегда проиграем".
Резок в своем выступлении был и замминистра энергетики Павел Сорокин.
"Тема декарбонизации — актуальная и важная, но, к сожалению, первое, что приходит в связи с этим на ум, — это цинизм и лицемерие",
— отметил спикер. По его словам, "когда приводятся примеры про ВИЭ, мы все прекрасно понимаем, что такая энергетика до сих пор не может существовать без субсидий и безграничного финансирования". Замминистра отметил, что к вопросам снижения углеродного следа надо подходить реалистично: "Если мы будем обкладывать дополнительными налогами нашу промышленность, то это может оказаться большим бременем. Мало того, что у нас ставки финансирования под все проекты очень высокие и налоговая нагрузка в углеводородном сегменте тяжелая, надо еще понимать, что, если углеводородам осталось 30-40 лет, когда они будут иметь ренту, нам нужно успеть, чтобы эти ресурсы не остались в земле. Мы должны приложить максимальные усилия, чтобы пустить их на благо экономики, чтобы тот инвестиционный ресурс, который в них есть, был использован".
Аркадий Дворкович, председатель Фонда "Сколково", подчеркнул важность предсказуемой налоговой системы для отрасли и риск переусердствовать во взимании дополнительных налогов. "Мы все полагаем, а Минфин располагает, — отметил Аркадий Дворкович. — На днях это было очень наглядно показано при внесении законопроекта, касающегося и нефтяного сектора. За пару дней отсекли 30-40% новых проектов, выведя их за рамки рентабельности. То, что сделал Минфин, это сделано на один год, когда понадобились дополнительные деньги. Но на 15 лет подход должен быть абсолютно другим".
В ближайшее время ЕС введет углеродный сбор, но конкретные параметры нового налога пока не ясны. К чему нужно готовиться российскому нефтегазу, бизнесмены и чиновники обсудили на деловом завтраке в рамках Тюменского нефтегазового форума 2020.
Спикеры мероприятия были едины во мнении: мы живем в эпоху большого энергетического перехода. Так, например, председатель Союза нефтегазпромышленников Юрий Шафраник заявил, что этот процесс идет примерно с 2010 года и, по его оценке, займет 25 лет. Он считает, что "новая система энергетики будет гибридной", то есть смешанной. По его словам, в Европе процесс декарбонизации носит необратимый характер: он может идти быстрее или медленнее, но его уже не остановить.
С ним согласен первый вице-президент компании ЛУКОЙЛ Азат Шамсуаров: "Мир не стоит на месте, он меняется намного быстрее, чем мы это себе представляем". Азат Шамсуаров отметил, что в компании внимательно изучают публичные выступления руководителей европейских энергетических компаний Shell, Total, BP, Eni и др. "Большинство из них уходят на возобновляемые источники энергии. Корпорации делятся пополам: одна половина занимается традиционными ресурсами, другая — сосредотачивается на ВИЭ и зеленых углеводородах". Первый вице-президент ЛУКОЙЛа рассказал, что в компании учитывают климатическую повестку, но делают это с осторожностью. "За прошлый год ЛУКОЙЛ принес в бюджет 1,5 трлн рублей. И говорить о том, что мы в одночасье меняем стратегию развития нашей компании и в связи с этим перестаем платить налоги государству, — это неправильно".
Денис Храмов, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии, призвал дождаться международного законодательства, которое сейчас находится на стадии разработки. При этом чиновник подчеркнул, что на сегодняшний день существует много методологических противоречий, с которыми предстоит разбираться. Так, например, "в Европе оценивается поглощающая способность только управляемых лесов. А у нас гигантский массивы лесов, где не ведется лесное хозяйство". Такой подход нужно пересматривать, уверен Денис Храмов.
С критикой позиции Евросоюза выступил и Сергей Вакуленко, руководитель департамента стратегии и инноваций "Газпром нефти": "Когда мы начинаем смотреть, как устроен подход европейских регуляторов, мы начинаем ощущать, что их интересует не только и не столько борьба с выбросами СО2. Это начинает выглядеть как протекционизм. Разумным было бы законодательство, которое было бы технологически нейтрально, слепо, которое не субсидировало бы, например, тот или иной вид транспорта (электромобили против автомобилей), а действительно бы устанавливало справедливую цену на СО2".
Сергей Вакуленко привел наглядный пример. Обычный автомобиль за срок своей жизни "выкидывает" примерно 20-25 тонн СО2. Нейтрализация этого объема СО2 с помощью специальных технологий обойдется около $6 тысяч. "Как мы понимаем, электромобиль стоит дороже, чем автомобиль. Но при этом регуляторы склонны стимулировать именно электромобили в ущерб бензиновому автомобилю. Европейцам предлагаются более дорогие методы борьбы с СО2. Не говоря о том, что для человечества было бы гораздо проще перевести угольные станции в развивающихся странах на газ, и тем самым мы сэкономили бы больше СО2, чем выбрасывает весь транспортный поток мира", — пояснил эксперт.
Также он отметил, что "добыча и даже переработка нефти и газа являются не столь энергоемкими процессами, поэтому по сравнению со многими другими отраслями нефтянка уже достаточно легкая в плане своего углеродного следа". Сергей Вакуленко рассказал, что в компании давно занялись повышением эффективности производства: "Например, управляя заводнением месторождения с помощью более точной цифровой модели, можно достаточно сильно снизить количество воды, которое прокачивается через пласт. Соответственно, вы экономите электроэнергию при нагнетании воды в пласт, подъеме жидкости из пласта, сепарации. Таких решений много".
По мнению спикера, сегодня "надо начинать прямой откровенный разговор с Евросоюзом и привлекать на нашу сторону страны ОПЕК, США, Китай с тем, чтобы борьба за снижение CO2 пребывала в зоне технологической нейтральности… Если повестка будет протекционистской, чтобы мы тут не делали, в этой игре мы всегда проиграем".
Резок в своем выступлении был и замминистра энергетики Павел Сорокин.
"Тема декарбонизации — актуальная и важная, но, к сожалению, первое, что приходит в связи с этим на ум, — это цинизм и лицемерие",
— отметил спикер. По его словам, "когда приводятся примеры про ВИЭ, мы все прекрасно понимаем, что такая энергетика до сих пор не может существовать без субсидий и безграничного финансирования". Замминистра отметил, что к вопросам снижения углеродного следа надо подходить реалистично: "Если мы будем обкладывать дополнительными налогами нашу промышленность, то это может оказаться большим бременем. Мало того, что у нас ставки финансирования под все проекты очень высокие и налоговая нагрузка в углеводородном сегменте тяжелая, надо еще понимать, что, если углеводородам осталось 30-40 лет, когда они будут иметь ренту, нам нужно успеть, чтобы эти ресурсы не остались в земле. Мы должны приложить максимальные усилия, чтобы пустить их на благо экономики, чтобы тот инвестиционный ресурс, который в них есть, был использован".
Аркадий Дворкович, председатель Фонда "Сколково", подчеркнул важность предсказуемой налоговой системы для отрасли и риск переусердствовать во взимании дополнительных налогов. "Мы все полагаем, а Минфин располагает, — отметил Аркадий Дворкович. — На днях это было очень наглядно показано при внесении законопроекта, касающегося и нефтяного сектора. За пару дней отсекли 30-40% новых проектов, выведя их за рамки рентабельности. То, что сделал Минфин, это сделано на один год, когда понадобились дополнительные деньги. Но на 15 лет подход должен быть абсолютно другим".
Похожие новости:
15:1121.11.2019
Выставки