Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Международные страховщики отказались работать с судами для Nord Stream 2.

Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев, страхующая 90% кораблей в мире, решила не работать с судами проекта Nord Stream 2, следует из ее циркуляра. Причина — действующие и возможные санкции против проекта
Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs, или IG P&I) приняла решение не предоставлять страховое покрытие судам, которые могут участвовать в строительстве газопровода "Северный поток-2" (проектная компания — Nord Stream 2 AG). Это следует из циркуляра, выпущенного от имени всех клубов, входящих в Международную группу. Это решение, как ожидается, еще больше осложнит поиск судов, которые могли бы достроить подводный газопровод.
"Члены (каждого из клубов) должны помнить, что не должно быть никакого страхового покрытия для судов, вовлеченных в незаконную деятельность и/или деятельность, которая ставит клуб под угрозу нарушения санкций. В свете прямой санкционной угрозы для страховщиков, которую представляют собой американские законы CAATSA ("О противодействии противникам США посредством санкций") и PEESA ("О защите энергетической безопасности Европы"), клуб не будет предоставлять страховое покрытие для деятельности, относящейся к проектам Nord Stream 2 или Turk Stream", — говорится в документе.
В июне 2020 года сенаторы США внесли в конгресс новый законопроект, который предлагает ввести санкции против компаний, предоставляющих услуги страхования или перестрахования судам, работающим на "Северном потоке-2". "Если этот законопроект будет принят, он будет иметь серьезное влияние на неамериканских судовладельцев, операторов судов и их страховщиков", — указано в циркуляре.
Оператору проекта известно о решении
Газопровод Turk Stream ("Турецкий поток") из России в Турцию был официально введен в эксплуатацию в начале 2020 года. Газопровод "Северный поток-2", который должен соединить Россию и Германию, еще не достроен — осталось проложить около 6% в исключительной экономической зоне Дании. Строительные работы были остановлены в декабре 2019 года после принятия в конгрессе США закона PEESA, угрожающего санкциями операторам судов, которые участвуют в прокладке труб "Северного потока-2".
"Нам известно о рекомендациях Международной группы клубов защиты и возмещения (IG P&I Clubs). Мы не можем комментировать предполагаемые бизнес-решения потенциальных подрядчиков, как и возможные последствия угроз введения США санкций", — сообщили РБК в пресс-службе проектной компании Nord Stream 2 (принадлежит "Газпрому" на 100%). Там добавили, что "защищать европейские компании от незаконных экстратерриториальных санкций должны правительства и Европейская комиссия".
Формулировка Международной группы носит характер императивной для каждого клуба ("Клуб не будет предоставлять страховое покрытие..."), однако индивидуальным участникам клуба "настоятельно рекомендуется оценивать и минимизировать риски заключения контрактов с Nord Stream 2 и Turk Stream", чтобы избежать санкционных рисков. РБК направил запрос в секретариат IG P&I.
Как осуществляется международное страхование судов
Международная группа клубов взаимного страхования — это ассоциация, которая объединяет 13 крупнейших клубов страхования судов (Англии, США, Скандинавии, Японии и т.д.). Членами клуба являются в основном судовладельцы и фрахтователи судов. Они ежегодно делают страховые взносы в фонд клуба, из которого возмещаются расходы судовладельцев в случае возникновения убытков из-за причинения вреда здоровью экипажа, гибели судна, повреждения портовых сооружений, кабелей и т.д.
Главной целью деятельности Международной группы клубов являются распределение страховых рисков на основании пулового соглашения и приобретение перестрахования в международном пуле группы.
Компания Nord Stream 2 никогда не называла конкретных судов, которые могли бы принять участие в достройке газопровода. Министр энергетики России Александр Новак высказывал предположение, что газопровод может достроить трубоукладочное судно "Академик Черский". До начала 2020 года оно находилось в эксплуатации ООО "Газпром флот", но затем было убрано с его сайта. Услуги по управлению безопасностью судна "Академику Черскому" с мая 2020 года предоставляет ООО "Темрюк Транс Марин", следует из базы данных Equasis.
"Газпром флот" является членом лондонского клуба UK P&I Club, входящего в Международную группу клубов, следует из информации на сайте UK P&I Club. Там, например, застраховано судно "Академик Голицын", принадлежащее "Газпром флоту". Однако "Академика Черского" в реестрах клубов взаимного страхования нет. Раньше судно страховала компания СОГАЗ, однако по состоянию на конец июня 2020 года СОГАЗ уже не являлся страховщиком "Академика Черского", уточняли РБК в пресс-службе компании.
Клубы Международной группы обеспечивают страхование около 90% мирового тоннажа морских судов, указано на сайте ассоциации. Остальные 10% рынка покрываются несколькими коммерческими страховыми компаниями.
Завершить проект будет еще сложнее
Рекомендации Международной группы в значительной степени осложняют поиск судов, которые смогут работать на прокладке газопровода "Северный поток-2", считает источник РБК на страховом рынке, занимающийся морским страхованием (он пожелал остаться неназванным, ссылаясь на чувствительность темы страхования Nord Stream 2). По его словам, любая страна ставит условием доступа в свои припортовые воды страхование ответственности судовладельца. При недоступности страховой/перестраховочной емкости международных клубов суда, которые будут укладывать трубы "Северного потока-2", смогут страховать ответственность "только на весьма ограниченном коммерческом рынке", говорит собеседник РБК.
По его мнению, условия страхования и перестрахования ответственности, вероятно, прописаны в соглашении по "Северному потоку-2". И если там содержится условие по сумме покрытия на несколько миллиардов долларов, то может потребоваться международное перестрахование.
Бюллетень, опубликованный клубами взаимного страхования, иллюстрирует типичный пример осторожного (risk-averse) поведения частных компаний, когда речь идет о санкциях, сказала РБК эксперт по санкциям в Университете Цюриха Мария Шагина. Публикация детально излагает санкционные риски, связанные с применением законов CAATSA/PEESA, а также возможным принятием дополнительного закона PEESCA, в котором содержатся санкции против страховщиков судов для Nord Stream 2. "Такое поведение частных компаний оправдывает ожидания законодателей США: пока в конгрессе согласовывается законопроект PEESCA, существующий закон CAATSA и его интерпретация Госдепартаментом США будут сдерживать компании от какого-либо участия в проекте", — сказала она.
Общий политический фон с отравлением Алексея Навального и отчасти из-за протестов в Белоруссии только усугубляет ситуацию, добавляет Шагина. По ее мнению, дискуссии в Германии о возможной остановке Nord Stream 2 ставят под вопрос весь проект. "Без политической поддержки Берлина многие международные компании дважды подумают, прежде чем предоставлять какие-либо услуги "Газпрому", — рассуждает она.
Теги: Газпром флот, Газпром