Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Газовый путь в Европу: Литва начала строительство газопровода-интерконнектора с Польшей.

Помимо высокой стоимости проекта, строительство GIPL тормозили технические и юридические проблемы. Но все-таки лед тронулся!
Начато строительство газопровода-интерконнектора между Литвой и Польшей (Gas interconnection Poland-Lithuania, GIPL). Об этом Amber Grid, оператор газотранспортной системы (ГТС) Литвы, сообщил 12 февраля 2020 г.
Началось
В течение 6 рабочих недель были сварены первые километры газопровода, при этом конкретную протяженность построенного участка Amber Grid не сообщает. Исходя из объема поставок трубной продукции, можно говорить о том, что построено лишь 5 км газопровода. Также компания особо не афиширует ближайшие планы по строительству, говоря о том, что 1/10 участка газопровода, который будет построен в 2020 г., планируется сварить в феврале. Учитывая протяженность литовского участка GIPL в 165 км, речь может идти о 16,5 км. Уже проведена подготовка местности и мобилизованы оборудование и машины для строительства 2/3 литовского участка газопровода (100 км). Начата подготовка к горизонтально-направленному бурению под крупнейшими реками Литвы - Нерис и Неман - для прокладки GIPL.
Ведутся поставки трубной продукции. До конца февраля 2020 г. Amber Grid рассчитывает получить от производителя из Польши - компании Izostal - 29 км труб. При этом компания делает оговорку о том, что к концу месяца до Литвы дойдут еще 24 км стальных труб из Польши, что и позволяет сделать вывод о 5 построенных километрах GIPL. Всего с начала строительства и до весны будет транспортировано 45 км труб на места хранения (10 специально оборудованных площадок вдоль трассы газопровода), другая часть труб будет по-прежнему транспортироваться по графику.
В течение 2020 г. Литва планирует проложить 100 км газопровода из 165 км своего участка GIPL. Информации о планах по строительству польского участка GIPL пока немного. Известно лишь, что маршрут разделен на 2 участка: южный (Холовчице - Рудка-Скрода, 153 км) и северный (Рудка-Скрода - польско-литовская граница, 185 км). Общая протяженность польского участка составляет 357 км. Полностью завершить строительство GIPL планируется в конце 2021 г.

Что есть GIPL?
GIPL обеспечит соединение ГТС Литвы, др. стран Прибалтики и Финляндии с газотранспортной системы ЕС.
Планируемая протяженность GIPL составляет 522 км. Маршрут газопровода пройдет от компрессорной станции (КС) Яунюнай в Литве до КС Холовчице в Польше. Диаметр трубы 700 мм. Максимальное рабочее давление на польском участке - 8,4 МПа, на литовском - 5,4 МПа.
Пропускная способность GIPL по направлению Польша - Литва планируется на уровне 2,4 млрд м3/год, а по направлению Литва - Польша 1,9 млрд м3/год.
Стоимость проекта более 558 млн евро, в т.ч. польская часть - 422 млн евро, литовская - 136 млн евро. Проект финансируется Amber Grid и оператором польской ГТС Gaz-System, а также софинансируется значительным грантом от ЕС. Хотя при вкладе ЕС в размере 306 млн евро, вопрос о том, кто тут соинвестор, имеет вполне однозначный ответ. Кроме того, часть инвестиций в польскую часть газопровода компенсируют Литва, Латвия и Эстония.
Долгий путь к GIPL
Проект газопровода между Польшей и Литвой был инициирован практически сразу после распада СССР, в 1992 г. Литва очень хотела разорвать газовые связи с Россией и активно стремилась к газовой независимости. Однако проект газопроводного соединения ГТС Литвы с Европой более-менее активно начал рассматриваться в 2008-2009 гг. Нынешнюю форму интерконнектора (газопровода, по которому газ может поступать в обоих направлениях) GIPL получил к 2014 г. Соглашение о строительстве GIPL было подписано в октябре 2015 г. в г Брюсселе. Несмотря на финансирование, предоставляемое ЕС, проект затягивался. Ранее предполагалось, что GIPL будет построен в декабре 2019 г. и введен в эксплуатацию к 2020 г., однако сейчас речь идет о запуске лишь в конце 2021 г.
Помимо высокой стоимости проекта, строительство GIPL тормозили чисто технические проблемы. Изначально маршрут GIPL планировалось провести от КС Рембельщизна недалеко от Варшавы до КС Яунюней, однако в 2016 г. Польша проинформировала Литву о трудностях с расширением КС Рембельщизна и предложила альтернативный маршрут GIPL для соединения КС Яунюней с КС Головчице, которая находится вблизи границы с Белоруссией. Также вокруг проекта возникли судебные разбирательства. В июле 2019 г. Amer Grid выбрала в качестве подрядчиков для строительства своего участка GIPL Alvora и Siauliu dujotiekio statyba, однако результаты конкурса оспаривали польские участники. Суд подтвердил законность выбора подрядчиков, однако начало строительства вновь затянулось (чем-то напоминает Болгарию и сухопутное продолжение 2й нитки Турецкого потока, не так ли?).
Маленький проект общеевропейского значения
Несмотря на все эти сложности, проект перешел в стадию практической реализации. Это было бы невозможно без мощной европейской поддержки. Европейская комиссия (ЕК) посчитала проект GIPL крайне полезным, поскольку обеспечивает связь с Европой ГТС стран Прибалтики и Финляндии, ослабляя их зависимость от Газпрома. ЕК признала проект GIPL проектом, представляющим общий интерес (PCI).
GIPL является частью плана объединения Балтийского энергетического рынка по газу (Baltic Energy Market Interconnection Plan in gas (BEMIP Gas). Этот план, помимо GIPL, включает магистральный газопровод (МГП) Baltic Pipe, по которому газ будет поставляться в Польшу с месторождений на шельфе Норвегии и расширение мощностей регазификационного СПГ-терминала в Свиноуйсьце. Также важную роль в создании рынка BEMIP сыграет МГП Balticconnector, соединяющий Эстонию и Финляндию.
А вот литовский плавучий регазификационный терминал (FSRU) Независимость в план BEMIP Gas не попал, впрочем это было ожидаемо.
Не получилось у Литвы, как у Польши, получить привлекательные условия политически правильного американского СПГ, вот и приходится получать через FSRU Независимость российский СПГ, в дополнение к трубопроводным поставкам газа Газпрома. Теоретически, GIPL поможет снизить зависимость Литвы от российского газа, даже пропускной мощности хватит. Хотя литовские пути получения газовой независимости от России вызывают недоумение, и чем дальше, тем больше.
Теги: