Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Совещание по вопросам развития Арктики.

Д.Медведев: "Арктический регион – это не только крупнейший сырьевой резерв нашей страны, он имеет стратегическое значение для России как арктической державы. Мы должны сосредоточить усилия на реализации крупных, якорных проектов. Их запуск создаст совершенно иные условия для развития Северного морского пути и потребует его круглогодичной загрузки".
Из стенограммы:
Д.Медведев: Хочу поздравить всех нас ещё раз с большим событием. Мы только что запустили третью очередь завода по производству сжиженного природного газа на Ямале. Таким образом, проект "Ямал СПГ" вышел на полную мощность – 16,5 млн т в год.
Мы активно расширяем российское присутствие в Арктическом регионе. Это не только крупнейший сырьевой резерв нашей страны, этот регион имеет стратегическое значение для России как арктической державы. Здесь мы решаем две важнейшие задачи – обеспечение национальной безопасности нашей страны и, конечно, её экономических интересов.
У нас действует государственная программа "Социально-экономическое развитие Арктической зоны" на период до 2025 года. Мы последовательно формируем в арктических регионах точки роста. И перед нами стоят очень большие цели по промышленному освоению арктического шельфа, по развитию технологий для более эффективного использования богатейшей ресурсной базы региона. Запасы природных ресурсов Арктической зоны составляют 7,3 млрд т нефти и порядка 55 трлн куб. м газа. Конечно, данные, которыми мы сейчас располагаем, могут и измениться. Но речь идёт не только об углеводородах. Многие месторождения здесь уникальны. В Арктической зоне обнаружены запасы платины, алмазов, золота и других, в том числе стратегических, металлов.
Мы должны сосредоточить усилия на реализации крупных, якорных, как принято говорить, проектов. Их запуск создаст совершенно иные условия для развития Северного морского пути и потребует его круглогодичной загрузки. Так мы сформируем и долгосрочный заказ, что для нас тоже очень важно, на танкерный и ледокольный флот.
При реализации проектов в Арктической зоне мы не должны забывать об экологии. Наше присутствие в регионе не должно наносить вред окружающей среде, как это, к сожалению, было раньше. Мы уже предметно занялись расчисткой Арктики. На её территории выявлено больше 100 свалок, вывезено более 80 тыс. т отходов, рекультивировано свыше 200 га земель. И на этом работа не должна закончиться, её нужно продолжать.
Чтобы получить максимальный эффект развития Арктической зоны, все наши планы должны быть увязаны с планами развития государства в целом и, конечно, с бизнес-планами и региональными планами. Для того чтобы работать в этом направлении дальше, я принял решение об обновлении состава Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и подписал соответствующее решение. Комиссия станет более компактной, при этом она должна быть, естественно, деловой, её работа должна быть более интенсивной, учитывая масштабность задач. Распоряжение я подписал. Возглавит комиссию Юрий Петрович Трутнев.
Мы должны использовать самые разные инструменты для развития инфраструктуры в Арктике, инвестпроектов, включая возможности международной кооперации. Тот проект, свидетелями которого мы здесь являемся, – это результат очень хорошей, можно даже сказать, выдающейся международной кооперации, потому что проект очень дорогой. Десятки миллиардов долларов можно собрать только в результате наличия такого рода договорённостей, синдицирования денег. И ряд больших проектов по такому принципу и необходимо реализовывать.
Наши иностранные партнёры проявляют большой интерес к арктическим проектам. И сегодня на церемонии запуска, выхода на проектную мощность "Ямал СПГ", они ещё раз подтвердили, что им интересно всем этим заниматься. Ещё несколько лет назад здесь ничего не было, как известно, кроме разведанных месторождений Тамбейской группы. И собственно, всё. И олени ходили. Сейчас здесь колоссальный объект.
Сегодня мы обсудим ряд инвестиционных проектов, которые должны быть реализованы в Арктической зоне. Доля России на мировом рынке СПГ составляет около 4%, и мы пока не являемся в этой области самым ключевым игроком, хотя уже входим в элиту.
К 2035 году мы ставим цель выйти на 15–20% от этого рынка – это амбициозная цель. Но как рассказывают представители нашего бизнеса, которые здесь этим занимаются, в случае если мы успешно реализуем два наших проекта в области СПГ – "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ 2", только валютные поступления в нашу страну будут составлять в год более 30 млрд долларов. Это для нашей страны очень значимые деньги. Для любой страны, конечно.
Поэтому нужно развивать этот сектор. Это масштабная программа. В этом регионе будет сформирован производственно-логистический хаб. И нам нужно активнее строить транспортную систему, чтобы использовать все богатейшие месторождения.
Северный морской путь – кратчайший маршрут, который соединяет Европу и Азию. Мы должны использовать весь потенциал, который в него заложен. Доставка грузов здесь ведётся круглый год, несмотря на весьма сложные метеоусловия. В прошлом году объём перевозок по Северному морскому пути превысил 10 млн т. За год он вырос практически в два раза – до 18 млн т. В следующем году, по экспертным оценкам, здесь пройдёт свыше 24 млн т грузов. Это хороший темп, цель тем не менее ещё более амбициозная: к 2024 году грузооборот по Северному морскому пути должен быть увеличен до 80 млн т. Это одна из важнейших задач освоения Арктики, которая поставленамайским указом Президента.
Мы уже достаточно много сделали здесь. В частности, в прошлом году ещё на стадии строительства начала работу первая линия морского порта Сабетта мощностью 6 млн т. Это позволило начать отгрузку углеводородного сырья с Южно-Тамбейского месторождения. В этом году, с окончанием строительства порта, экспорт увеличится в три раза – почти до 18 млн т. И это хороший пример государственно-частного партнёрства.
Но строить одни портовые терминалы недостаточно. Нужно параллельно создавать и трубопроводы, и железные дороги, развивать авиационный транспорт, энергетические мощности. Мы сейчас с губернатором на эту тему говорили, может быть, нужно и на переработку обратить внимание.
Мы приняли комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В нём содержатся проекты дальнейшего развития Северного морского пути и инфраструктуры. Запущен и комплексный инвестиционный проект по модернизации и строительству железнодорожной сети в северном широтном направлении. Протяжённость почти 500 км, а с учётом подходов это 2,5 тыс. км практически, и эта транспортная сеть позволит соединить Северную и Свердловскую железные дороги, обеспечить вывоз грузов с месторождений северных районов Западной Сибири. В результате пропускная способность увеличится почти на четверть миллиона тонн грузов в год. Общий объём финансирования проекта составляет почти 240 млрд рублей, причём в основном это деньги частных инвесторов, бюджетных расходов здесь будет немного, может быть, чуть больше 5%.
Проект модернизации железнодорожной сети – лишь один из ряда проектов, которые нам предстоит запустить, но нужно учитывать следующие моменты. Во-первых, важно синхронизировать введение новых месторождений, действия строителей ледокольного и танкерного флота и создание инфраструктуры. Во-вторых, нужно оценить, достаточно ли портовых терминалов для переработки грузопотока и сколько ещё дополнительных транспортных мощностей нам понадобится для добычи сырья, которое увеличится в результате реализации этих инвестиционных проектов.
Жду сегодня в выступлениях конкретных идей, какие меры на федеральном и, конечно, региональном уровне необходимы для того, чтобы развитие Арктического региона шло ускоренными темпами. 
А.Новак: Для реализации поставленных Президентом в майском указе задач по увеличению грузопотоков по Северному морскому пути до 80 млн т есть все предпосылки. В Арктическом регионе сосредоточены значительные извлекаемые запасы углеводородного сырья. По нефтегазовому конденсату это порядка 25% от общероссийских запасов, по газу – 72%.
В настоящее время Правительством уже принят широкий спектр мер государственной поддержки разработки запасов углеводородов в Арктике, включающий как фискальные меры, так и меры административного характера. Я напомню, Дмитрий Анатольевич, что при Вашей поддержке вышло распоряжение Правительства о комплексном плане развития производства СПГ на полуостровах Ямал и Гыдан. Особый налоговый режим для новых морских месторождений. Обнуление экспортных пошлин для СПГ и НДПИ в Арктике для добычи газа, направляемого на сжижение.
Уже сегодня в Ямало-Ненецком автономном округе ведётся бoльшая часть добычи газа России. Арктическая зона, в том числе континентальный шельф, обладает большим потенциалом роста – как минимум на 30–40 млн т нефти и до 150 млрд куб. м газа.
Объём грузоперевозок. В 2018 году расчётный объём только исходящего грузопотока углеводородного сырья составит более 15 млн т (рост к 2017 году в 2,5 раза). Дальнейший рост будет также в основном обеспечен за счёт освоения месторождений нефти, газа и угля.
В настоящее время в акватории Северного морского пути осуществляется транспортировка углеводородного сырья и продукции, произведённой в рамках реализации двух проектов – это освоение Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения (в объёме около 7 млн т в год) и совместный проект компании "Новатэк" с французскими и китайскими партнёрами "Ямал СПГ", который после запуска третьей очереди выйдет на объём примерно 17 млн т, в перспективе – до 18 млн т.
Следующим крупным проектом в акватории Северного морского пути станет "Арктик СПГ 2" на Гыданском полуострове, также реализуемый компанией "Новатэк" совместно с иностранными партнёрами. Сейчас идёт работа в этом направлении по привлечению иностранных партнёров. Проектом предусмотрено строительство завода мощностью до 19,8 млн т СПГ в год и 1,8 млн т газового конденсата.
Д.Медведев: Александр Валентинович, мы в принципе все эти проекты знаем. Думаю, нет смысла перечислять наши планы. Я и сам совещание по этой теме проводил относительно недавно. Какие дополнительные меры, на Ваш взгляд, нужно принять по линии Правительства и по линии компании?
А.Новак: Дмитрий Анатольевич, есть ещё ряд проектов, помимо СПГ-проектов. Я хотел бы подвести итог по СПГ-проектам: это позволит нам увеличить грузопоток по Северному морскому пути более чем на 40 млн т.
Ведётся также подготовка проектов в нефтяном и угольном секторах. Это проект в регионе Таймыр Красноярского края по разработке нефтяных и угольных месторождений, которые могут дать грузооборот до 20 млн т к 2024 году, это Пайяхская группа нефтяных месторождений в Красноярском крае, разрабатываемых компанией "Нефтегазхолдинг", а также проект по добыче каменного угля на полуострове Таймыр (компания "ВостокУголь". Потенциал добычи каменного угля на арктическом севере Красноярского края составит порядка 12 млн т к 2024 году и 25 млн т к 2030 году.
Хотел бы сказать ещё об одном проекте. Это проект по разработке месторождения "Победа" в Карском море, которое было открыто в 2014 году компанией "Роснефть", с суммарными извлекаемыми запасами порядка 130 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа. Суммарно реализация обозначенных выше проектов обеспечит исходящий грузопоток только углеводородного сырья к 2024 году около 65 млн т с потенциалом к 2030 году – 95 млн т, а к 2035 году объёмы могут быть увеличены до 130–160 млн т.
Как я уже говорил, Правительством принят большой перечень решений, касающихся содействия бизнесу и оказания мер государственной поддержки проектам, в том числе связанным с развитием Северного морского пути. Сегодня можно было бы сказать о новых мерах, которые, на мой взгляд, целесообразно было бы рассмотреть дополнительно к тому, что уже было принято. Я имею в виду в том числе вопросы, касающиеся локализации критически важного оборудования для средне- и крупнотоннажного производства сжиженного природного газа, строительство осуществляющих транспортировку СПГ судов-газовозов. Принимая во внимание необходимость создания долгосрочных стимулов развития сектора СПГ и, соответственно, формирования российского технологического потенциала, считаю целесообразным поддержать предложение по предоставлению субъектами Российской Федерации налоговых льгот по налогу на имущество организаций для основных средств, участвующих в производстве оборудования для нужд заводов СПГ.
Также я хотел бы предложить рассмотреть вопрос о создании территории опережающего социально-экономического развития "Таймыр" в границах Долгано-Ненецкого района Красноярского края с возможностью предоставления соответствующих мер государственной поддержки инвестиционных проектов.
Дополнительные меры, которые отражены в протоколе, Министерство энергетики поддерживает. Речь идёт о развитии дноуглубительных работ, транспортных потоков и синхронизации работы бизнеса и "Росатома" в части обеспечения перевозок по Северному морскому пути и строительства ледокольного атомного флота.
Теги: Росатом