Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Старый путь: почему России нужен украинский газовый транзит.

Даже после запуска "Турецкого потока" и "Северного потока-2" Россия будет по-прежнему заинтересована в использовании украинской газопроводной системы. А значит, нужно искать возможности для компромисса с Киевом
До 1 января 2020 года, когда у России заканчивается транзитный договор с Украиной, остается меньше полутора лет. Что дальше? Ответ во многом связан со сроками строительства газопровода "Северный поток-2" (СП-2). Этот фактор по существу определит реальные транзитные объемы, которые будут транспортироваться через Украину. Как стороны придут к компромиссу по объемам и ценам транзита, как будет оптимизирована и модернизирована украинская газотранспортная система (ГТС), пока неясно. Вопросов здесь больше, чем ответов.
Влияние "Северного потока"
Последние события оказались скорее позитивными для "Северного потока". Итоги встречи Владимира Путина с Дональдом Трампом в Хельсинки говорят в пользу того, что США все же готовы допустить строительство СП-2. О таком развитии событий говорят и результаты трехсторонней (Россия, Украина, ЕС) встречи по газу.
Неопределенность со сроками строительства СП-2 сохраняется, хотя ввод в эксплуатацию по идее должен состояться в конце 2019 года — к истечению действующего транзитного контракта с Украиной. Впрочем, уже известно, что обе нитки сухопутного продолжения СП-2 по территории Германии (газопровод Eugal) ввести в эксплуатацию к началу 2020 года не удастся: даже при максимально благоприятном развитии событий к этому времени возможен только запуск одной нитки. А значит, минимум половина предназначенных для СП-2 объемов в любом случае останется на украинском направлении и в 2020 году.
Одновременно нынешние обстоятельства — противодействие США, ситуация задержки с разрешением на строительство со стороны Дании — могут привести к тому, что и морской участок трубы начнет функционировать позже декабря 2019 года. А это значит, что в 2020 году транзит через Украину может сохраниться в полном объеме.
В то же время остается высокая вероятность, что вскоре после 2020 года СП-2 будет запущен, а значит, понадобится новый договор на новые объемы. Получается, что новый транзитный договор приходится обсуждать в двух вариантах: как среднесрочный на текущий транзит (с января 2020 года на следующие один-три года — в зависимости от развития событий со строительством СП-2) и как долгосрочный на последующие объемы транзита, уже меньшие.
Украина неоднократно выступала с самыми различными ценовыми предложениями насчет транзита. В этих во многом противоречивых пожеланиях было, тем не менее, одно очень здравое зерно: новый тариф должен зависеть от объемов будущей прокачки. И пока он хотя бы приблизительно не определен, говорить о конкретных тарифах сложно.
Проблемы украинской ГТС
Одновременно и самой Украине нужно думать, как модернизировать свою газотранспортную систему под новые объемы. Да, похоже, час "Ч" отодвигается с 2020 года на 2021–2022-й, но и в этом случае времени на адаптацию остается не так уж много.
Проблема известна: объем транзита через Украину с запуском обходных газопроводов кратно упадет, а значит, ей необходимо переконфигурировать действующую ГТС.
В теории все просто. Если на основных маршрутах идет несколько параллельных ниток, то можно оставить одну. Более того, можно сделать так, чтобы наиболее изношенные участки не попали в новый вариант транспортировки. На практике все несколько сложнее. Во-первых, нет отдельной транзитной трубы — это видно на картах ГТС. Из-за того что транзитные мощности связаны и с внутренней газопроводной системой, просто отключить "лишние" нитки трубы не всегда возможно.
В украинской деловой прессе уже бьют тревогу по поводу того, удастся ли "дотянуться" газом до всех украинских потребителей при кратном снижении объемов транзита.
А что по цифрам? В прошлом году Украина транспортировала 93,5 млрд куб. м российского газа. Но здесь важно помнить, что украинский транзит проходит по двум практически независимым друг от друга направлениям: западному (его в перспективе и заместит СП-2) и южному (его заместит "Турецкий поток"). И если со сроками запуска СП-2 пока не все понятно, то препятствий к тому, чтобы первая нитка "Турецкого потока" начала работать к 2020 году, не видно.
На южном направлении проходят три газопроводные нитки общей мощностью 26 млрд куб. м в год. Сейчас по ним транспортируется ежегодно около 18 млрд куб. м. Большая часть этих объемов предназначена для Турции (около 12 куб. м). В Болгарию и Грецию идет в среднем по 3 млрд куб. м.
После запуска первой нитки "Турецкого потока" мощностью 15,7 млрд куб. м в год прокачка по украинскому направлению снизится втрое. Более того, Греция и Болгария через год-два начнут получать по 1 млрд куб. м из Азербайджана. С одной стороны, для них это дополнительная диверсификация, но с другой — без этих 2 млрд куб. м загруженность коридора упадет с нынешних 18 млрд до 4 млрд куб. м в год, т.е. в четыре с лишним раза. Соответственно, уменьшится и объем прокачки по украинскому южному коридору.
В таком случае появляются вопросы об экономической рентабельности достаточно длинного, но маломощного маршрута. Но поскольку к этому коридору подключены и украинские потребители, Украина заинтересована сохранить этот участок даже при небольших объемах транзита. Наблюдать за этим сюжетом стоит, чтобы понять, как будут развиваться события на основном, западном, направлении.
Западный транзит
В прошлом году по западному направлению через Украину было прокачано около 73 млрд куб. м газа (общий транзит за вычетом южного направления и 3 млрд куб. м для Молдавии). Даже при запуске СП-2 на полную мощность (55 млрд куб. м) здесь остается около 18 млрд куб. м, кроме того, нельзя исключать и повторения прошлогодней ситуации, когда и "Северный поток-1" был частично недозагружен из-за ограничений европейских регуляторов. Но Украина хотела бы гарантированно иметь хотя бы 40 млрд куб. м в год транзитных объемов.
Конфликт может быть разрешен за счет роста экспорта российского газа в ЕС: даже при стагнации европейского спроса на газ падение собственной добычи в ЕС ведет к росту импорта. На фоне решения о дальнейшем сокращении добычи газа в Нидерландах (месторождение Гронинген) рост экспорта российского газа после 2020 года до уровней более 200 млрд куб. м в год становится вполне вероятным.
Такой рост добавит еще 10–20 млрд куб. м транзитного газа. Правда, в этой схеме нет места для второй нитки "Турецкого потока", но пока нет и полного понимания относительно ее сухопутного продолжения.
Словом, компромиссный вариант в 30 млрд куб. м транзита по западному украинскому направлению возможен (напомним, что ранее Россия обещала оставить 10–15 млрд куб. м транзита в год, что совсем не устраивало Украину). Вопросов, правда, здесь остается много — это и равномерность сезонной загрузки, и стоимость транзита, и функционирование украинской ГТС при меньших объемах.
Таким образом, в долгосрочной перспективе России действительно нужен украинский транзит. Во-первых, для поставки газа в некоторые страны Восточной Европы, с тем чтобы сэкономить на строительстве новой инфраструктуры ради небольших потребителей (до 15 млрд куб. м). Во-вторых, для транзита пиковых объемов зимой. А на переговорах с Киевом придется столкнуться с хорошо известными проблемами украинской ГТС: здесь и изношенность, и политические конфликты, и нерыночные методы расчета тарифов.
Теги: