Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Александр Новак: "Цель соглашения об ограничении добычи ОПЕК+ выполнена на две трети".

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак в интервью ИА "Интерфакс" рассказал о ходе реализации и вариантах выхода из соглашения ОПЕК+, взаимоотношениях с Еврокомиссией по "Северному потоку-2", инвестиционной привлекательности российского ТЭК, развитии нефтегазовой отрасли и основных задачах в электроэнергетике.
Министр отметил, что российские проекты не только масштабны, но и привлекательны с точки зрения вложения инвестиций. "Несмотря ни на какие санкции, по итогам прошлого года мы впервые увидели дополнительный рост объема инвестиций на 10%. Приток был, в основном, за счет инвесторов из АТР и Ближнего Востока. Я уверен, что сотрудничество в энергетике в будущем будет расширяться", - сказал Александр Новак.
Глава Минэнерго России напомнил, что задачей соглашения ОПЕК+ договоренностей было убрать излишки нефти с рынка. "На текущий момент мы видим, что эта цель достигнута на две трети. Не исключено, что целевое сокращение мировых запасов нефти может произойти до конца 2018 года. Все будет зависеть от ситуации на рынке, от того, как быстро он будет балансироваться", - пояснил Александр Новак.
Отвечая на вопрос о возможных механизмах выхода из сделки, Министр подчеркнул, что выход должен быть плавным, позволяющим избежать резкого наращивания объемов добычи, которое может привести к превышению предложения над спросом. "Скорее всего, выход из сделки займет несколько месяцев. Более точно просчитать период плавного наращивания добычи можно будет непосредственно в момент принятия решения о выходе из соглашения. Это может занять три, четыре, пять месяцев – а может быть, наоборот, всего два", - сказал Александр Новак.
По мнению главы Минэнерго России, для поддержки российской нефтяной отрасли стоит подумать о дополнительном стимулировании модернизации нефтепереработки. "Несмотря на то, что вслед за ростом цен на нефть улучшилась ситуация и в нефтеперерабатывающей отрасли, маржа НПЗ остается очень низкой, и далеко не все российские заводы завершили процесс модернизации. Ряд инвестиционных проектов, реализуемых в рамках четырехсторонних соглашений, был отложен на более поздний срок. Вместе с Минфином мы готовим предложения о дополнительном стимулировании инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли", - пояснил Александр Новак.
Говоря о возможности введения налоговых льгот для обводненных месторождений, Министр отметил, что действующая налоговая система не позволяет дифференцированно подходить к разным по сложности и состоянию запасам месторождений.
"Еще в прошлом году меры поддержки обводненных месторождений были разработаны, но их не поддержало министерство финансов. По расчетам Минфина, введение этих мер приведет к потерям бюджета в краткосрочной перспективе. Но, на наш взгляд, нужно анализировать ситуацию в долгосрочной перспективе, тогда выгоды будут более очевидны. Поэтому мы продолжаем работать в этом направлении", - добавил Александр Новак.
Комментируя ход реализации проекта "Северный поток-2", глава Минэнерго России сообщил, что по этому вопросу у России с коллегами из Еврокомиссии принципиально разные позиции. "Российская сторона считает, что это коммерческий проект, Еврокомиссия хочет дополнительно его регулировать. Сначала предлагалось сделать это через механизм мандата на ведение переговоров, теперь предлагают включить морские проекты в юрисдикцию Третьего энергопроекта. Мы считаем, что существующее европейское законодательство не требует никаких изменений, "Северный поток-2" может и должен быть реализован, как и другие подобные проекты. Все попытки дополнительного регулирования направлены лишь на то, чтобы не допустить строительства "Северного потока-2" и увеличения поставок российского газа в Европу", - уверен Александр Новак.
Что касается механизма модернизации объектов электроэнергетики, Министр пояснил, что у Минэнерго России нет возражений по поводу внедрения механизма инфраструктурной ипотеки. "Это хороший инструмент, который позволит привлечь инвестиции в различные отрасли. Что касается так называемого механизма "ДПМ-штрих", мы предлагаем, что в модернизацию пойдет до 40 ГВт - это верхняя планка. При этом необходимо вводить ограничения по ежегодному объему вводимых мощностей. Еще одна задача - равномерно распределить нагрузку пиковых выплат по инвестконтрактам. Оборудование должно отработать свой парковый ресурс более чем на 125%, но при этом у него должна быть высокая тепловая нагрузка", - сказал Александр Новак.
Рассуждая о мерах поддержки ВИЭ после 2024 года, Министр пояснил, что есть ориентир на внедрение рыночных механизмов строительства солнечных и ветровых электростанций, станций на основе других возобновляемых источников энергии. "Если встанет вопрос о мерах государственной поддержки, мы должны будем все очень тщательно взвесить. Сейчас идет серьезное удешевление себестоимости капитальных вложений, текущей эксплуатации, выработки киловатт-часа, кроме того, нужно будет просчитать экономику проектов. У нас помимо механизма ДПМ, который сейчас используется на федеральном уровне для привлечения инвестиций в ВИЭ, есть варианты поддержки проектов на региональном уровне, в том числе за счет субсидирования тарифа. Этот вопрос нужно рассматривать в комплексе", - сказал Александр Новак.
Теги: