Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Северные морские ворота России и крупнейший транспортный узел: на выставке "Россия" обсудили потенциал Мурманской области.

25.12.2023, 09:16
Выставки

22 декабря на Международной выставке-форуме "Россия" прошел День Мурманской области. На пленарной сессии в рамках Дня Арктического инвестора на выставке "Россия" выступил Глава Минвостокразвития России, Алексей Чекунков, который отметил, что Мурманская область - это флагман развития Российской Арктики: "Для нашей страны Арктическая зона – это геостратегическая пограничная территория. С учетом наличия развитой транспортной инфраструктуры в регионе, богатой ресурсной базы, умеренного арктического климата и уникальной природы Мурманская область является местом притяжения наших граждан как для постоянного проживания, так и туризма".
По словам Алексея Чекункова Мурманская область - лидер по привлечению инвестиций среди всех регионов Арктической зоны Российской Федерации. Созданные здесь в 2020 году преференциальные режимы привлекли 219 резидентов Арктической зоны и 7 резидентов ТОР "Столица Арктики", реализуются инвестиционные проекты более чем на 390 млрд рублей.
"Реализация инвестиционных проектов в Мурманской области напрямую влияет на развитие Северного морского пути, увеличение грузопотока по этой транспортной артерии. По итогам 2023 года прогнозируется достижение установленного целевого грузооборота по Северному морскому пути в 36 млн тонн. Это рекордное значение за всю историю России", - рассказал министр.
По поручению Президента Российской Федерации Правительство утвердило перечень опорных населённых пунктов в Арктике, которые станут базой для реализации экономических и инфраструктурных проектов. В Мурманской области в перечень опорных вошли 3 агломерации: Мурманская, Кировско-Апатитская и Мончегорская.
"Одно из важнейших направлений нашей работы – это повышение качества жизни людей, создание комфортной городской среды и развитие городов в целом. По каждой агломерации будет разработан мастер-план развития агломерации, который ляжет в основу комплексного плана долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов на период до 2035 года, будем и дальше применять механизмы ускоренного строительства социальной инфраструктуры, успешно зарекомендовавшие себя на Дальнем Востоке", - отметил глава Минвостокразвития.
Губернатор Андрей Чибис представил логистический потенциал региона, отметив, что 2023 год стал временем прорывных событий в области развития Севморпути": "Завершен важнейший этап реализации Мурманского транспортного узла: благодаря поддержке Президента Владимира Путина и Правительства дан старт рабочему движению по новой ветке железной дороги. Для региона это важное событие. Мы боролись за финансирование, завершение проекта и менее, чем за год, работы сделано больше, чем за весь прошедший период. Если сегодня работает в качестве портовой инфраструктуры город Мурманск, восточная его часть, то мы по сути обеспечиваем железной дорогой западную его часть".
Как отметил губернатор, расширяется количество современных и мощных ледоколов, которые обеспечивают работу Севморпути, увеличивается объем грузовой базы. "Это и уникальный проект компании "НОВАТЕК", которые с нуля строят высокотехнологичные плавучие заводы по сжижению природного газа. Летом Президент Владимир Путин лично дал старт отправке с ЦСКМС первой платформы, СПГ – один из важнейших грузов. И конечно, это решение Президента по газификации Мурманской области, что перевернет экономику региона, даст возможность переработки сырья, которое мы добываем, новые рабочие места, инвестиции, налоговую отдачу. И это проект по переработке СПГ – все эти перспективы делают наш регион действительно оплотом, флагманом развития Арктики, который движется вперед и в части экономики, и в части защиты наших рубежей. Отмечу, что 80 процентов военнослужащих Северного флота находятся на нашей территории" – подчеркнул глава региона.
Специальный представитель госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов рассказал о перспективах развития Северного морского пути: "Самое главное – вырос интерес по перенаправлению из Суэцкого канала на Северный морской путь. В этом году мы также поставили новый рекорд, уже транзитный – 2 млн 127 тысяч тонн".
"На базе ЦСКМС мы по сути создали центр компетенций СПГ-отрасли Российской Федерации, - рассказал директор ООО "НОВАТЭК-Мурманск" Петр Оборин. - До нас этого никто не делал. На ЦКСМС в Мурманске можно развивать не только производство платформ, но создавать специалистов, обучать людей, запускать какие-то новые цепочки, смежные отрасли. Это, действительно, комплексная работа, которая была проделана. Сейчас мы с большим оптимизмом сморим на будущие проекты.
Андрей Грачев, вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО "ГМК Норильский никель", отметил, что СМП- это та артерия, которая коренным образом изменила всю логистику: "Для нас это российский северный шелковый путь. Почему СМП важно для нашей страны? Это развивает сопутствующую портовую инфраструктуру, это безопасность, предсказуемость навигации, экономичность.
Несмотря на санкционные решения, конкуренцию, мы не только сохраняем темпы, но выходим на рекорды, 2017 год - было 1,5 млн тонн, 2020-ые годы - 2,1 млн тонн, и дальше, конечно, будем развивать".

Теги: Росатом, выставка, НОВАТЭК