Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Анатолий Голомолзин: При развитии рынков газа и рыночного ценообразования должна возрастать роль потребителей.

12.12.2018, 12:29
Выставки
О принимаемых мерах по развитию рынков газа в свете принятого Президентом Российской Федерации Национального плана по развитию конкуренции и принятой Правительством Российской Федерации Дорожной карты по развитию конкуренции на 2018 – 2020 годы рассказал замглавы ФАС на международном форуме 7 декабря 2018 года состоялся XVI Международный форум "Газ России – 2018".
О принимаемых мерах по развитию конкуренции на рынках газа в Российской Федерации рассказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
Спикер сообщил, что в соответствии с утвержденным Президентом Российской Федерации в конце декабря 2017 года Национальным планом развития конкуренции развивать российскую экономику предполагается в том числе с помощью организованной (биржевой) торговли, формирования биржевых и внебиржевых индексов цен, развития организованных торгов по отдельным секторам товарных рынков, к которым относится и рынок газа. Переход к рыночному ценообразованию предполагается путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах, формирования биржевого и внебиржевого индексов.
Замглавы ФАС добавил, что летом 2018 года Правительство Российской Федерации утвердило дорожные карты по основным отраслевым товарным рынкам. В частности, утверждена дорожная карта, содержащая мероприятия по системному развитию организованных торгов природным газом, формированию рыночных цен, привлечению хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах.
Замглавы ФАС подчеркнул, что ключевым элементом национального рынка газа является рыночное ценообразование:
"Я бы сказал, что мы находимся не на этапе формирования рынка газа. Мы находимся на этапе его развития: прошли структурные преобразования в Газпроме: организационно обособленно функционируют предприятия по добыче, транспортировке, распределению и сбыту газа; функционируют независимые производители газа, которые его поставляют на рынок в условиях свободного ценообразования, большинство крупных промышленных потребителей получают газ именно по свободным ценам. И мы будем дальше двигаться в условиях дерегулирования цен. Дальше возникает вопрос – каким образом будут формироваться цены? И биржевой торговле отводится здесь наиболее важное значение".
Рынок поставки природного газа в России перестал быть монопольным, но является высококонцентрированным. На нем коллективно доминируют и совокупно занимают долю более 70 % три компании - ПАО "Газпром", ПАО "Новатэк", ПАО "НК "Роснефть". При этом доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов выше 8 %.
"Это дает нам основания двигаться дальше по направлению дерегулирования цен. Понятно, что просто принять решение по дерегулированию означало бы возможность выстраивания монопольного ценообразования, когда в условиях дружественной конкуренции цены формируются только тремя игроками, что естественно может приводить к негативным последствиям. Специально настраиваемые механизмы позволяют защищать потребителей и рынок от этого. К этому механизму относится развитие биржевой торговли, когда потребители получают возможность оказывать давление на цену", - сообщил спикер.
Замглавы ФАС подробно остановился на Дорожной карте по газоснабжению, утвержденной Правительством Российской Федерации, которая состоит из трех блоков. Первый блок касается вопросов по обеспечению доступа к услугам естественных монополий, включая вопросы совершенствования системы тарифообразования. Второй посвящен мерам по развитию организованной торговли природным газом. Третий – мероприятиям, которые необходимы для развития внутреннего рынка газа "в развитие тех процессов и того состояния рынка, которое уже состоялось".
Во исполнение мероприятий Дорожной карты разработан и обсуждается с заинтересованными ведомствами и организациями проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке газа. Документ предполагает отменить государственное регулирование оптовой цены на газ (за исключением населения и приравненных к нему групп), реализуемой ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами; установить единый тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа, равно как и для ПАО "Газпром" и его аффилированных лиц.
Замглавы ФАС сообщил, что сейчас обсуждается вопрос совершенствования методики тарифообразования услуг по транспортировке газа, в которых ключевое условие имеет равенство условий работы независимых компаний и ПАО "Газпром":
"Действующая методика должна быть доработана таким образом, чтобы оценивать экономическую обоснованность базового тарифа, и исходя из этого уровня принимать решения об индексации тарифов на долгосрочную перспективу".
Кроме этого с учетом происходящих изменений на рынке и в порядке совершенствования договорных отношений его участников прорабатывается новая модель ценообразования по принципу "вход – выход".
"ФАС России также разработан и обсуждается проект постановления Правительства Российской Федерации, который в том числе касается изменения существующих правил недискриминационного доступа, в частности раздела, связанного с технологическим присоединением по магистральным сетям. Этот вопрос имеет большое значение для развития как газодобывающих компаний, так и газопотребляющих организаций. В правилах также появился новый раздел, касающийся доступа к системам ПХГ. Подготовлен проект типового договора, сужающий поле для дискуссий между монопольным поставщиком услуг и его контрагентами", - пояснил Анатолий Голомолзин.
Спикер также рассказал о ведущейся доработке правил недискриминационного доступа к газораспределительным сетям: "Соответствующий проект подготовлен и в соответствии с планом в I квартале 2019 года будет обсуждаться".
"Не так давно мы направили на регистрацию в Минюст России Приказ "Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм". Это ключевой документ, имеющий значение как повышения доступности инфраструктуры, так и для повышения эффективности тарифного регулирования", - добавил он.
Кроме того, 6 декабря 2018 года Минюст России зарегистрировал приказ ФАС России "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину". Существенная оптимизация затрат на подключение, повышение прозрачности при определении платы за технологическое присоединение позволит увеличить темпы газификации в стране. 
Анатолий Голомолзин подчеркнул, что развитие биржевой торговли газом – ключ к созданию системы, в которой потребитель принимает непосредственное участие в ценообразовании, и чтобы эта система заработала устойчиво, нужно принять поправки в ряд сопровождающих биржевую торговлю документов – доработать Правила поставки газа и усовершенствовать договорные отношения.
"Речь идет о ряде аспектов, связанных с балансирующим рынком газа – о необходимости перепродажи объемов газа, которые не были использованы либо проданы в рамках биржевых торгов. Механизм перепродаж в этом сегменте понятен и прогнозируем. Дальше речь идет о том, чтобы расторговывать перепроданные или неиспользованные объемы газа в режиме прямых контрактных отношений. Это те объемы, которые позволяют балансировать этот рынок газа. Это существенно повышает его эффективность с одной стороны, а с другой стороны, дает дополнительный источник для формирования ликвидности. Тогда у нас не будет острой необходимости обязывать каких-либо игроков доставлять дополнительные объемы. В силу объективных причин никто заранее не знает какой объем газа будет заявлен в задании, какой будет потреблен. Поэтому важно, чтобы существовали экономические механизмы приведения рынка в состояние устойчивого динамического равновесия, которое обеспечивается за счет механизмов биржевой торговли. Наряду с повышением экономической эффективности функционирования рынков, биржевая торговля и балансирующий рынок обеспечивают повышение надежности газоснабжения", - сообщил замглавы ФАС.
Говоря об основных направлениях работы по развитию организованной торговли газом Анатолий Голомолзин обратил внимание участников, что на этапе запуска биржевых торгов соблюдалось требование паритета, когда и ПАО "Газпром" и независимые компании поставляли на рынок примерно одинаковые объемы газа. В последнее время ситуация изменилась:
"Сейчас в основном торгует Газпром. У независимых компаний недостаточно ресурсов. И понятно, что есть необходимость эту проблему решить. ФАС России уже подготовила проект постановления Правительства Российской Федерации о том, чтобы увеличить долю разрешенных объемов Газпрома с 17,5 млрд рублей до не менее чем 35 млрд рублей".
"Не только независимые участники, не только добывающие и продающие компании выходят на рынок организованной торговли газом. Меняется коммерческая инфраструктура рынка и появляются новые его участники. Сейчас компания "Газпром межрегионгаз поставка" получает статус оператора товарной поставки и начинает работать в совершенно других условиях – в соответствии с законодательством об организованных торгах и о клиринговой деятельности. И такие может быть незаметные для глаза обывателя изменения имеют кардинальное значение для рынка", - заключил заместитель руководителя ведомства.
Теги: Газпром, Газпром межрегионгаз