ОАО "Центр судоремонта "Звездочка"
О предприятии
ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" (ОАО "ЦС "Звездочка") - судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье реки Северной Двины, на берегу Белого моря. Наряду с "Северным машиностроительным предприятием" (ОАО "ПО "Севмаш") - одно из двух градообразующих предприятий города Северодвинска (Архангельская область).
ОАО "ЦС "Звездочка" специализируется на ремонте и переоборудовании дизельных, атомных подводных лодок любого класса и надводных кораблей. На сегодняшний день ОАО "ЦС "Звездочка" - признанный российский лидер в этой области деятельности.
Помимо судостроения и судоремонта ОАО "ЦС "Звездочка" специализируется на утилизации подводных лодок, производстве гребных винтов различного назначения, строительстве гражданского судостроения и машиностроения, производстве судовой мебели и мебели потребительского назначения, огранке и шлифовке алмазов, военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.
На предприятии, за счет средств России, США, Норвегии и Канады, создана уникальная, не имеющая аналогов в мире инфраструктура комплексной промышленной утилизации АПЛ и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками (НК с ЯЭУ) всех типов (проектов). Созданная инфраструктура соответствует как российским, так и мировым требованиям обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности, и позволяет решать практически все вопросы, возникающие в процессе утилизации АПЛ.
Структура компании
Филиалы:
"Судоремонтный завод "Нерпа"
"35-й судоремонтный завод"
"Судоремонтный завод "Красная Кузница"
"Астраханский судоремонтный завод"
"1-я судостроительная верфь"
"5-й судоремонтный завод"
"Научно-производственное объединение "Винт"
"Опытный завод "Вега"
Деятельность
Ремонт подводных лодок и надводных кораблей
Гражданское судостроение
Утилизация атомных подводных лодок и надводных кораблей
Производство судовой мебели
Производство гребных винтов
История предприятия
1946 год. 25 октября комиссия, назначенная приказом министра судостроительной промышленности СССР от 18 сентября 1946 года № 0234, после обследования побережья Белого моря приняла решение о выборе острова Ягры в качестве площадки для строительства завода.
1947-1951 годы. Начало строительства. Выполнялись главным образом подготовительные работы: шло строительство подсобных помещений и сооружений, подъездных путей и дорог, восстановление деревянного моста через Никольское устье на остров Ягры.
1951 год. Началось строительство основных промышленных объектов первой очереди: блока монтажных цехов №12, достроечной набережной, железобетонного автомобильно-железнодорожного моста через Никольское устье.
1954 год. Начало производственной деятельности.
1957 год. Открыто профессионально-техническое училище для подготовки рабочих кадров передприятия.
1959 год. Постановлением Правительства СССР от 29 октября 1959 года № 1216-526 на предприятие возложены работы по текущему, среднему и доковому ремонту подводных лодок с атомными энергетическими установками.
1964 год. Отремонтированы первые атомные подводные лодки.
1965 год. На предприятии построена наливная док-камера, предназначенная для подъема кораблей и судов из воды и спуска их на воду.
1968 год. Построен и сдан в эксплуатацию эллинг - корпусно-монтажный цех 10. На предприятии стал действовать комплекс: судоподьемное сооружение, устройство перемещения судов (трансбордер), судовозный поезд, цех верфи.
1970 год. Выполнены ремонт и модернизация первого в мире атомного ледокола "Ленин". Организовано производственное объединение "Север" в составе МП "Звездочка" и СРЗ "Нерпа" (Мурманская область).
1971 год. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 года машиностроительное предприятие "Звездочка" награждено высшей правительственной наградой - Орденом Ленина.
1973 год. Специальными Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР на МП "Звездочка" возложены освоение ремонта и модернизации атомных подводных лодок второго поколения.
1974 год. Принят в эксплуатацию специализированный винтообрабатывающий цех, ставший одним из крупнейших в России поставщиком гребных винтов для атомных подводных лодок, пассажирских, рыболовных судов, ледоколов (в том числе крупнейших в мире – атомных), сухогрузов, лесовозов, судов на подводных крыльях и других.
1975 год. Приказом Министра судостроительной промышленности СССР специальное конструкторско-технологическое бюро (СКТБ) машиностроительного предприятия "Звездочка" реорганизовано в научно-исследовательское проектно-технологическое бюро (НИПТБ) "Онега" (в составе ПО "Север") - базовый отечественный научно-технический центр по ремонту и переоборудованию АПЛ.
1979 год. Введен в эксплуатацию цех ремонта и наладки систем электроники и автоматики АПЛ - первый и единственный в СССР.
1991 год. Первый опыт гражданского судостроения на экспорт. По заказу голландской фирмы построен корпус бункерного судна.
1995 год. По заказу РАО "Газпром" начато строительство плавучей буровой установки "Арктическая" для бурения нефтегазовых разведочных и эксплуатационных скважин.
2004 год. На предприятии создано производство ювелирных изделий.
2006 год. Изготовлен и передан заказчику (ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) стартовый стол ракетного космического комплекса "Ангара".
2007 год. ФГУП "Машиностроительное предприятие "Звездочка" переименовано в ФГУП "Центр Судоремонта «Звездочка". Проведена реорганизация ФГУП "ЦС "Звездочка" в форме присоединения ряда судоремонтных заводов Министерства обороны и Федерального агентства по промышленности.
2008 год. ФГУП "Центр Судоремонта "Звездочка" преобразовано в открытое акционерное общество и вошло в состав Северного Центра Судостроения и Судоремонта ОАО "Объединенная Судостроительная Корпорация".
2011 год. Завершена сделка по приобретению мощностей архангельского судоремонтного завода "Красная Кузница".
Контакты
Адрес: 164509, Россия, Архангельская обл., г. Северодвинск, пр-д Машиностроителей, 12
Тел./факс: +7 (81842) 7-02-97, 7-28-50