Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

А. Новак на правительственном часе в Совфеде подтвердил планы по производству СПГ и поставкам трубопроводного газа в Китай.

23.11.2023, 10:33
Новости

Российский ТЭК работает в штатном режиме, импортозамещение идет полным ходом
Правительство РФ может в ближайшее время снять запрет на экспорт дизельного топлива, модернизация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) продолжается, планы по экспорту газа, в т.ч. сжиженного (СПГ) в силе.
Об этом вице-премьер РФ А. Новак сообщил 22 ноября 2023 г. в ходе правительственного часа в Совете Федерации.
Работа российского ТЭК
А. Новак напомнил, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - один из ключевых секторов экономики России, доля которого в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 27%, а доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете превышает 40%.
Тезисы от А. Новака:
от устойчивой и бесперебойной работы отрасли в полной мере зависит благополучие и качество жизни наших граждан,
нефтяная и газовая отрасли, атомная и электроэнергетика, производство угля, другие сферы работают в штатном режиме,
производственные показатели стабилизировались,
по ряду из них отмечен качественный рост.
Согласно данным презентации А. Новака, добыча нефти в России в 2023 г. снизится на 1,51% по сравнению с 2022 г. и составит 527 млн т.
Добыча газа в 2023 г. ожидается на уровне 642 млрд м3, что на 4,72% ниже, чем в 2022 г.
По углю объем добычи может сократиться на 0,81%, до 440 млн т.
Производство электроэнергии вырастет на 0,99%, до 1150 млрд кВтч.
Прогнозы по добыче нефти и газа на 2023 г. остались неизменными по сравнению с цифрами, которые глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов приводил в сентябре 2023 г.
Топливный рынок
А. Новак сообщил, что за счет введенного правительством РФ эмбарго на экспорт бензина и дизельного топлива внутренний рынок РФ обеспечен топливом в полном объеме.
В ближайшее время ожидается новое послабление - правительство РФ может в ближайшее время отменить запрет на экспорт дизельного топлива.
Тезисы от А. Новака:
с 3й декады сентября биржевые цены были снижены на 15-20% C последующим снижением мелкооптовых цен,
сейчас внутренний рынок обеспечен топливом в полном объеме,
сократился дифференциал цен между независимыми автозаправочными станциями и вертикально интегрированными компаниями,
поскольку ситуация стабилизировалась, были внесены изменения, отменен на запрет на экспорт автомобильных бензинов,
в ближайшее время, я думаю, будут приняты решения и об отмене запрета экспорта дизельного топлива, поскольку сейчас рынок наполнен и свой функционал эти решения, которые были приняты, выполнили,
важным направлением является развитие срочного рынка,
в настоящий момент рассматривается возможность часть объемов, которые продаются на бирже, продавать через фьючерсные контракты,
думаю, в ближайшее время такие решения будут приняты.
С весны 2023 г. ситуация на внутреннем топливном рынке России начала приближаться к кризисной.
Сезонный рост спроса, ожидания корректировки демпфера, ремонты на НПЗ и рост серого экспорта в условиях высокого нетбэка привели к тому, что биржевые цены на топливо в России начали расти, летом они держались на рекордных уровнях, а в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании.
Ускорился рост цен и в розничном сегменте, кроме того в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива на АЗС.
В качестве стабилизирующей меры правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
5 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
17 ноября последовало еще одно послабление - правительство РФ приняло решение по снятию временного запрета на экспорт автомобильного бензина.
Отдельный вопрос связан с зимним дизельным топливом - правительство РФ следит за наполнением рынка этим продуктом.
21 ноября 2023 г. Н. Шульгинов сообщил, что власти не планируют снимать запрет на экспорт зимнего дизтоплива, в правительстве обсуждается ослабление запрета на экспорт в отношении летнего дизельного топлива.
Нефтепереработка и нефтехимия
А. Новак также отметил, что значимым фактором насыщения внутреннего рынка является модернизация НПЗ.
Инвестиции в модернизацию НПЗ в России до 2028 г. составят порядка 1 трлн руб.
Тезисы от А. Новака:
с 2021 г. применяется механизм инвестиционных соглашений,
уже заключено 21 такое соглашение между Минэнерго и нефтеперерабатывающими компаниями,
запланирован ввод в эксплуатацию и реконструкция 50 технологических установок по выпуску топлива,
ожидаем инвестиции в отрасль до 2028 г. около 1 трлн руб.,
ввод новых мощностей позволит увеличить производство бензина на 4 млн т/год, а дизельного топлива - на 30 млн т/год.
В 2021 г. министерство заключило с НПЗ соглашения о предоставлении инвестнадбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 1 января 2031 г. для строительства новых производственных мощностей глубокой переработки.
Всего Минэнерго РФ подписало инвестсоглашения с 21 НПЗ для модернизации и ввода в работу 50 установок вторичной переработки нефти на сумму порядка 1 трлн руб.
В условиях санкционного давления, Минэнерго совместно с Минфином прорабатывают условия при переносе срока инвестсоглашений и соглашений о модернизации НПЗ.
Также А. Новак сообщил о реализации механизма инвестсоглашений с производителями нефтегазохимии.
До 2030 г. инвестиции в нефтегазохимическую отрасль составят около 3-3,5 трлн руб.
Тезисы от А. Новака:
с 2021 г. применяется механизм заключения инвестсоглашений с производителями нефтегазохимической продукции о создании новых и модернизации действующих мощностей,
уже заключено 5 инвестсоглашений,
общий объем планируемых инвестиций в нефтегазохимию составит к 2030 г. около 3-3,5 трлн руб.,
продолжается строительство комплекса в Усть-Луге, Амурского газохимического комплекса, Амурского ГПЗ, Иркутского завода полимеров,
развитие сектора будет способствовать импортозамещению нефтехимической продукции на внутреннем рынке, а также росту несырьевого неэнергетического экспорта.
Как и в случае нефтепереработкой, инвестсоглашения подразумевают предоставление обратного акциза на этан и сжиженные углеводородные газы (СУГ) для компаний, которые обязались ввести новые перерабатывающие мощности или заключат с Минэнерго специальное инвестсоглашения.
Такие инвестсоглашения подписали Каспийская инновационная компания (КИК) по проекту Астраханского ГХК, Уфаоргсинтез и СИБУР по проектам Нижнекамскнефтехима, Казаньоргсинтеза и ЗапСибНефтехима.
Экспорт нефти
Вице-премьер также рассказал о продолжающейся работе над диверсификацией инфраструктуры транспортировки нефти в восточном направлении.
Тезисы от А. Новака:
для увеличения поставок на восток мощность перевалки нефти в порту Козьмино доведена до 42 млн т/год,
для дальнейшего наращивания поставок нефти:
на Дальнем Востоке к 2026 г. планируется расширение портовой инфраструктуры Козьмино,
в западных портах: Приморск, Усть-Луга, Новороссийск - совокупно на 32 млн т/год.
В декабре 2022 г. был утвержден план по развитию инфраструктуры экспорта российской нефти на период до 2026 г.
Увеличение мощностей магистральных нефтепроводов в направлении портов Приморск и Новороссийск планируется в 2025 г. - на 10 млн т/год и на 15 млн т/год соответственно.
В плане наращивания экспорта на восточном направлении Транснефть готовится к восстановлению поставок нефти на экспорт с 1й очереди магистрального нефтепровода (МНП) Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) через железную дорогу, через которую раньше отгружалось около 15 млн т/год нефти.
Ж/д-станция Грузовая, обслуживающая порт Козьмино уже расконсервирована, проведены тестовые поставки, показавшие готовность системы.
Вопрос упирается в готовность РЖД осуществлять провоз нефти по загруженному восточному полигону.
Для дальнейшего увеличения поставок в восточном направлении к 2026 г. предусматривается строительство еще одной нефтеперекачивающей станции (НПС), что позволит отгружать с ж/д станции Мегет до 7 млн т/год нефти.
Газовые перспективы: экспорт и внутренний рынок
А. Новак подтвердил, что экспортные поставки российского газа в Китай по магистральным газопроводам (МГП) достигнут 100 млрд м3/год.
Планы по увеличению производства СПГ в России до 100 млн т/год также остаются в силе.
Тезисы от А. Новака:
по итогам 2023 г. планируем выйти на объем 22 млрд м3 (поставок трубопроводного газа в Китай по восточному маршруту - МГП Сила Сибири-1 - прим. ред.),
на полную мощность в 38 млрд м3/год выйдем в 2025 г.,
реализуется проект еще одного Дальневосточного маршрута на 10 млрд м3/год газа,
прорабатывается проект Сила Сибири-2, который пройдет через Монголию, мощностью 50 млрд м3/год (западный маршрут - МГП Сила Сибири-2 и его продолжение в Монголии МГП Союз Восток - прим. ред.),
в результате совокупный объем поставок в данном направлении составит около 100 млрд м3/год газа,
Россия уже стала 4м крупнейшим производителем СПГ с долей на мировом рынке в 8%,
планируем к 2030 г. увеличить до 100 млн т/год производство СПГ с увеличением доли до 20% мирового рынка.
В 2022 г. Россия экспортировала по МГП Сила Сибири-1 в Китай 15,4 млрд м3 газа при плане в 15 млрд м3.
План на 2023 г. составляет 22 млрд м3, Газпром ожидает его превышения на 600 млн м3, соглашение о доппоставках в 2023 г. с CNPC Газпром подписал в октябре.
Тогда глава Газпрома А. Миллер не исключал, что в ближайшее время с Китаем может быть достигнута договоренность об увеличении поставок газа по МГП Сила Сибири-1 сверх проектной мощности в 38 млрд м3/год.
Дальневосточный маршрут будет запущен самое позднее в 2027 г.
Западный маршрут остается в подвешенном состоянии, долгосрочный контракт с CNPC по данному маршрутом продолжает обсуждаться.
При этом МГП Сила Сибири-2, который должен соединить газотранспортные системы (ГТС) запада и востока России, будет построен.
Президент РФ В. Путин заявил о том, что запланировано объединение ГТС запада и востока России с включением в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) - на 1м этапе МГП Сила Сибири-1 будет соединен с МГП Сахалин - Хабаровск - Владивосток (СХВ), что вместе со строительством МГП Сила Сибири-2 позволит провести газ во многие регионы Сибири и Дальнего Востока страны.
На правительственном часе в Совфеде А. Новак сообщил, что Россия может объединить восточную и западную ГТС к 2030-2032 гг., причем до г. Красноярск инфраструктура будет доведена уже к 2028 г.
В плане производства СПГ А. Новак ранее говорил, что производство СПГ в России в 2023 г. составит 33 млн т, а с 2024 г. ожидается рост за счет запуска 1й линии СПГ-завода Арктик СПГ-2.
После введения США санкций против реализующей проект дочки НОВАТЭКа Арктик СПГ 2, западные эксперты заявили, что планы России на СПГ-рынке становятся нереализуемыми.
Консалтинговая компания Energy Aspects уже исключила ожидаемый объем производства Арктик СПГ-2 из своего моделирования спроса и предложения на 2024 г.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности А. Гривач оценил потери для России в 3-4% рынка СПГ из-за санкций США против Арктик СПГ-2.
В свою очередь, глава НОВАТЭКа Л. Михельсон назвал санкции США признанием профессионализма компании, а А. Новак подтвердил планы по производству 100 млн т/год СПГ к 2030 г.
Технологический суверенитет
Также А. Новак остановился на вопросах технологического суверенитета в российском ТЭК.
Тезисы от А. Новака:
хотел бы несколько слов сказать по технологическому суверенитету,
активно добиваемся этого в топливно-энергетическом комплексе,
за последние 10 лет удалось снизить импортозависимость отрасли с 67% до 38%,
в России уже освоено 140 новых производств по критически важным направлениям,
наши технологии и оборудование не уступают по качеству и функционалу иностранным аналогам и зачастую выгодно отличаются по стоимости.
В сентябре 2023 г. выступая на пленарной сессии TNF А. Новак привел оценку Минэнерго РФ, согласно которой:
текущиий объем рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг составляет более 3 трлн руб./год,
с учетом планов до 2030 г. объем рынка оборудования для отрасли СПГ составит еще не менее 2 трлн руб./год,
оборудования для нефтеперерабатывающей отрасли - до 600 млрд руб./год,
оборудования для нефтехимической отрасли - 1,5 трлн руб./год.
По словам А. Новака, в текущих условиях перед российской промышленностью стоит важная задача - не только обеспечить возросшие потребности в отечественном оборудовании, но и заместить импортные аналоги, добившись не менее достойного качества и сервиса.
Благодаря деятельности Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования с участием недропользователей с 2015 г. удалось создать отечественные аналоги ряда важных технологий и оборудования - для гидроразрыва пласта (ГРП), роторных управляемых систем (РУС), основную номенклатуру оборудования для подводной добычи.
Также разрабатывается линейка оборудования для сжижения газа, создан стенд для испытаний.

Теги: Газпром, ЗапСибНефтехим, НОВАТЭК