Инфраструктура нацелена на перевалку разных грузов. "
Сегодня "Ультрамар" – это вертикально выстроенный холдинг, в состав которого входит крупнейший морской терминал России в торговом порту Усть-Луга, предназначенный для перевалки минеральных удобрений, угольной продукции и прочих генеральных грузов, завод по производству минеральных удобрений, а также экспедиторская компания.
История создания
Компания основана в 2007 году в качестве логистического оператора, специализирующегося на перевозке минеральных удобрений, с офисами в Риге и Санкт-Петербурге. Через два года "Ультрамар" инвестирует в строительство первого терминала на станции Шушары (Санкт-Петербург) для перегрузки сыпучих минеральных удобрений из вагонов в контейнеры по прямому варианту без промежуточного складирования.
Первый терминал по перевалке удобрений в порту Усть-Луга в Ленинградской области – "Смарт Балк Терминал" – построен совместно с "ФосАгро". Терминал проектной мощностью 1,5 млн тонн удобрений в год был введён в эксплуатацию в 2015 году.
В структуру холдинга входит и производственный актив. Компания "Ультра Ферт" – производственная компания, специализирующаяся на компактировании и блендировании минеральных удобрений.
Завод был построен в 2016 году, он располагается на территории Пушкинского района города Санкт-Петербурга и является одним из крупнейших производителей гранулированного сульфата аммония в России.
В 2019-м началось строительство первой очереди многофункционального морского отгрузочного терминала компании "Ультрамар" в порту Усть-Луга с общим объёмом перевалки минеральных удобрений, железорудного сырья и металлургической продукции до 12 млн тонн в год.
А уже летом 2020-го в порту открылось грузовое движение поездов. Парк Восточный станции Лужская, к которому примыкают железнодорожные пути необщего пользования терминала, своевременно построило ОАО "РЖД".
В том же году, в августе, в режиме пусконаладки специализированного портового оборудования была осуществлена отгрузка первого судна.
В 2023-м был поставлен рекорд по объёму принимаемых грузов – 1186 вагонов в сутки. Компания инвестировала более 25 млрд руб. в расширение производственных возможностей, создание новых рабочих мест и улучшение экологической обстановки.
Сегодня все три сегмента деятельности холдинга – части общего бизнес-процесса. В этом случае вертикальная интеграция обеспечивает лучшее сочетание себестоимости, управляемости и оперативности.
Сконцентрировались на перевалке
Однако базовым профилем компании остаётся стивидорная деятельность – работа портового терминала. Сегодня он работает в режиме перевалки 25 млн тонн экспортного груза в год. Комплекс расположен на земельных участках площадью около 700 га. На терминале функционируют грузовой район по накоплению и перевалке минеральных удобрений (мощность 12 млн тонн), специальный грузовой район для накопления и перевалки угля, а также других генеральных грузов (мощность 13 млн тонн).
Основная инфраструктура терминала включает в себя железнодорожные пути необщего пользования, складской комплекс со станциями разгрузки вагонов, вагоноопрокидывателем, инженерно-техническими и административно-бытовыми зданиями и сооружениями, три причала, площадки накопления судовой партии и пункт пропуска, а также системы конвейерного транспорта, ведущие от сооружений по разгрузке вагонов до складов и по прямому направлению – на причалы. Общая протяжённость собственных железнодорожных путей сегодня составляет 39 км. Так, железнодорожная инфраструктура терминала по перевалке минеральных удобрений занимает семь путей по 1,05 км каждый, из них три приёмо-отправочныe и четыре – под фронты выгрузки станций разгрузки вагонов.
Под выгрузку иных генеральных и насыпных грузов и угля построено 27 дополнительных путей общей длиной порядка 27 км. Две станции разгрузки вагонов рассчитаны на приём двух вагонов одновременно. Скорость выгрузки железнодорожного состава (71 вагон) составляет около четырёх часов.
Также на терминале есть 38 складов купольного типа, из которых 20 вместимостью 37 тыс. тонн каждый. 4 купольных склада вместимостью до 25 тыс. тонн спроектированы под удобрения класса опасности 5.1, 6 складов – вместимостью 14 тыс. тонн, ещё 8 – по 17 тыс. тонн каждый.
Кроме того, на терминале предусмотрены открытые складские площади с общей вместимостью около 1200 тыс. тонн. На причалах установлены судопогрузочные машины на рельсовом пути производительностью до 1,8 тыс. тонн в час и краны-манипуляторы (грузоподъёмностью до 50 тонн) для работы с иными насыпными и генеральными грузами. Морская инфраструктура терминала представлена тремя причалами с длиной причального фронта 890 м каждый. Глубина причалов – 17,2 м, максимальная осадка судна – 15 м. Такая инфраструктура позволяет принимать суда дедвейтом 120 тыс. тонн.
Номенклатура грузов
Минеральные удобрения, железорудное сырьё, чугун и металлизованная продукция, уголь, генеральные и другие навалочные грузы – всё это сегодня переваливают на терминале.
Также компания продолжает расширять инфраструктуру для перевалки иных видов грузов. "Ультрамар" тестировал работу, например, с нефтекоксом. В следующем году завершается строительство двух новых причалов, строятся складские мощности под сельхозпродукцию – зерно и зернобобовые. В холдинге уверены, что создание "экспортного окна" на Балтике позволит существенно нарастить российский сельхозэкспорт, направленный в том числе на помощь беднейшим странам мира. Особую роль такой канал экспорта может сыграть в развитии аграрного сектора в Центральной России, средней полосе России, Поволжье.
Преодоление сложностей
В компании отметили, что введение ограничений недружественными странами и уход крупных международных морских операторов почти не отразились на работе терминала.
Основные проблемы возникли в продолжении инвестиционной активности, а именно в закупке оборудования для модернизации и развития терминала. Срыв поставок европейского оборудования привёл к необходимости оперативно переориентироваться на отечественных производителей и на поставщиков из дружественных стран, в первую очередь из Китая.
При этом компания постоянно работает над расширением сервиса для грузоотправителей. В настоящее время совместно с финансовым партнёром – Сбербанком "Ультрамар" планирует приобретение грузового флота для предоставления комплексных услуг и расширения возможностей перевалки за счёт контейнерной технологии.