Эксперты и участники рынка предложили скорректировать пошлины на удобрения.
Они считают, что предлагаемые властями изменения приведут к несправедливой фискальной нагрузке
Российские власти планируют изменить экспортную пошлину на минеральные удобрения. Проект соответствующего постановления правительства РФ был опубликован в начале августа на портале проектов нормативных правовых актов. Действующая сейчас пошлина, введенная 30 ноября 2022 г. до конца нынешнего, установила ставку в размере 23,5%, взимаемую с разницы между таможенной стоимостью удобрений и превышающей $450 за тонну. Тогда как с 1 сентября предполагается введение единой адвалорной ставки экспортной пошлины в размере 8% от таможенной стоимости продукции. Она должна действовать до конца 2024 г.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что из-за падения цен на удобрения вместо ожидаемых поступлений от пошлины в размере 119 млрд руб. за I полугодие 2023 г. бюджет получил лишь 6 млрд руб. Тогда как новая налоговая пошлина может принести в казну порядка 87 млрд руб.
Однако эксперты и представители отрасли полагают, что такая мера может негативно отразиться на инвестиционном потенциале и приведет к несправедливой налоговой нагрузке.
Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов считает, что эта пошлина, безусловно, позволит справиться с задачей наполнения бюджета, тем более что период ее действия продлен до конца 2024 года. При этом с точки зрения распределения нагрузки между всеми участниками отрасли ставка все же должна быть дифференцирована в зависимости от видов удобрений.
"В случае применения предлагаемой единой пошлины основная нагрузка по платежам ляжет на производителей, у которых большую долю в производстве занимают сложные удобрения, в первую очередь "ФосАгро" и "Еврохим" – цитирует издание "РИА Новости" слова эксперта.
По словам независимого эксперта в сфере промышленности и энергетики Леонида Хазанова, чем сложнее номенклатура продукции того или иного предприятия, чем сложнее технологический процесс, тем экспортная пошлина будет больше давить на его рентабельность.
По его оценке, в результате взимания 8%-ной пошлины размер выплат, например, Уралхима составит около 8-9 млрд руб., "Еврохима" – до 20 млрд руб., "ФосАгро" – 32-35 млрд руб.
Компания "ФосАгро" 9 августа обнародовала свои комментарии к законопроекту. В заявлении генерального директора Михаила Рыбникова тоже сказано, что обсуждаемые параметры экспортной пошлины не учитывают себестоимость и рентабельность экспортируемой продукции, которая сильно отличается для разных видов минеральных удобрений с различной концентрацией питательных веществ.
По словам Рыбникова, производство хлористого калия представляет собой только добычу и обогащение калийной руды, а переработка газа в аммиак и затем в удобрения обходится значительно дешевле, чем выпуск фосфорных и сложных удобрений, производственная цепочка которых значительно длиннее. При этом высокая себестоимость сложных и фосфорных удобрений формируется еще на этапе добычи руды и производства апатитового концентрата – это сложный, капиталоемкий процесс, причем добыча руды ведется в заполярье, в сложных климатических условиях.
"Львиная доля дополнительного налогового бремени, исчисляемого десятками миллиардов рублей, перейдет на производителей сложных удобрений, ударив по инвестиционному потенциалу сектора и его конкурентоспособности на глобальном рынке", – резюмировал Рыбников.
При этом в компании подчеркнули, что "ФосАгро" со своей стороны остается надежным налогоплательщиком, ежегодно увеличивающим платежи в бюджеты всех уровней. Так, консолидированные налоговые отчисления компании в 2022 году увеличились в 1,5 раза и превысили 59 млрд руб. Всего же с 2013 г. объем налоговых отчислений компании превысил 200 млрд руб. Кроме того, компания обеспечила поступление 2/3 всех выплат собранных за первые 6 месяцев этого года в рамках действующей экспортной пошлины.