Метанол: самый динамичный сектор производства в РФ начал падение.
Переориентация на азиатские рынки затруднена, а для увеличения внутреннего спроса нужны инвестиции в смежные сферы.
Евросоюз окончательно запретил поставки российского метанола в Европу. Перекрыто крупнейшее направление экспорта этой продукции из РФ. С октября 2022 года по июнь 2023 года действовал переходный период. Компании могли поставлять продукцию по заключенным ранее контрактам, пишет "Рупек".
Этого времени хватило, чтобы частично перестроиться на азиатские рынки. Но перспективы увеличения поставок в этом направлении сомнительны. В 2023 году экспорт может упасть на 20%.
Мировое производство метанола долгое время входило в список наиболее динамично развивающихся. До 2020 года его рост вдвое превышал динамику мирового ВВП. Основным драйвером роста спроса на метанол были производства олефинов (МТО/МТП) и формальдегидов. Также его использовали как моторное топливо (в том числе судовое) и основной компонент высокооктановых присадок.
Однако в 2020 году вследствие ковидных ограничений и замедления экономики мировой спрос на метанол начал снижаться. А в 2022 году на спросе отрицательно сказался и украинский конфликт. В прошлом году впервые за много лет мировой рынок метанола сократился на 1%, до 105,8 млн тонн.
В России производится около 4,5 млн тонн метанола в год. Это 5% от мирового объема. Основными производителями являются компании "Щекиноазот", "Метафракс", "Сибметахим" и "Томет". В 2021 году они занимали 83% российского рынка.
"Емкость внутреннего рынка составляет 2,5 млн тонн, — отмечают аналитики ЦЭП "Газпромбанка". - У крупнейших производителей доля переработки метанола внутри собственных структур составляет более 30% и в ближайшие годы, вероятно, вырастет".
На внешних рынках российский метанол занимал прочные позиции. Главным конкурентным преимуществом является низкая стоимость сырья – природного газа. Однако на фоне снижения мирового спроса в 2021 году доля экспорта из РФ сократилась с 48% до 42,2% и составила 1,89 млн т.
Ключевым экспортным направлением долгое время была Западная Европа, так как поставки на мировой рынок шли через Финляндию. Проблемы с поставками российского метанола в ЕС начались еще весной прошлого года. Однако прямой запрет на импорт этого продукта был объявлен в октябре 2022 года в рамках восьмого пакета санкций. Изначально он должен был вступить в силу в начале января 2023 года.
В ожидании запретов европейские компании активизировали закупки. В 2022 году экспорт метанола из России, несмотря на западные ограничения, вырос на 14%, до 2,1 млн тонн. Основными направлениями отгрузки были Финляндия (около 860 тыс. тонн) и Белоруссия (более 835 тыс. тонн). Через пункты на Дальнем Востоке прошло только около 165 тыс. тонн метанола. Нарастить экспорт в сложившейся ситуации удалось "Щекиноазоту" и "Метафраксу".
"Ситуация на рынке начала выправляться в 1 квартале 2023 года, – отмечают в аналитической компании Creon. - В марте-апреле цена за тонну метанола в РФ впервые с 2022 года превысила 20 тыс. рублей. Производители успешно переориентировали экспортные отгрузки на азиатское направление. Так, в Китай в марте было отправлено более 25% больше продукции.
Однако переориентация на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе сопровождается иногда кратным ростом транспортных затрат, отмечает управляющий директор компании "Имплемента" Дмитрий АКИШИН.
"Это существенно для наших производств, преимущественно находящихся в центре России, - говорит он. - Этот эффект частично сглаживается господдержкой, направленной на снижение стоимости транспортировки метанола внутри страны".
Логистические трудности и конкуренция на азиатских рынках делают перспективы дальнейшего наращивания этого направления сомнительным.
Трудности со сбытом, профицит и снижение рентабельности заставили производителей метилового спирта всерьез задуматься об увеличении внутреннего сбыта и переработке метанола в России. Однако таких вариантов не так много. Ниши уже заняты, либо требуется тесная кооперация со смежными отраслями.
Аналитики ЦЭП "Газпромбанка" указывают на основные направления потенциального развития переработки метилового спирта. Например, производство формальдегида и смол на его основе. Конечными потребителями являются производители мебели, стройматериалов и крупной тары.
Но в условиях снижения покупательной способности населения о возможности роста этого сегмента говорить не приходится.
Другое направление потребления метанола, которое в мире является крупнейшим, а в России отсутствует вовсе. Это выпуск на основе метанола олефинов, а уже из них полипропилена, полиэтилена либо гликолей.
Развитие таких мощностей потребует нескольких лет, а российский рынок полиолефинов уже в профиците. Производство метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или использование метанола как присадки или топлива – тоже очень крупный сегмент. Опять же российский рынок уже полностью обеспечен ими.
"Внутренний рынок метанола в первую очередь зависит от отраслей-потребителей и слабо чувствителен к изменению цен, – полагает Дмитрий Акишин. - Например, небольшое снижение потребления показывает газовая отрасль из-за уменьшения объемов добычи. Поэтому рассматривать внутренний рынок как драйвер роста вряд ли возможно. Снижение экспорта практически эквивалентно снижению производства".
Еще одно последствие санкций – замораживание новых отечественных метанольных проектов. Три года назад было анонсировано около двадцати таких проектов сроком до 2030 года. Мощности могли вырасти минимум в 3 раза – до 15 млн тонн в год. Но пандемия и военный конфликт изменил планы.
В 2023 году татарстанский "Аммоний" пересмотрел проект производства метилового спирта. "Еврохим" приостановил строительство завода мощностью 2,5 млн тонн в Кингисеппском районе Ленинградской области.
"Ограничения усложняют реализацию метанольных проектов, - отмечает Акишин. - Тем не менее, многие вопросы доступа к технологиям и оборудованию уже решены. Кроме того, основная часть новых проектов изначально ориентирована на экспорт и строится на побережье с собственными терминалами отгрузки".
"Основная конкуренция за рынок АТР развернется с производителями метанола из Северной и Южной Америки, - прогнозирует управляющий директор Имплементы. - С учетом ожидаемых высоких цен на мировом рынке газа и стабильных регулируемых цен в РФ наши производители имеют хорошее преимущество в себестоимости продукта".
По мнению экспертов Creon, в 2025-2029 гг. с наибольшей вероятностью будут реализованы не более трех из заявленных проектов. Среди них – строительство комплекса в Волгограде, Находкинского завода минеральных удобрений и газохимический проект "Русхима" в Ненецком автономном округе.
Справка Информагентства "Девон":
Тем временем, 19 июня российская компания GTM One и Китайская национальная химическая инжиниринговая компания (CNCEC) заключили контракт на проектирование и строительство производства метанола в Волгограде. Это произошло на следующий день после вступления в силу отраслевых санкций ЕС.
Комплекс мощностью 1 млн тонн в год станет якорным проектом особой экономической зоны "Химпром". Компания "Промтех" Романа ТРОЦЕНКО формирует газохимический кластер на месте бывшего заброшенного химкомплекса.
Еще в конце мая на заводе "Аммоний" в Менделеевске планировали нарастить выпуск метанола в 2,6 раза - до 500 тысяч тонн в год. Запуск проекта "Аммоний-2" должен удовлетворить потребности татарстанских аграриев в азотных удобрениях.
На предприятии также собирались производить 1,2 млн т аммиака и 1,4 млн т карбамида в год. Однако, в связи с геополитическими изменениями и переходом на российские технологии планы изменились. "Аммоний" Романа Троценко принял решение отказаться от строительства совместного производства аммиака и метанола в пользу аммиака.
Комплекс "РусХима" в Арктике должен включить полный цикл производства: от добычи газа до производства продукции и её отгрузки в танкеры. Производительность по сырью составит 1,72 млн тонн в год, в том числе 1,79 млн по товарному метанолу.