Крупнейший контейнерный оператор Петербурга запускает новый проект.
Группа компаний Global Ports (входит в группу "Дело") создает собственный парк специализированных контейнеров (4000 единиц), которые будут использоваться для перевозки, хранения и перевалки навалочных грузов в петербургском порту. Так крупнейший контейнерный оператор региона в условиях резкого снижения контейнерооборота в российских портах Балтийского бассейна (на 59% в первом квартале 2023 года к аналогичному периоду 2022 года) пытается увеличить оборот за счет использования контейнеров для перевозки навалочных грузов.
В партнерстве с ведущим российским интермодальным контейнерным оператором "Трансконтейнер" (входит в группу "Дело") Global Ports запускает услугу, которая позволит предприятиям-изготовителям отправлять навалочные грузы контейнерными поездами непосредственно с собственных производственных площадок. Такая услуга может быть интересной для перевалки угля, а также компаний химической отрасли, в частности производителей минеральных удобрений, полагают эксперты.
Первая партия 20-футовых контейнеров в составе 1240 единиц, как сообщает Global Ports, уже находится на терминалах группы в порту Санкт-Петербурга. Еще столько же поступят в распоряжение Global Ports в начале мая. Третья партия ожидается до конца июня. Контейнеры изготавливаются по специальному заказу в Китае.
Как утверждают в Global Ports, отгрузка в контейнеры с собственной площадки компаний-производителей и последующая отправка груза контейнерным поездом позволят существенно ускорить логистику в сравнении с традиционной транспортировкой в полувагонах и минераловозах. Кроме того, грузовладельцы получат возможность раздельного хранения в порту разных марок удобрений и накопления любых комбинаций судовых партий. Перевалка груза в трюм из специализированного контейнера также существенно безопаснее и экологичнее.
Первым клиентом новой услуги станет минерально-химический холдинг "ЕвроХим". 18 апреля на ежегодной транспортно-логистической выставке "ТрансРоссия" стороны подписали договор о намерениях, согласно которому производитель минеральных удобрений будет ежемесячно отгружать в контейнеры Global Ports для дальнейшей перевалки в порту Санкт-Петербурга до 100 тысяч тонн своей продукции.
Преимущества использования контейнеров для навалочных и насыпных грузов подтверждает член правления НП "ГПУ ВЭД "ГЕРМЕС" Юрий Ковалев. Поскольку страны Балтии закрыли перевозку российских и белорусских удобрений, а спрос на них на мировых рынках остается высоким, услуги российских портов по их перевалке стали более востребованы, отмечает эксперт. Быстро увеличить мощность существующих терминалов, способных переваливать удобрения, непросто, поэтому предлагаемый Global Ports способ позволяет ускорить решение проблемы производителей удобрений, а также самого контейнерного оператора.
По словам Юрия Ковалева, контейнеры удобно использовать также для перевалки угля. Угольные кучи, создающиеся в портах при традиционной перевалке, сильно загрязняют окружающую среду, и потому в петербургском порту их перевалка традиционным способом запрещена. Однако использование контейнеров может этот запрет снять — если из железнодорожного вагона его сразу перегружать в контейнер, хранить в порту в том же контейнере и потом прямо из контейнера пересыпать в трюм судна для дальнейшей транспортировки. Такой способ тоже может увеличить загрузку портовых контейнерных терминалов. Этому способствует востребованность угля на мировых рынка и перегруженность угольных терминалов Дальнего Востока.
Правда, использование контейнеров увеличивает затраты на перевалку угля, замечает Юрий Ковалев, поэтому в порту Усть-Луга, где экологические нормативы более мягкие, скорее всего сохранится традиционная перевалка.