Удобрения пробиваются через проблемы.
Производство и химических, и минеральных удобрений в этом году снизилось. Сократились и их перевозки по сети РЖД. Из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. По прогнозам, на следующий год уменьшение доли российских удобрений в мировом экспорте может привести к их нехватке.
Поиск среди неопределенности
По итогам I полугодия снижение производства в химической отрасли в годовом сравнении составило 2,5%. При этом производство основных химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука снизилось на 7,3%.
Выпуск минеральных удобрений в России в I полугодии упал на 7,6% и составил 12,3 млн т. При этом выпуск калийных удобрений за отчетный период снизился на 23,3%, до 4,1 млн т. Производство аммиака за I полугодие снизилось, по данным Росстата, на 12,6%, до 8,8 млн т.
Всему виной целый ряд факторов – от попадания топ-менеджеров некоторых химических компаний под санкции до падения спроса на химическую продукцию на внутреннем рынке, одной из причин которого явилось укрепление рубля. Ухудшение динамики производства, как и во многих других промышленных отраслях, произошло из-за нарушения логистических цепочек и, как следствие, трудностей с экспортными поставками продукции.
"Многие компании заявили о резком снижении экспорта своей продукции в западном направлении и спешных попытках переориентировать поставки в восточном, что, в свою очередь, удлинило транспортное плечо и привело к увеличению расходов. Плюс к этому из-за вынужденной остановки аммиакопровода Тольятти – Одесса, проходящего по территории Украины, производство аммиака в России снизилось в I полугодии на 12,6%", – отмечают эксперты РИА "Рейтинг".
По словам заместителя генерального директора по логистике АО "МХК "ЕвроХим" Дениса Илатовского, на рынке перевозок удобрений сегодня существует несколько проблем, требующих решения, равно как и факторов неопределенности. В частности, это вопросы перевалки аммиака и поиск новых логистических решений. По его словам, один из важных вопросов, стоящих на повестке дня, – производство и отгрузка аммиака российскими предприятиями. "Строительство терминалов по перевалке удобрений в РФ было запрещено Водным кодексом до осени 2020 года. Хранение удобрений в пределах 500 м от уреза воды было запрещено. Это требование было избыточным, так как фактически проектирование и строительство терминалов для перевалки удобрений в России остановилось и производители удобрений инвестировали в перевалочные мощности за границей. Что привело к тому, что сейчас аммиак в России негде переваливать. И логистика вынуждена искать различные формы транспортировки. Для всего объема решение пока не найдено", – отмечает он.
При этом сейчас в стране активно реализуются новые проекты. Так, новым центром перевалки российских удобрений на Балтике намерен стать порт Усть-Луга. Проект логистического оператора "Ультрамар" по строительству крупного хаба для обработки удобрений должен устранить дефицит специализированных мощностей в портах Северо-Запада РФ, позволив производителям переориентировать грузы из стран Балтии и обеспечить перевалку новых объемов.
По словам генерального директора "Ультрамара" Андрея Бонч-Бруевича, самый большой объем складов (по данным на середину июня) заказала компания "ФосАгро". Речь идет о минимальных 3 млн т, но с перспективой хранения в 5–6 млн т удобрений с учетом роста их мощностей. Далее 2–2,5 млн т будет перегружать "Уралхим". И "Акрон" заявляет 1,2–1,5 млн т с перспективой в 2–2,5 млн т.
Ожидается сильная турбулентность
Для перевозок удобрений в новых условиях используется различный парк, в том числе и полувагоны, и минераловозы, и контейнеры, и цементовозы. "Сегодня сильная динамика спроса связана с переходом на различные типы подвижного состава. Мультимодальность становится ежедневной потребностью для отправителей удобрений, приходится комбинировать перевалку и в контейнерах, и на автотранспорте, перевалку в портах РФ или сопряженных государств, для того чтобы вывезти груз на новые рынки", – говорит Д. Илатовский.
Он отмечает, что динамику спроса на подвижной состав спрогнозировать сегодня сложно. Грузовой базы достаточно, но что будет с логистикой – пока большой вопрос.
Кроме того, до конца непонятно, введет ли правительство РФ экспортную пошлину на удобрения. Напомним, в середине сентября стало известно, что рассматривается вариант введения экспортных пошлин на все виды удобрений, чего химическим компаниям до сих пор удавалось избегать, несмотря на требования Минсельхоза. На этот раз Минфин хочет получить с отрасли более 100 млрд руб. в год. По словам экспертов, это грозит компаниям потерей до 12% экспортной выручки, что осложнит реализацию инвестиционных проектов, которые и так оказались под вопросом на фоне санкций и проблем с логистикой.
Вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что возможность введения в РФ экспортных пошлин на удобрения обсуждалась, но окончательных решений еще не принято.
Д. Илатовский отмечает, что в настоящее время спрос на удобрения огромный. Но логистические, экспортные и политические проблемы на рынке не позволяют определить точные цифры. "На ближайшие полгода-год я бы сказал, что будет довольно сильная турбулентность и по рынкам, и по видам перевозок удобрений, и по объемам. Но в целом существует долгосрочная динамика прироста объемов производства и перевозок удобрений. Россия – один из крупнейших экспортеров в мире", – комментирует спикер.
Отметим, что, по данным РЖД, количество химических и минеральных удобрений, отправляемых в контейнерах, в январе – сентябре выросло в 2,4 раза, до 93,4 тыс. TEU. Особый рост фиксируется на таких дорогах, как Свердловская – 480 TEU (рост почти в 5 раз) и Калининградская – 28,3 тыс. т (в 304 раза больше).
Возвращаясь к экспорту, стоит отметить, что в целом по сети, по данным РЖД, экспорт удобрений через порты Юга России вырос на 1,5%, до 3 млн т.
Приближающийся дефицит
На середину октября, по данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), предприятия отрасли практически на 100% обеспечили потребность российского АПК в минеральных удобрениях на весь 2022 год. "В ряде регионов уже начались заблаговременные поставки минеральных удобрений под весеннюю посевную кампанию с соблюдением текущих условий торговой политики производителей", – сообщает РАПУ.
Производители минеральных удобрений добровольно зафиксировали цены на минеральные удобрения более года назад. Согласованные ведомствами рекомендации предусматривают поэтапную индексацию предельных цен на минеральные удобрения для сельхозтоваропроизводителей в 2022 году: на 5% с 1 июня, на 5–10% с 1 сентября и на 8,4–8,6% с 1 декабря. Производители – участники РАПУ строго придерживаются этих правил, не выходя за их рамки, говорят в ассоциации.
Если же говорить о планах на краткосрочную перспективу, то в середине октября Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) предупредила о возможном дефиците удобрений в 2023 году. Такие прогнозы обусловлены разрывом продовольственных цепочек и логистических связей, подорожанием удобрений в связи с нарушением торговых цепочек и резким взлетом цен на энергоносители, прежде всего из-за обострения политической ситуации в мире.
"Уменьшение доли российских удобрений в производстве и мировом экспорте может привести к тому, что на следующий год для многих стран и производителей удобрения будут недоступны физически", – говорит директор офиса ФАО по связям с Россией Олег Кобяков.
Он отметил, что выпадающие объемы в принципе будут замещены в связи с наличием других производителей. "Но трудно сразу переориентировать цепочки, они будут по другой цене. Поэтому в мировом масштабе удобрений будет меньше, и особенно в развивающихся странах", – добавил он.