Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Леонид Хазанов, промышленный эксперт: "На железнодорожные перевозки удобрений в этом году продолжат оказывать влияние высокие цены, спрос и господдержка".

18.01.2022, 14:57
Новости
Прошлый год прошел под эгидой роста перевозок минеральных удобрений по железным дорогам нашей бескрайней страны. Недаром же, по данным РЖД, погрузка агрохимикатов на их сети увеличилась в 2021 году почти на 4%, до 65 млн т. Причем на Юго-Восточной железной дороге она поднялась на 0,4%, до 1,5 млн т, на Северо-Кавказской – на 5,6%, до 2,7 млн т, на Октябрьской – на 15,8%, до 22,6 млн т, на Южно-Уральской – на 11,8%, до 95,4 тыс. т, зато на Восточно-Сибирской упала на 7,8%, до 219 тыс. т, на Северной – на 30,6%, до 4,8 млн т.
Подобная динамика свидетельствует о росте перевозок минеральных удобрений в сторону морских портов Юга и Севера России, откуда они перегружались на экспорт в Европу, Индию, Китай, Бразилию и другие страны и регионы под влиянием сильного спроса и одновременно высоких цен на них, которые были спровоцированы энергетическими кризисами в КНР и Европейском союзе, приведшими к падению или остановке химических предприятий.
В то же время происходило расширение заказов на минеральные удобрения внутри России на фоне их подорожания, приведшего к жалобам аграриев в правительство. В итоге крупные производители агрохимикатов заморозили цены на них, правительство же ввело временное квотирование экспорта. Однако подобного не было сделано в отношении пестицидов, хотя цены на них, по имеющимся данным, выросли в зависимости от марки в 3–4 раза, а глифосат даже вывозился за пределы России.
В текущем же году железнодорожные перевозки минеральных удобрений могут увеличиться на 2–3%, до 66,3–67 млн т. На них продолжат оказывать влияние высокие мировые и внутренние цены, крепкий спрос со стороны аграриев как в России, так и за границей и государственная политика по поддержке сельского хозяйства в нашей стране.
Но нельзя сбрасывать со счетов и возможность ослабления потребления минеральных удобрений вследствие их дороговизны, отрицательно влияющей на рентабельность аграрного бизнеса, и усиления активности автомобильных перевозчиков, способных отнять определенное число заказов у железнодорожных операторов. В таком случае не стоит исключать и спада транспортировки минеральных удобрений по сети РЖД на 35%, до 61,7–63 млн т.
Среди проблем, сдерживающих развитие железнодорожных перевозок, стоит назвать нехватку портовых мощностей для перевалки минеральных удобрений за рубеж, приличную стоимость колес для подвижного состава и наличие дисбаланса в его парке.
Теги: