Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Михаил Гуцериев испугался коронавируса, но завод в Усть-Луге обещает вовремя (Ленинградская область).

21.08.2020, 13:47
Новости
Группа компаний "САФМАР" отодвигает срок начала строительства завода по производству метанола в Усть-Луге на год в связи с пандемией. Про проект стоимостью 1 млрд евро в группе заявляют: они не "инфобизнесмены".
О переносе срока начала строительства завода по производству метанола в порту Усть-Луга представитель группы "САФМАР" Михаила Гуцериева сообщил "Фонтанке" 20 августа. "Начало строительства комплекса было запланировано на 2020 год, однако в связи с глобальной пандемией коронавируса (а проект предполагает участие инвесторов и партнеров из нескольких стран) старт проекту будет, скорее всего, дан в следующем году", — заявил "Фонтанке" представитель менеджмента группы, просивший не называть себя.
Планы ввода будущего завода в эксплуатацию в 2024 году пока, по словам собеседника, сохраняются, хотя он назвал их "оптимистичным сценарием развития событий, связанных с течением и последствиями пандемии COVID-19 в России и мире".
Строительство завода по производству метанола группы "САФМАР" предполагается в самой северной части порта Усть-Луга в отдельном грузовом районе, в котором располагается перегрузочный комплекс ООО "Терминал Новая Гавань". Компания переваливает генеральные и Ro-Ro грузы, однако к моменту ввода завода в эксплуатацию там должны появиться мощности для морской перевалки метанола. "Терминал Новая Гавань" является первым на пути следования судов в Усть-Лугу, что является объективным фактором удобства судозаходов.
Генеральный директор терминала Максим Морозов относится к планам "САФМАР" с дипломатичной настороженностью: "Пока говорить не о чем — ничего не происходит".
Речь идет о проекте с 1 млрд евро инвестиций и мощностью в 1,8 млн тонн метанола в год. Когда планы сбудутся, экспорт российского метанола увеличится почти в 2 раза — в 2019 году все российские производители вместе взятые, по данным Argusmedia, отправили на экспорт 2,1 млн тонн этого продукта. Для российского Северо-Запада появление любого проекта, связанного с производством и морским экспортом метанола, — абсолютный прорыв, потому что сегодня в регионе нет ни одного такого производства, и, соответственно, российские порты Балтики не озадачены перевалкой. Пока это лишь проекты, масштабность которых впечатляет и наталкивает на предположение об их в некотором смысле нереальности.
— Складывается впечатление, будто ваша группа продолжает транслировать собственные старые декларации, хотя не собирается воплощать их в жизнь — непрестижно о чем-то заявить, а потом сообщить, что, мол, передумали, — предположил автор статьи в беседе с директором департамента по маркетингу и связям с общественностью группы "САФМАР" Антоном Гольфманом.
— Ваше предположение, как и любое, имеет право на существование, но это не та ситуация. Не для того мы на прошлом ПМЭФ объявляли о старте проекта. Понятно, что пандемия влияет на сдвигание сроков, но концептуально на привлекательность и стратегическое значение проекта она повлиять не может, она когда-нибудь все-равно закончится, — ответил Гольфман.
— Представитель вашей группы сообщает, что проект стоимостью 1 млрд евро и производительностью, сопоставимой со всем сегодняшним российским экспортом метанола, будет реализован теперь уже не за 4, а за 3 года. При этом пока не сделано вообще ничего. Вы сами в такое верите?
— Я могу верить только в те декларации, с которыми знаком на уровне менеджмента. Они таковы. Лично я не обладаю компетенциями, чтобы отслеживать возможность реализации таких проектов. Есть ссылка на некий оптимистичный сценарий, по которому к реализации проекта предполагается приступить в ближайшее время. Кроме того, я знаю, что в вашем регионе есть несколько таких проектов.
— Целых пять.
— Я не следил за успехами наших коллег по цеху, но вы можете это сделать.
— У всех этих проектов есть одна удивительная особенность, которая делает их похожими друг на друга — ни один из них никак не реализуется.
— Объемы группы "САФМАР" вы, надеюсь, представляете, и мне неизвестны примеры деклараций, которые мы бы давали, и которые не были бы исполнены. Для нас нет смысла декларировать то, что мы не можем выполнить. Я понимаю, что есть разные "инфобизнесмены", у которых слов больше, чем дела, но "САФМАР" к этой категории точно не относится. Весь наш бизнес можно посмотреть, он реален — это заводы, которые работают, строительные компании, которые строят, угольные карьеры, на которых добывается уголь. Наши декларации обычно соответствуют тому, что происходит в реальности.
В порту Высоцк комплекс по производству и морской перегрузке метанола планирует построить ООО "РПК-Высоцк "Лукойл-II" — оператором проекта выступает ООО "Газ-Синтез". В середине августа стало известно о выборе подрядчика для проведения проектно-изыскательских работ — это ООО "НПК "Волга-Автоматика" из Татарстана, которое должно завершить работы к 31 декабря 2021 года. Проектная мощность нефтехимического комплекса — 1 млн тонн метанола в год. Заявлялось об инвестициях в 1,5 млрд долларов. Объект планируется запустить в 2023 году.
Помимо метанола, ЛУКОЙЛ собирается переваливать на будущем комплексе около 160 тыс. тонн нитрилакриловой кислоты, которую сейчас компания экспортирует через порт Вентспилс в Латвии.
В порту Усть-Луга, помимо завода "САФМАР", заявлены сразу три крупных метанольных проекта.
"Балтийская газохимическая компания" собирается строить комплекс по производству и перевалке метанола мощностью 1,7 млн тонн в год с инвестициями также в 1,5 млрд долларов. Заявленный срок ввода в эксплуатацию — 2023 год. На днях у проекта появился новый бенефициар — им стал предприниматель Владимир Круглов, он возглавляет подмосковную нефтебазу, принадлежащую однокурснику российского президента Виктору Хмарину. Владимир Круглов рассказал о планах продать проект основному владельцу АО "Русская газохимическая компания" Армену Торосяну.
Завод по производству метанола и морской терминал по его перевалке решило построить ООО "РусХимКом", которое входит в группу "Индига" бывшего депутата Государственной думы Виталия Южилина. Проект отличается от остальных удаленностью завода и морского терминала друг от друга — первый запланирован в промышленной зоне "Алексеевская", второй в порту Усть-Луга. Расстояние между объектами — 48 километров, которые предполагается преодолеть с помощью метанолопровода. Группа Южилина обещала запустить комплекс в 2023 году, вложить в него 1 млрд евро и производить 1,75 млн тонн продукта в год для Европы и Китая.
Об аналогичных планах заявлял "ЕвроХим" Андрея Мельниченко. Речь идет о строительстве в Лужской губе завода по выпуску 1,7 млн тонн метанола. Инвестиции в проект назывались в 2,5 млрд долларов. О конкретных сроках пока речи не идет, управлять им будет ООО "ЕвроХим Северо-Запад-3", зарегистрированное этой весной. Экспорт продукции будет осуществляться через терминал "ЕвроХима", который сейчас строится в порту.
Заявленные на текущий момент инвестиции в строительство мощностей по производству и морской перевалке метанола в Ленинградской области составляют примерно 7,7 млрд долларов — это почти 570 млрд рублей. Они претендуют на экспорт почти 8 млн тонн метанола в год — примерно в 4 раза больше всего объема его сегодняшнего российского экспорта.
Теги: ЕвроХим, САФМАР