Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Рынок полимерных труб: как бороться с фальсификатом

18.03.2018, 19:19
Новости
Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС) объединяет предприятия трубопроводной отрасли различных форм собственности – производственные, коммерческие, научно-исследовательские. Цель создания Ассоциации – формирование единой и согласованной позиции в области производства, применения и эксплуатации трубопроводных систем в условиях саморегулирования рынка. При этом особое внимание члены АПТС уделяют вопросам технического регулирования, стандартизации, противодействия проникновению на рынок некачественной, фальсифицированной продукции.
Наш собеседник – генеральный директор АПТС Владислав Сергеевич Ткаченко.
– Владислав Сергеевич, сколько предприятий и организаций входят сегодня в состав АПТС?
– В ассоциацию входят 23 предприятия и организации, заявки на вступление подали еще 4 крупные компании-производителя. Причем среди них есть и производители исходного сырья для трубного производства, и компании, специализирующиеся на внутридомовых сетях. В Ассоциацию входят не только изготовители пластиковых труб, но и, например, единственный в России производитель чугунных труб с шаровидным графитом. Члены ассоциации обеспечивают примерно 75% объемов российского рынка полимерных труб для наружных сетей.
– В последнее время АПТС очень много внимания уделяет вопросам противодействия появлению на рынке некачественной, фальсифицированной продукции. С чем это связано?
– Примерно с 2014 года эта проблема приобрела особую актуальность. Производство полимерных труб низкого качества стало делом довольно большого количества предприятий. Причем такой "бизнес" является очень прибыльным. Занимаются им в основном небольшие фирмы. Покупают экструдер и начинают производство труб из некачественного сырья, всевозможных отходов, использованной пластиковой тары.
Внешне такая продукция нередко выглядит довольно привлекательно. Сертификаты соответствия, естественно, являются "левыми", паспорта качества также легко подделываются. Наличие на рынке больших объемов некачественной, фальсифицированной продукции стало проблемой для предприятий отрасли, которые с полным правом можно отнести к добросовестному бизнесу.
– При таких масштабах производства фальсификата бороться с этим явлением, наверное, непросто?
– Да, конечно. Поэтому эта работа ведется уже совместными усилиями в рамках нашей Ассоциации. Начали мы с составления реестра таких производств. Затем занялись их проверками.
– Как конкретно эти проверки были организованы?
– Через Ассоциацию водоснабжения и водоотведения, с которой мы тесно сотрудничаем уже несколько лет, через ресурсоснабжающие организации, газораспределительные, энергосетевые компании. Их мы информировали о том, что доля фальсификата в нашем секторе рынка достигла угрожающих размеров. Мы публиковали статьи на эту тему в журнале "Полимерные трубы", с материалами которых всегда стараются знакомиться потребители подобной продукции.
Сначала среагировали водоканалы крупных российских городов. При возникновении подозрений в достоверности сертификата соответствия или паспорта качества вызывались представители поставщика и создавалась согласительная комиссия. Образцы труб направлялись для исследования в одну или даже несколько аккредитованных лабораторий.
Сейчас примерно половина из 148 предприятий, производящих пластиковые трубы, проверена заказчиками самостоятельно или с нашей помощью. Ассоциация обеспечивает лабораторные испытания взятых образцов продукции, и вся информация о результатах этих проверок аккумулируется у нас. Оказалось, что более половины производителей систематически выпускают фальсифицированную продукцию. Есть уже прецеденты судебных разбирательств, немало примеров применения ощутимых штрафных санкций к недобросовестным производителям.
Некоторые из них пытались оспаривать результаты проведенных водоканалами лабораторных испытаний в судебном порядке. Но во всех известных мне случаях суд неизменно принимал сторону ресурсоснабжающей организации. Назначалась дополнительная судебная экспертиза, которая подтверждала правильность ранее проведенных испытаний.
Существуют уже примеры возбуждения уголовных дел за поставку некачественных материалов на строящиеся объекты, если эксплуатация такой продукции представляет угрозу жизни и здоровью людей. В частности, одно из таких дел на данный момент возбуждено в Республике Коми. Ассоциация выступает в нем в качестве консультанта правоохранительных органов.
Мы сейчас хотим инициировать процедуру прокурорского запроса, когда представители Минпромторга, Росстандарта выезжают на предприятие, проверяют соответствие его работы требованиям инспекционного контроля. В этом случае есть возможность просто закрыть завод, производящий фальсификат, до устранения всех выявленных нарушений. Производители, например, кабельной продукции эту практику достаточно широко и успешно применяют, мы хотим перенять у них этот опыт.
– Ныне действующая правовая база по вашей оценке способствует эффективной борьбе с фальсификатом?
– Не в полной мере. Существует целый ряд пробелов в Гражданском, Уголовном и административном кодексах (Кодекс об административных правонарушениях. – Прим. ред.). В принципе все мы понимаем, что представляет собой фальсификат. Это заведомо некачественный товар, изготовленный с целью приобретения выгоды. Но в нормативно-правовых документах само понятие фальсификата отсутствует. Исключение – медикаменты. Есть понятие "продукция ненадлежащего качества", но здесь речь идет практически о бракованной продукции. Брак не подразумевает умысел. А если для производства трубы берутся заведомо негодные для этой цели материалы – это совершенно осознанные действия.
Мы решили инициировать внесение соответствующих изменений в Уголовный и административный кодексы. В феврале нас вместе с представителями Ассоциации производителей радиаторов отопления пригласили в Совет Федерации. Мы выступали на Экспертном совете, где и озвучили свои предложения.
В области обязательной сертификации полимерных труб для наружных сетей примерно 500 действующих сертификатов соответствия. Из них 87% в свое время выданы органами по сертификации, которые на данный момент таковыми уже не являются, вследствие отзыва лицензии сертификаты получены по результатам испытаний, которые проводились только на бумаге.
Но эти сертификаты формально продолжают быть легитимными. Это огромная проблема. И хорошо, что ее полностью осознают в Росаккредитации. Думаю, что сейчас она должна озаботиться тем, чтобы обеспечить процесс сертификации только реально работающими организациями, проведение испытаний лабораториями, которые действительно имеют для этого возможности.
– На это направлена и система нотификации органов по оценке соответствия, инициатором формирования которой является добросовестный бизнес.
– Да, этот вопрос очень актуальный. Мы связываем с введением нотификации большие надежды.
– На каком этапе проведения работ противодействие фальсифицированной продукции может быть наиболее эффективным?
– Тесно работая с водоканалами, мы пришли к выводу, что проблему нужно решать даже не на стадии входного контроля, когда уже идет поставка продукции, а задолго до этого. На самом деле все начинается с этапа проектирования. Проектировщик может указать в спецификации или в самом проекте какую-то неоднозначную трактовку. Если в проекте записано: "труба полимерная", то могут применяться и полиэтиленовые трубы, и изготовленные из ПВХ, и из полипропилена, сделанные по ТУ или по ГОСТу. Естественно, строительная организация, как правило, выбирает то, что дешевле, если проектировщик и заказчик не ограничивают его в выборе. Одно дело, если решение принимает генподрядчик, заинтересованный в качестве проведения работ и используемых при этом материалов. Но, как правило, инженерными сетями занимаются субподрядчики, что усугубляет проблему.
Необходимо еще на стадии проектирования закладывать требования к продукции на соответствие конкретным ГОСТам.
– А каково актуальное состояние базы стандартов в вашей области?
– Направление полимерных труб ведет ТК 241 "Трубы, фитинги и другие изделия из пластмасс, методы испытаний". И надо отдать ему должное. В состав комитета входят многие представители серьезной академической науки, которые работали в отрасли еще в советское время. Во многом благодаря их усилиям сегодня существуют порядка трехсот стандартов как на саму продукцию нашей отрасли, так и на методы ее испытаний. Большинство из них гармонизированы с соответствующими стандартами ИСО. Количество и качество стандартов, касающихся полимерных труб для водоснабжения, канализации, газораспределения, вполне солидные. Эта база стандартов продолжает актуализироваться: как только изменяется соответствующий стандарт ИСО, соответствующие изменения вносятся и в ГОСТ.
Наша Ассоциация научилась бороться с фальсификатом не только на стадии проектирования и заказчика, но и на стадии проведения конкурса. Мы разработали рекомендации для членов нашей Ассоциации, предназначенные и для эксплуатирующих организаций, с которыми они работают. Эти рекомендации мы собираемся согласовать с ФАС и затем направить их всем водоканалам через Российскую ассоциацию водоснабжения и водоотведения.
Рекомендации никоим образом не противоречат положениям № 44-ФЗ, регулирующего закупки муниципальных органов власти, и № 223-ФЗ, также регламентирующего процедуры закупок, но при этом содержат конкретные предложения, какие пункты в условиях конкурса необходимо прописать точно, по каким в дополнительном договоре обозначить обязательную возможность контроля со стороны заказчика. При этом оплата выполненных работ должна производиться только после того, как будет тщательно проверено их качество. В случае если будет выявлено, что при выполнении работ использовались некачественные, фальсифицированные материалы, но исполнитель отказывается признавать этот факт, назначается судебная экспертиза, в результате которой с исполнителя могут быть взысканы дополнительные издержки.
Комплекс подобных требований к исполнителю, на наш взгляд, должен существенно снизить долю недобросовестных поставщиков фальсификата.
– Какие еще направления деятельности АПТС можно отнести к числу приоритетных?
– Важная задача – гармонизация с современными международными стандартами нормативно-технической и нормативно-правовой документации, регулирующей область применения трубопроводных систем. То есть это все ГОСТы, которые есть в нашем направлении, все СП, все СН, на возврат которых мы очень надеемся. Необходимо также разработать технический регламент о безопасности объектов водоснабжения и водоотведения, возможно, технический регламент на строительные материалы, что также является нашей целью. Работу в этом направлении мы уже начали.
Важнейшая цель – переход на идеологию расчета стоимости затрат всего жизненного цикла. Я думаю, это наше будущее, к которому мы обязательно должны прийти. Необходимо просчитывать затраты, которые предстоит нести на каждом отдельном этапе жизненного цикла: капитальные затраты, на эксплуатацию, на утилизацию, непредвиденные затраты вследствие нанесения ущерба экологии. Процедура подобных расчетов в международном сообществе признана и давно применяется. Мы в этом направлении сейчас очень активно работаем совместно с экспертно-технологическим советом Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, подготовили методику предварительного укрупненного анализа и оценки стоимости затрат жизненного цикла этих систем.
Мы нацелены на снижение степени износа всех трубопроводных систем. По официальным данным доля сетей, подлежащих замене, постоянно растет и за последние 15 лет повысилась с 30% до 43,5%. Думаю, эти цифры далеко не полностью отражают реальное положение дел. По мнению многих экспертов, фактический аварийный износ сетей – на уровне 70%. Снижение степени износа – итог, который мы должны видеть в реальном времени. Как только этот процесс начнется, это и будет результатом нашей работы. На это направлена и борьба с фальсификатом, и повышение качества нормативной документации, и расчет стоимости затрат жизненного цикла. Это главная цель всей нашей работы.
Теги: Минпромторг