Если перекроют пролив. И другие угрозы мегазаводу Газпрома за 5 трлн.
При негативных вариантах производство сжиженного газа под Кингисеппом может потерять смысл. 47news узнал, почему планы выглядят слишком оптимистичными, а трата триллиона из ФНБ рискованной.
В 2026-м планируется завершить строительство первых очередей завода по сжижению газа и газохимического комплекса в Усть-Луге. Недавно правительство РФ опубликовало паспорт инвестиционного проекта для этого объекта. Помимо финансовой части, в документе есть подразделы - сильные, слабые стороны и угрозы. 47news обсудил со специалистами, где действительно тонко и в чем сомнения.
Цена - 4,9 триллиона рублей, 900 млрд - из Фонда национального благосостояния. Первая очередь - в 2026-м, вторая - в 2027-м. Сроки уже сдвинуты на два года. Проект реализует Газпром и АО "Русгаздобыча" (компанию связывали с Аркадием Ротенбергом).
Не бросается в глаза, но в документе упомянута угроза: перекрытие Данией водных путей для газовозов из России. Напомним, из Балтики в Северное море можно попасть только через Датские проливы (искусственный Кильский канал в Германии не в счет). По словам экспертов, формальным поводом могут послужить санкционные проблемы со страхованием наших судов зарубежными компаниями. В этом случае датчане могут сослаться на угрозу экологии, а работа комплекса по сжижению потеряет смысл.
Сохранились первоначально заложенные параметры - 45 млрд кубометров в год с месторождений Западной Сибири. Предполагалось, что 20 млрд после очистки шло бы в "Северный поток-2", но он взорван. Куда уйдет половина объема, по-прежнему неясно.
Кстати, одним из плюсов названо потенциальное увеличение добычи на месторождениях Западной Сибири. Ремарка, скорее, для красного словца - Россия потеряла сбыт в Европе примерно на 150 млрд кубов в год.
Высказывается надежда на рост интереса к продукции в Китае, Индии, Турции, Бразилии и таких странах, как Бангладеш, Вьетнам и Мьянма. Но отмечается сложность: "Объект будет новым производителем на высококонкурентных рынках сбыта". Формулировка интеллигентная - рынок действительно тесный, с длительными контрактами, но дело не только в этом.
Оборудование собиралась поставлять немецкая компания Linde - одна из немногих в мире, владеющая технологией крупнотоннажного сжижения газа. В 2022-м немцы ушли. Таких технологий в мире меньше, чем пальцев на руке - все друг друга знают. Если мы будем использовать технологию и не платить лицензиату, то крайне велика вероятность - после начала поставок Linde немедленно оспорит легитимность продукции и блокирует сделки.
Прямым текстом говорится о дефиците газовозов. На данный момент для проекта Новатэка "Арктик СПГ" на верфях дальневосточной "Звезды" строится пять крупнотоннажных газовозов (вместимость 170 тысяч кубометров, исполнение сдвинуто с прошлого года на нынешний). Крупнейший производитель таких судов - Южная Корея - от сотрудничества отказалась. Тем временем, российские компании владеют в основном мало- и среднетоннажными газовозами (от 10 тысяч кубов). С арендой же проблемы могут быть из-за санкций.
Одной из слабых сторон названа волатильность цены на газ вкупе с пошлинами на экспорт. Если проще, то так: цена на сжиженный газ может энергично "гулять", а пошлины государству быстро изменить не получится. Следовательно, непредсказуемыми становятся финансовые показатели.
Отметим, что с февраля 2022-го компании, реализующие проект, "Русхимальянс" и БХК ушли в режим молчания из-за опасения санкций. Опубликованный инвестиционный план стал, пожалуй, самым исчерпывающим источником информации об этой мегастройке.
Отдельно стоит коснуться планов по производству полиэтилена в размере 2,8 млн тонн в год. Эту цифру опрошенные специалисты называют очень амбициозной с неясными перспективами реализации (в 2022-м году весь мировой объем оценивался на уровне 100 млн тонн). Внутри России спрос на этот материал ограничен, признают авторы документа. Надежда на рост производства из полиэтилена в Китае, Индии и Турции. Но по каким причинам это произойдет - не раскрывается. Зато отмечается существенный рост экспорта полиэтилена из Северной Америки.
В целом, есть ощущение, что речь сейчас идет не о сухих цифрах, а о надежде на удачу.