Минэнерго Таджикистана объяснило причину задержки прокладки газопровода ЦА – Китай.
Строительство газопровода "Центральная Азия - Китай, линия D" на территории Таджикистана задерживается из-за разногласия в ценообразовании между странами-участницами проекта, сообщил министр энергетики и водных ресурсов РТ Далер Джума 1 февраля на пресс-конференции в Душанбе.
При этом он отметил, что Таджикистан решил все вопросы, связанные с предполагаемым газопроводом, разногласия возникли между другими странами проекта. Однако министр не уточнил, какие именно страны не сошлись во мнении и по стоимости чего – за продажу газа Туркменистаном Китаю или за его транзит через территории соответствующих стран.
По данным Минэнерго Таджикистана, газопровод будет проходить по территории Туркменистана, Узбекистана (205 км), Таджикистана (391 км), Кыргызстана (215 км) и Китая (155 км).
Общая протяженность линии, которая предполагает поставку туркменского газа в Китай, составит 966 км.
Межправительственное соглашение о строительстве этого газопровода на территории Таджикистана было подписано в сентябре 2013 года. В марте 2014 года китайская нефтегазовая компания CNPC заключила соглашение с "Таджиктрансгаз", на основе которого создано совместное предприятие по строительству и эксплуатации газопровода Trans-Tajik Gas Pipeline Company Ltd с долевым участием сторон по $300 млн.
В рамках проекта на территории Таджикистана предусмотрено строительство 42 горных тоннелей общей протяженностью 63,3 км и другой инфраструктуры.
В пределах Таджикистана трасса будет проходить по территории городов Турсунзаде и Гиссар и районам Шахринав, Рудаки, Вахдат, Файзабад, Нурабад, Рашт, Таджикабад и Ляхш до границы Кыргызстана.
Ожидается, что по данному газопроводу ежегодно из Туркменистана в Китай будет поставляться 25-30 млрд. кубометров природного газа. Реализация этого проекта позволит привлечь более $3 млрд. прямых инвестиций Китая в экономику Таджикистана.
Строительство первого тоннеля (на территории района Рудаки) завершилось только в 2020 году. А начавшаяся в том же году пандемия COVID-19, по всей видимости, еще больше затормозила реализацию проекта: о завершении строительства следующих объектов не сообщалось.