Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

НОВАТЭК провел 3-ю с начала декабря операцию перевалки СПГ у о-ва Кильдин.

Движение танкеров-газовозов в восточной части СМП продолжается, ждем эксперимента по круглогодичной навигации.
НОВАТЭК провел к 3ю за декабрь перевалку сжиженного природного газа (СПГ) по схеме борт-в-борт (ship-to-ship, STS) в Кильдинском проливе Баренцева моря.
Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.
Перевалка у о-ва Кильдин
К перевалке СПГ с танкеров-газовозов ледового класса Arc7, обслуживающих проект Ямал СПГ, на конвенциональные танкеры в Кильдинском проливе НОВАТЭК вернулся в декабре 2023 г.
С тех пор были проведены 3 операции:
11 декабря 2023 г. была проведена перевалка СПГ с танкера-газовоза Николай Урванцев на LNG Dubhe. После перевалки Николай Урванцев вернулся в порт Сабетта, принял новую партию СПГ и в настоящее время находится в Северном море, пункт назначения не указан, но судя по планируемой дате прибытия (21 декабря), речь идет о ближайших СПГ-терминалах, например, в Зеебрюгге в Бельгии. LNG Dubhe обогнул западную оконечность Европы, 19 декабря прошел Гибралтарский пролив и 23 декабря должен войти в Суэцкий канал, несмотря на ситуацию в Красном море;
15 декабря 2023 г. партия СПГ в Кильдинском проливе была перевалена с танкера-газовоза Arc7 Владимир Визе на танкер-газовоз без ледового класса Seapeak Yamal. После операции STS Владимир Визе вернулся в порт Сабетта, где 20 декабря принял новый груз с Ямал СПГ и в настоящее время выходит из Обской губы. Seapeak Yamal обогнул Скандинавский п-в и о-в Великобритания и в настоящее время вышел из пролива Святого Георга и находится в Ирландском море. Пункт назначения не указан, ожидаемая дата прибытия - 27 декабря, что указывает на вероятное прохождение Суэцкого канала для дальнейшей доставки СПГ в Азию;
16 декабря в Кильдинский пролив прибыл конвенциональный танкер La Perouse, ранее после длительного периода простоя привлеченной к вывозу СПГ с КСПГ Портовая Газпрома. 19 декабря La Perouse покинул Кильдинский пролив, вероятно, приняв СПГ с обслуживающего Ямал СПГ танкера Arc7 (с какого конкретно сервисы отслеживания судов не позволяют определить, вне их покрытия находится лишь Кристоф де Маржери). Затем La Perouse начал путь вокруг Скандинавского п-ва, пункт назначения не указан, дата прибытия - 1 января, что, скорее всего, говорит о том, что La Perouse вновь идет в Азию через Суэцкий канал.
Перевалку СПГ STS НОВАТЭК начал осуществлять с ноября 2018 г. в районе порта Хоннингсвог на северо-западном побережье Норвегии, однако эта схема была достаточно быстро свернута, вероятно, под давлением США.
В 2020 г. НОВАТЭК перенес перевалку к о. Кильдин, в ноябре 2020 г. была проведена операция по перевалке СПГ с танкера Arc7 Николай Евгенов на Seapeak Yamal (на тот момент носил имя Yamal Spirit).
По данным НОВАТЭКа, в 2022 г. в Кильдинском проливе было проведено 15 операций по перевалке STS.
НОВАТЭК изначально рассматривал возможности для перевалки СПГ в Мурманской области и на Камчатке для оптимизации логистики, чтобы использовать танкеры-газовозы ледового класса Arc7 лишь там, где это реально необходимо - на отрезке от Баренцева до Охотского моря.
Следующим шагом в оптимизации логистической схемы вывоза СПГ с проектов Ямал СПГ и Арктик СПГ-2 должны стать морские перегрузочные комплексы (МПК) в Мурманской области и Камчатском крае на базе плавучих хранилищ СПГ (FSU).
Оба судна-накопителя уже построены и прибыли к местам своей будущей работы.
В частности, Saam FSU был доставлен в конце июня в Ура-губу к месту будущей рейдовой стоянки МПК вблизи ЗАТО Видяево Мурманской области в конце июня 2023 г.
Однако в середине сентября 2023 г. Арктическая перевалка, дочка НОВАТЭКа, управляющая МПК в Мурманской области и Камчатском крае, а также оба плавучих хранилища Saam FSU и Koryak FSU попали под санкции США, а в начале ноября санкции последовали в отношении оператора проекта Арктик СПГ-2.
Возобновление перевалки у о. Кильдин позволит упростить логистику на период, пока МПК в Мурманской области не будет запущен (планировался до конца 2023 г.) и не будут отлажены поставки в дружественные страны.
СМП в деле
Также НОВАТЭК продолжает использование восточной части Северного морского пути (СМП) для поставок СПГ в Китай.
20 декабря 2023 г. в порт Сабетта из Китая вернулся танкер-газовоз Arc7 Георгий Брусилов.
Хронология рейса:
12 ноября 2023 г. Георгий Брусилов принял груз на Ямал СПГ,
30 ноября прибыл в порт Цаофэйдянь (Таншань), где расположен СПГ-терминал Tangshan LNG,
после разгрузки, Георгий Брусилов вышел в обратный путь через СМП,
10 декабря танкер вошел в Чукотское море, 16 декабря обогнул п-в Таймыр и 20 декабря вошел в Обскую губу.
Эксперимент с сверхпоздними и сверхранними рейсами по СМП в восточном направлении НОВАТЭК провел в 2020-2021 гг.:
в мае 2020 г. была осуществлена сверхранняя проводка танкеров-газовозов с Ямал СПГ по СМП в восточном направлении,
в январе 2021 г. - сверхпоздняя проводка, которая стала частью кругового рейса по маршруту Сабетта (ЯНАО) - Цзянсу (Китай) - Сабетта.
С учетом результатов эксперимента и полученного опыта (во время свехпозднего рейса танкер-газовоз Николай Евгенов повредил 1 из 3 азиподов), поставки СПГ в Азию по восточной части СМП в 2022 г. также выполнялись вне рамок традиционного навигационного сезона.
В 2022 г. через восточный маршрут СМП из порта Сабетта было отправлено 32 партии СПГ на рынок АТР как в рамках долгосрочных контрактов, так и в рамках спотовых оптимизационных поставок.
В 2024 г. НОВАТЭК планирует выйти на круглогодичную навигацию по СМП.
7 декабря 2023 г. глава ФГБУ Главсевморпуть С. Зыбко на форуме "Арктика: настоящее и будущее" сообщил, что НОВАТЭК и Росатом планирует начать эксперимент с круглогодичной навигацией в восточной части СМП.
Начиная с января 2024 г. будет осуществляться движение танкеров-газовозов под ледокольной проводкой, в т.ч. в те месяцы, когда они никогда не ходили, - март, апрель и май.
Таким образом будет обеспечена круглогодичная навигация на СМП.

Теги: НОВАТЭК