Космические взаимосвязи.
Есть такое правило - чем выше технологический уровень той или иной отрасли, тем более значительный мультипликативный эффект она оказывает на смежные отрасли. Космос как наиболее высокотехнологичная сфера человеческой деятельности этот принцип отражает как нельзя лучше. Те возможности, которые дает спутниковая связь и дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), обеспечивают эффективное решение сложных задач и создают базу для создания и внедрения цифровых сервисов. С другой стороны, космос сам требует самых высокотехнологичных решений для предоставления космических данных и оказания услуг связи. О том, как эти многогранные взаимосвязи видят в "Газпром космические системы" и в компании обеспечивают их практическую реализацию рассказал начальник управления по продвижению и развитию бизнеса Игорь Владимирович Кот.
- "Газпром космические системы" - один из крупнейших российских операторов спутниковой связи. Как так получилось, что в Вашей компании соединились такие, казалось бы, далекие друг от друга сферы как космос и недра Земли?
- В России нефтегазовая отрасль является одной из ключевых отраслей экономики страны, это важнейший источник наполнения бюджета и спонсор социальных инициатив. Поэтому развитие этого сектора жизненно важно для страны. Проводимый сегодня экономический курс на технологическое развитие предусматривает переход от сырьевой модели экономики к высокотехнологичной, но это не значит замещение одной составляющей другой, а их комплексное, синергетическое развитие. Не случайно, что крупнейшая компания российского энергетического сектора, предвосхитившая такую модель развития много лет назад, сейчас является также и крупным игроком космического сектора.
Звезда нашего предприятия зажглась в 1990-е, можно сказать, от газового факела, ведь нас основала крупнейшая российская энергетическая компания. И мы, работая на стыке газовой, космической и телекоммуникационной отраслей, полагаем, что эта связь носит глубинный, если не сказать, космический характер.
Крупные энергетические компании имеют широкое географическое присутствие, подчас даже глобальное. А спутниковая связь глобальна по своей природе. Покрывая огромные территории, спутники позволяют "дотянуться" практически до любой точки Земли, быстро и независимо ни от климата, ни от существующей инфраструктуры наладить надежную связь в труднодоступных районах, где сейчас и разворачиваются основные операции по добыче нефти и газа. Спутники связи поддерживают технологические процессы добычи, транспортировки и распределения энергии и, тем самым, являются помощниками энергетических компаний в решении их ключевых задач.
- Эта помощь выражается не только в оказании услуг связи?
- Действительно, возможности космоса гораздо шире. Есть еще одно направление космической деятельности, которое играет все возрастающую роль в энергетике. Большинство нефтегазовых компаний имеет огромную инфраструктуру, для эффективной работы которой необходима не только надежная связь, но и постоянный мониторинг. Вот почему космические системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), в сочетании с другими технологиями мониторинга, например, авиационной беспилотной, будут все более востребованы энергетическим сектором. Это позволяет решать широкий спектр задач, связанных с обеспечением производственной безопасности, защитой окружающей среды, повышением эффективности. Поэтому мы уже развиваем и намерены продолжать работать в этом направлении.
- Недавно Вашей компании исполнилось 35 лет. Что сейчас представляет собой "Газпром космические системы"?
- В настоящее время наша система спутниковой связи Ямал включает 5 геостационарных спутников, обеспечивающих покрытие 100% территории России и 60% поверхности всей суши Земли. Наземный сегмент системы составляет Телекоммуникационный центр в г. Щелково - это, без преувеличения, центр мирового уровня, а также телепорты в г. Переславль-Залесский, Новосибирск и Хабаровск. Эта инфраструктура используется для решения производственных задач Газпрома, предоставления услуг связи и вещания на коммерческом рынке. Сейчас мы активно развиваем услуги широкополосного доступа в Интернет. В Ka-диапазоне мы обеспечиваем охват европейской части России благодаря самому мощному спутнику связи в российской группировке - Ямал-601. С запуском спутника Ямал-502 мы выйдем c таким же сервисом в Сибирь и на Дальний Восток, а также сделаем еще один важный шаг, обеспечив предоставление услуг связи на мобильных объектах.
Спутниковой связью мы не ограничиваемся и внедряем для "Газпрома" новые геоинформационные технологии, в т.ч. мониторинг охранных зон и минимальных расстояний магистральных газопроводов и других объектов нефтегазовой инфраструктуры, контроль пожароопасной обстановки вблизи объектов газотранспортной системы, геотехнический мониторинг с использованием спутниковой радарной интерферометрии и, в перспективе, обнаружение утечек метана. Возможности этих технологий позволяют отслеживать наличие посторонних объектов в охранных зонах, определять миллиметровые сдвиги земной поверхности, мониторить ледовую и пожарную обстановку, выявлять и отделять от естественных техногенные источники метана и многое другое. Эти сервисы направлены на повышение промышленной безопасности и экономической эффективности, что важно, как для энергетических, да и вообще любых территориально распределенных, компаний, и так и для государства в целом.
Широкомасштабное внедрение геоинформационных сервисов сейчас сдерживается отсутствием российских спутников ДЗЗ. Мы разрабатываем собственную комплексную спутниковую группировку ДЗЗ. Она будет включать 9 аппаратов, в т.ч. 3 оптических спутника с газоанализаторами Смотр-В и 6 спутников радиолокационного наблюдения Смотр-Р. Создаваться эти спутники будут на сборочном производстве космических аппаратов "Газпром СПКА" в г. Щелково. Это обеспечит технологический суверенитет России в таком важном и перспективном сегменте.
- А на Земле? Перед "Газпром космические системы" поставлена важная задача по импортозамещению оборудования спутниковой связи. Чем вызвана такая необходимость и как идет работа в этом направлении?
- Здесь сошлись сразу две необходимости. Российское законодательство с 2025 г. запрещает использование оборудования с иностранным программным обеспечением на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), к которым относится большинство объектов ТЭК. Вторая необходимость - масштабная программа "Газпрома" по оснащению нетелемеханизированных магистральных газопроводов и газопроводов-отводов системами дистанционного контроля и управления. Это касается объектов, не обеспеченных постоянным электроснабжением и связью, где телемеханизация возможна только за счет спутниковых каналов связи. Сложность задачи обусловлена практически полным отсутствием отечественного оборудования спутниковой связи, как в ее орбитальном, так и в наземном сегментах.
Выходом из ситуации может быть только создание отечественной линейки оборудования спутниковой связи. Для решения этой задачи совместно с компаниями-партнерами мы участвуем в реализации сквозного проекта "Спутниковая система передачи данных для контроля и управления крановыми узлами", в процессе реализации которого создается отечественное оборудование спутниковой связи. Создаваемая линейка оборудования будет включать мультисервисные платформы, модемы, абонентские земные станции спутниковой связи, все они создаются с использованием отечественной электронной компонентной базы и программного обеспечения. Такие решения важны не только для "Газпрома", но и имеют ценность для экономики России в целом - они отвечают интересам не только энергетических компаний, но и телекоммуникационного сектора, радиоэлектронной промышленности, поддерживая их развитие.
- Такой мультипликативный эффект космос дает не только в сегменте оборудования, но и шире в контексте цифровой трансформации?
- На вопрос цифровой трансформации нужно смотреть с разных сторон. С одной стороны, мы сами пользуемся плодами цифровых технологий, применяя, например, искусственный интеллект. Обученная нашими специалистами нейросеть на основе алгоритмов сопоставления больших данных позволит в автоматическом режиме анализировать изображения, полученные в результате космической съемки или съемки с беспилотников. Это поможет оперативно выявлять нарушения охранных зон вблизи опасных производственных объектов, автоматизирует часть рабочего процесса и позволит высвободить ресурсы для более творческих задач.
С другой стороны, наши аэрокосмические решения могут помочь в решении актуальной для многих компаний задачи по созданию цифровых двойников. Дело в том, что цифровой двойник не просто копия реального объекта в цифровом пространстве, а скорее комплексная его модель, учитывающая окружающую среду, в которой он работает. Аэрокосмические данные, наряду с документацией, кадастровыми данными, данными телеметрии и систем объективного контроля, могут быть источниками для создания цифровых моделей объектов ТЭК. Причем в отличие от документации, данные ДЗЗ обеспечивают актуальность и объективность информации, что важно для цифрового моделирования, поскольку неверные исходные данные влекут неверные выводы. Совместное использование аэрофотосъемки и космической съемки позволяет создавать более точные и полные цифровые двойники. Мы сейчас разрабатываем мобильное место оператора для оперативного внесения изменений в модель объекта.
- В каких еще сферах проявляется тесная взаимосвязь космоса и энергетики? Что это означает для общества в целом?
- Как и энергетика, спутниковые телекоммуникации в России несут на себе серьезную социальную нагрузку. Связь через спутник сокращает расстояния, что особенно актуально для России, где огромная территория является не только конкурентным преимуществом страны, но и одним из серьезных вызовов. Спутниковые коммуникации являются важным инструментом устранения цифрового неравенства для нашей страны.