Запад не готов: почему Россия - единственный шанс газа с "Достлуг" выйти на мировой рынок.
Отсутствие инвестиций в Транскаспийский газопровод тормозит разработку месторождения. Что может предложить РФ важному нефтегазовому проекту на Каспии?
В последние годы интерес к туркменскому газу растет не только со стороны западных стран, но и азиатских потребителей. Пользуясь растущей популярностью своего ресурса, Ашхабад с готовностью обещает расширить поставки "голубого топлива" и заявляет о необходимости реализовать новые инфраструктурные проекты для охвата большей географии экспорта.
Так, в конце прошлого месяца МИД Туркменистана распространил заявление о том, что страна готова к продолжению взаимодействия с партнерами по реализации проекта Транскаспийского трубопровода. Именно по нему предполагается поставлять через территорию Азербайджана и с использованием его инфраструктуры на европейский рынок газ из Туркменистана, в частности с совместно разрабатываемого двумя странами каспийского месторождения "Достлуг".
Тернистый путь Транскаспийского газопровода
Проект строительства Транскаспийского газопровода обсуждается с конца 1990-х годов, но актуальным он стал после того, как Азербайджан и Туркменистан достигли соглашения о совместной разведке, разработке и освоении месторождения "Достлуг" в начале 2021 года. Данное месторождение с запасами в 60 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа считается главным источником ресурсов для Транскаспийского газопровода.
Однако несмотря на то, что Азербайджан и Туркменистан договорились о разработке этого месторождения с долями 30% на 70% соответственно, западные инвесторы так и не проявили должного интереса ни к финансированию разработки "Достлуга", ни к строительству Транскаспийского газопровода.
Азербайджан, в свою очередь, заявил, что готов полностью поддержать реализацию проекта Транскаспийского газопровода, но финансировать его не будет.
После этого все внимание было приковано к западным инвесторам. Ведь европейские страны не раз заявляли о необходимости диверсифицировать импорт газа, чтобы заместить поставки российского топлива. Но в вопросе туркменского газа ни западные энергокомпании, ни власти ЕС так и не перешли от слова к конкретным действиям.
Кроме того, политика по декарбонизации, которая активно продвигается в Европе, предполагает если не полный отказ от ископаемого топлива в среднесрочной перспективе, то хотя бы сокращение инвестиций в новые углеводородные месторождения и в инфраструктуру поставок. А это тормозит вхождение крупных мировых энергокомпаний в новые проекты, в особенности такие затратные, как газопровод по дну моря.
Оживить "Достлуг" могут инвестиции РФ
Единственным иностранным инвестором, проявившим интерес к месторождению "Достлуг", стала российская компания "Лукойл", которая в 2019 году выразила намерение стать оператором проекта.
Российские компании всегда были активными участниками нефтегазовых проектов в Каспийском море – только в Азербайджане в них компании из РФ вложили в общей сложности около $5 млрд.
В отличие от западных инвесторов, интерес россиян к разведке и разработке нефти и газа растет, и проекты реализуются не только в самой России, но и в зарубежных странах. РФ осуществляет газовые проекты стоимостью десятки миллиардов долларов в Иране, помогает и африканским странам в реализации нефтегазовых проектов, а также занимается их реализацией в странах Ближнего Востока.
К тому же компании из РФ многие годы продвигают углеводородные проекты, как российские, так и международные, на Каспийском море. То есть Россия имеет колоссальный опыт разведки и разработки морских месторождениях именно в регионе Каспия.
Стоит отметить, что в последнее время здесь появился новый нефтегазовый игрок - Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC). Так, ранее сообщалось, что она выкупила 30-процентную долю в азербайджанском газовом месторождении "Абшерон", участниками разработки которого ранее были Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) и французская Total Energies.
Эксперты не исключают, что ADNOC может заинтересоваться азербайджано-туркменским проектом "Достлуг", так как она ранее уже принимала участие в нефтегазовых проектах Туркменистана. К тому же ADNOC планирует расширить свою деятельность в Каспийском бассейне. Накануне исполнительный директор предприятия по низкоуглеродным решениям и международному развитию Мусаббех Аль-Кааби в интервью S&P Global Commodity Insights заявил, что компания планирует инвестировать во всю цепочку создания стоимости газа в Каспийском регионе в зависимости от стратегической потребности в экспорте газа из региона СНГ на такие рынки, как Турция и Европа.
В то же время эксперты считают, что ADNOC может войти в проект "Достлуг" вместе с российским "Лукойлом". Кстати, компании ведут успешное сотрудничество в энергетической сфере уже многие годы и являются партнерами по проекту "Гаша" (ОАЭ), предусматривающего разработку девяти мелководных нефтяных месторождений в Персидском заливе. Кроме того, ADNOC начала применять на своих других месторождениях оборудование производства предприятия "ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис".
"Лукойл" и ADNOC также расширяют сотрудничество в нефтяной сфере. Напомним, что в начале этого месяца российская компания начала поставки малосернистой нефти со своих месторождений на Каспии на НПЗ эмиратской компании.
Таким образом, не исключено, что ADNOC и "Лукойл" совместно примут участие в проекте "Достлуг", разрабатывая совместно одно из перспективных углеводородных залежей Каспия.
"Достлуг" и тройственный газовый союз
Стоит отметить, что, несмотря на перспективность месторождения "Достлуг", инфраструктура поставок газа с него и рынок потребления вызывают много вопросов. Долгосрочных контрактов с покупателями на европейском рынке нет, отсутствует и трубопровод для экспорта в Европу. Эксперты отмечают, что альтернативой западному направлению поставок газа с этого месторождения является азиатский рынок.
Сегодня Азия потребляет значительные объемы газа, как трубопроводного, так и сжиженного, фактически определяя цены на данный вид топлива. При этом специалисты ожидают, что "аппетиты" Азии будут расти. Согласно их прогнозам, потребление газа в азиатских странах увеличится на 30% к 2030 году и достигнет 1,16 трлн кубометров в год.
Именно по этой причине Россия в ноябре 2022 года выдвинула инициативу по созданию тройственного газового союза РФ-Казахстан-Узбекистан, в соответствии с которой, на первом этапе стороны смогут обеспечить поставки около 30 млрд кубометров в год. При этом, наряду с обеспечением поставок на внутренний рынок Казахстана и Узбекистана, конечной целью стран-участниц является осуществление экспорта дополнительных объемов газа на азиатский рынок, в первую очередь в Китай.
Стоит отметить, что Узбекистан и Казахстан являются поставщиками газа на рынок Азии, однако растущий спрос внутри самих стран не позволяет им осуществлять экспорт законтрактованных объемов. Если добавить сюда и рост потребностей в "голубом топливе" на рынке Китая, становится очевидным значимость этого газового союза, который позволит при помощи топлива из России обеспечить поставки необходимых объемов.
Кроме того, на прошлой неделе директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрий Биричевский заявил, что тройственный газовый союз Россия-Узбекистан-Казахстан может быть расширен. Как считают эксперты, речь идет именно о Туркменистане, который также является надежным поставщиком газа на рынок Азии.
Стоит отметить, что создание тройственного союза также предусматривает инвестиции в инфраструктуру поставок и транзита газа, поэтому эксперты считают, что в случае начала разработки месторождения "Достлуг" газ оттуда мог бы поставляться и на растущий азиатский рынок.