Нефтяной опыт Китая может стать для РФ примером для более пристального изучения ТрИЗ.
При изучении внутренних бассейнов Китая установлено, что в условиях быстрого повышения температуры, но короткого времени нагрева в глубоких и сверхглубоких горизонтах сохраняются условия существования залежей нефти и газового конденсата.
Опыт Китая по выявлению залежей углеводородов на больших и сверхбольших глубинах должен стать для России примером к более пристальному изучению трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) нефти и газа.
Статья ученых Санкт-Петербургского горного университета "Перспективы нефтегазоносности глубокозалегающих комплексов России (по результатам сравнения с изученными районами внутреннего Китая)" опубликована в журнале "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление".
Перспективы разведки сверхглубоких месторождений нефти и газа
Потенциальное открытие залежей углеводородов на больших глубинах в нефтегазовых провинциях, где уже есть развитая инфраструктура, может стать приоритетнее шельфовых месторождений, для освоения которых еще нужны особенные технологии и оборудование.
К числу наиболее значимых мировых достижений в освоении углеводородов за последние 10 лет можно отнести:
сланцевую революцию, которая позволила США стать экспортером газа и занять лидирующую позицию в мире по добыче нефти;
новые технологии глубокого бурения, что дало возможность Китаю сделать массовые открытия углеводородов на глубинах выше 5 км и нарастить добычу нефти и газа, обогнав по этому показателю многие страны.
Сейчас Россия работает в направлении сланцевой нефти:
крупные недропользователи (Газпром нефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз) имеют собственные технологические полигоны и тестируют технологии;
разработаны подходы для освоения сланцевых запасов:
горизонтальное бурение,
многостадийный гидравлический разрыв пласта (ГРП).
Причины отсутствия прогресса при изучении недр:
неприменимость апробированных технологий;
неясность перспектив рынка нефти;
огромная сырьевая база традиционных разведанных запасов газа.
Исследованием ТрИЗ активно занимались в СССР.
Процессы нефтегазообразования на больших глубинах существенно отличаются.
При изучении внутренних бассейнов Китая установлено:
в условиях быстрого повышения температуры, но короткого времени нагрева в глубоких и сверхглубоких горизонтах сохраняются условия существования залежей нефти и газового конденсата;
большая часть осадочного чехла, находящегося на глубинах более 5 км, претерпела быстрое погружение и эрозию, что привело:
в Джунгарском бассейне - к формированию скоплений на глубинах 6,5 км и более в зоне относительно высоких давлений,
переформированию нефтяных и конденсатных скоплений в газовые - Сычуаньском бассейне;
важнейшим для глубоких горизонтов является тесная взаимосвязь между температурой и пластовым давлением, определяющая условия нефтегазообразования и сохранения нефти и газового конденсата.
Текущая ситуация с сверхглубокими и глубокими ТрИЗ в России:
несмотря на достаточно высокую геологическую исследованность нефтегазовых провинций (НГП), малое число открытий на больших и сверхбольших глубинах;
сверхглубокие и глубокие скважины в последние 20 лет практически не бурятся и не изучаются;
в нефтегазовых регионах с развитой инфраструктурой и продолжительной историей изучения есть все признаки формирования углеводородов на больших глубинах.
Ученые провели оценки, согласно которым наиболее значимым потенциалом преимущественно жидких углеводородов на глубинах 5-10 км обладают: Прикаспийская, Анабаро-Вилюйская, Тимано-Печорская, Западно-Сибирская нефтегазовые провинции.
При этом Баренцевоморская и Северо-Карская НГП имеют преимущественно газовый потенциал.
Мнение питерских ученых:
изучение и освоение арктического шельфа, по крайней мере удаленных от берега районов, откладывается на продолжительный период, вероятно, за пределы середины 21 века;
вряд ли будет интерес к изучению в ближайшее 30-летие в НГП: Баренцевоморская, Северо-Карская, Лаптевоморская и Восточно-Сибирского моря, несмотря на огромный потенциал глубоких горизонтов и их широкое развитие;
глубокопогруженные горизонты акваториальных продолжений Тимано-Печорской, Западно-Сибирской и Прикаспийской НГП вызовут больший интерес, особенно при обосновании перспектив нефтеносности или возможности открытия газоконденсатных месторождений (ГКМ);
наиболее перспективными к изучению глубокозалегающие горизонты при этом приурочены к подсолевым комплексам и областям развития внутриконтинентальных рифтов (авлакогенов).
Китай много внимания уделяет разведке сверхглубоких месторождений углеводородов.
В конце мая 2023 г. по указанию С. Цзиньпина началось строительство сверхглубокой скважины в Таримском бассейне в пустыне Такла-Макан в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая, одной из целей которой является получение компетенций по разведке сверхглубоких месторождений на суше.
В начале мая 2023 г. Sinopec начала бурение скважины Yuejin 3-3 (1-3-3XC) на нефть и газ глубиной 9472 м, что тоже классифицирует ее как ультра - сверхглубокую скважину.
Срок бурения - 170 дней.
В Китае действует 7-летний план 2019 - 2025 гг., в соответствии с которым 3 нефтедобывающим мейджорам Китая - China National Petroleum Corp, China Petrochemical Corp и China National Offshore Oil Corp - поручено поддержать объемы нефти и газа собственной добычи.
21 июня 2021 г. CNPC открыла сверхглубокие запасов нефти и природного газа в низкопроницаемых коллекторах месторождения Фуман в бассейне Тарим:
сверхвысокая температура: до 190оС и АВПД 145 МПа, характерное для сверхглубоких месторождений;
глубина залежи нефти: 7,5 тыс. - 10 тыс. м;
добыча к концу 2022 г. составила 3,09 млн т нефтяного эквивалента (тнэ).
Таримский бассейн - наиболее перспективное направление развития нефтегаза Китая:
толщина осадочных пород - до 10 тыс. м и более;
фундамент сложен докембрийскими породами, полого залегающий платформенный чехол - палеозойскими;
края осложнены мезозойско-кайнозойскими предгорными прогибами.