Российский актив "Белоруснефти" – два этапа "Янгпура".
Как развивалась компания и чем известна сегодня
20 и 10 лет: два периода истории АО "НК "Янгпур" – добывающего российского актива "Белоруснефти". О том как развивалась компания, о ее нынешней ситуации – в материале NEFT.by.
В 1990-х в России начал формироваться блок негосударственных нефтяных компаний. Создавались совместные предприятия с участием иностранного капитала. Первой частной структурой на Ямале стало ООО "Янгпур", днем рождения которого считают 1 июня 1993 года. Акционерами выступили два госпредприятия – "Ямалнефтегеофизика" и "Пурнефтегазгеология". Основными видами деятельности новой структуры стали поиск, разведка, добыча и реализация углеводородов. А ее первым генеральным директором стал Евгений Атласов. В этой должности он пробыл до 2002 года.
В 1995 году "Янгпур" получил лицензию на право пользования недрами Известинского участка.
За 20 лет разработки актива акционеры менялись не раз. Ими были российские, немецкие, кипрские компании. Пережили старожилы "Янгпура" и непростую процедуру банкротства. Дальнейшую его судьбу решили на аукционных торгах.
27 сентября 2013 года в результате сделки купли-продажи владельцем всех акций стало дочернее предприятие "Белоруснефти" – "Белоруснефть-Сибирь". А 15 октября ОАО "НК "Янгпур" внесли в реестре ВТБ-регистратора. Эта дата и значится сегодня как второй день рождения компании.
Добыча нефти в Российской Федерации давно была среди стратегических интересов "Белоруснефти". Но в 2012 году изучение потенциальных активов получило новый импульс.
Андрей Бохан, начальник управления внешнеэкономической деятельности центрального аппарата "Белоруснефти":
Тогда мы утвердили процедуру изучения нефтяных активов и лицензионных участков в России и ближнем зарубежье. Почти за год мы изучили более 80 добывающих активов и свыше 200 месторождений. Был среди них и "Янгпур". В 2013-м все определилось на аукционных тогах. Я был непосредственным их участником. Аукцион проходил на электронной площадке "Сбербанк-АСТ". Цену повышали пять раз. Наконец решение было принято в нашу пользу. Позже на специальном совещании генеральный директор "Белоруснефти" Александр Ляхов подчеркнул важность этого события, как знакового момента нашей истории.
Новое приобретение оказалось во многом уникальным. На месторождениях была организована добыча нефти, природного газа и газоконденсата, что подтверждало наличие промышленных запасов. Компания обладала ресурсной базой. В районе существовала развитая инфраструктура. Имелись схемы сбора и переработки сырья, реализации продукции. На собственном мини-НПЗ перерабатывали около 30 % нефти и газоконденсата с доставкой продукции потребителю. Рассчитывали и на синергетический эффект. Ведь рядом, в промышленной зоне города Губкинского, располагалось сервисное подразделение "Белоруснефть-Сибирь".
Анатолий Сущик, первый белорусский директор "Янгпура":
С первых дней мне было понятно, что компания живая и работоспособная. С Известинским участком соседствовали и свободные активы, которые в случае приобретения можно было рассматривать как перспективные для геологоразведочных работ.
Когда белорусы приобретали компанию, она находилась в оранжевом секторе, и рассматривалась инвесторами как рискованная. Со временем все изменилось.
Анатолий Сущик:
За два с половиной года суточная добыча нефти увеличилась в полтора раза, а попутного нефтяного газа – более чем в два. Важным событием стало бурение поисковой скважины 828-й Восточно-Метельной площади и открытие газоконденсатной залежи. Мы построили газопровод "ДНС "Известинская" – Губкинский ГПЗ" и получили доход от продаж попутного газа. Организовали поставки природного газа в трубопроводную систему "Газпрома" с последующей продажей его на бирже. В коллективе изменилось отношение к труду, дисциплине, контролю и учету. Все это работало на экономику проекта.
Команда Сущика сделала многое, но весомо нарастить объемы добычи ей не удалось.
Александр Поляков, директор "Янгпура" (возглавляет компанию с 2016 года):
Стабильные показатели в добыче могли быть обеспечены устойчивой работой переходящего фонда. Низкая энергетика системы поддержания пластового давления "несла ответственность" и за снижение дебитов, и за высокий уровень отказов в работе подземного оборудования. Надо было так ее организовать, чтобы равномерно распределить нагрузку на весь фонд.
Чтобы выполнить плановое задание по добыче нефти нужно было увеличить суточную добычу с 340 до 410 тонн, а в пиковые периоды довести ее до 490 тонн в сутки. Трудная задача, особенно при низких пластовых давлениях и "слабой" системе ППД.
Александр Поляков:
Мало кто верил, что мы возьмем этот показатель. Уверенность в своих силах приходила постепенно с каждой дополнительно добытой тонной нефти.
Прорыв в наращивании добычи углеводородов состоялся в 2018 году. К тому времени сформировали новую команду, которая приняла другую тактику, механизмы управления и способы решения задач. "Восстановив переходящий фонд как основу стабилизации, мы уверенно стали наращивать добычу, – знакомит с тактикой прорыва Александр Поляков. – Причем, удерживая в уме стабильность, мы умножали ее на ускорение во всех составляющих производства".
Метельное месторождение. Участок добычи нефти и газоконденсата
Генеральным направлением выбрали проведение объемных гидроразрывов пласта по переходящему фонду и бурение вторых стволов протяженностью до 1 000 метров с последующим многостадийным ГРП. Делая акцент на дополнительную добычу, выполнили эффективные работы, применили комбинированные подходы к наиболее перспективным объектам. В итоге – не только нарастили добычу с 10-ти до 100 тонн в сутки, но и регулярно увеличивали эти показатели. Ускорение процессу придало и развитие газового блока. На Метельном месторождении вовлекли в экономику 828-ю скважину, построили первую линию по производству природного газа. В систему "Газпрома" стабильно сдавали по 276 кубометров в сутки. А когда 829-я подтвердила значительные запасы газа и газового конденсата, создали мощности по подготовке газа.
Ускорились в строительстве, "запараллелив" все его этапы – от проектирования объектов до их ввода, а внедрение в производственную схему дочернего строительного предприятия компании "БелСеверСтрой" придало процессу необходимую гибкость. Особая роль в этом процессе, по мнению Полякова, принадлежит персоналу:
В нашем коллективе каждый важен на своем месте. У нас точечная селекция. Мы выбираем людей под концепцию роста, они способны реализовывать в сжатые сроки не только наши планы, но и свои амбиции, креативно решая поставленные задачи.
Настоящим событием для "Янгпура" стало приобретение в 2021 году ООО "Пурнефть".
Новые запасы и ресурсы, фонд скважин и кадровый потенциал стали дополнительным импульсом развития:
Мы рассматриваем это приобретение в едином развитии всего северного кластера "Белоруснефти" с его добывающим и сервисным блоками. Имея потенциал "Пурнефти" и вовлекая в разработку Южно-Тыдэоттинский и Янгъяхинский лицензионные участки, мы способны увеличивать добычу углеводородов, и в ближайшем будущем выйти по нефтяному эквиваленту на уровень белорусского региона.
Еще в 2013 году компания "Янгпур" органично вписалась в многонациональное сообщество Губкинского. В ее активе – помощь коренным народам, решение социальных проблем региона, активное участие в спортивной жизни города.
Александр Поляков:
Мы конкурентоспособны на местном рынке труда. Будущее "Янгпура" – в поисковом бурении, оптимальном и быстром вовлечении ресурсной базы в область промышленных запасов. В максимальном вовлечении в разработку газовой и газоконденсатной составляющих. Наконец, в постоянном повышении квалификации персонала.