Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Новая реальность для российского шельфа и невиданные перспективы зарубежных берегов.

Роль шельфа для удовлетворения глобального спроса на нефть растет, несмотря на экологические риски. По оценкам норвежской аналитической компании Rystad Energy, на морские месторождения приходится 72% поставок нефти на мировые рынки. В 2000-х годах эта доля оценивалась в треть. В 2010-е годы она выросла до половины, пишет "Нефтянка".
ВОСХОДЯЩИЙ ЦИКЛ НА ШЕЛЬФЕ
Морские проекты, окончательное решение для которых будет принято в 2023-2024 годах, в ближайшие десятилетия обеспечат поставки 24 млрд баррелей нефтяного эквивалента. А инвестиции нефтедобывающих корпораций в эти активы составят порядка $214 млрд. Прогнозируется рост спроса на буровые установки.
Морской нефтесервис надеется на невиданный прирост заказов. По мнению британской Westwood Energy, в ближайшие пять лет компании-операторы потратят на морские нефтегазовые контракты порядка $276 млрд. Энергокризис подтолкнул отрасль к компенсации упадка, наблюдаемого на шельфе с 2014 года.
Необходимо отметить прирост глубоководных работ в глобальном масштабе. Главными регионами морских разработок станут участки на шельфе Бразилии и Гайаны. Европейское направление также ожидает всплеск морской добычи.
Нефтяные проекты на шельфе Кипра и Ирландии вызывают особый интерес у добывающих игроков. Геологоразведчики Shell и TotalEnergies соревнуются на шельфе Намибии. Европейские корпорации обнаружили крупные запасы нефти в африканских глубоководных акваториях.
Восходящий цикл на шельфе может продлиться несколько лет, поскольку спрос на нефть будет расти до конца этого десятилетия. Будут развиваться и технологии. Среди них можно отметить автономные платформы, управляемые с берега. Начнется декарбонизация производства на плавучих установках. Так, сингапурские верфи строят плавучие платформы нового поколения. Они оснащены установками по улавливанию, утилизации и хранению углерода.
САНКЦИИ ЗАТОРМОЗИЛИ ПРИРОСТ ЗАПАСОВ
В этих условиях остается значимой роль Арктики для освоения шельфа. В частности, об этом говорилось на XX Международной конференции "Освоение шельфа России и СНГ - 2023" в Москве (об этом ИА "Девон" сообщало ранее).
Северный морской путь рассматривается компаниями и государством как основа формирования в регионе нового глобального транспортного коридора. Под прессом санкций стране придется решать проблемы перехода на круглогодичную навигацию и наращивать объемы грузоперевозок по СМП. Необходимо развивать современную портовую инфраструктуру в Арктике, учитывая растущие риски нефтяных перевозок в акваториях северных морей.
С 2000 года на российском шельфе открыто 49 месторождений углеводородов. Запасы выросли больше чем в два раза, до 17,5 млрд тонн у. т. Пик финансирования геологоразведочных работ на шельфе пришелся на 2014 год. Тогда недропользователи и государство выделили на морские ГРР 118 млрд рублей. На нефть приходится около 9% от всех запасов, на природный газ – 89%, а на конденсат – 2%.
Секторальные санкции сформировали новую реальность для российского нефтегазового сектора, сказал в ходе конференции замгендиректора института "ВНИИОкеангеология" Андрей ЧЕРНЫХ. Сегодня сырьевая база наращивается только в районах с доказанной нефтегазоносностью и низким уровнем риска для недропользователя. К этому привели незавершенность регионального этапа изучения большей части регионов (северной части арктических акваторий) и отсутствие глубокого бурения.
С 2023 институт вместе с недропользователями реализует программу малоглубинного стратиграфического бурения. Это должно снизить неопределенность проведения геологоразведки на углеводородное сырье. Ведется геологоразведка для повышения достоверности ресурсных оценок слабоизученных участков на шельфе РФ.
АМБИЦИОЗНЫЕ ПРОЕКТЫ РФ НА ШЕЛЬФЕ
На конференции также были представлены проекты российских компаний. Так, ЛУКОЙЛ из-за санкций сдвинул сроки начала промышленной разработки месторождения D33 на шельфе Балтийского моря с 2024 г. на 2025 г. Месторождение с запасами в 21,2 млн т нефти расположено в 32 км к северо-западу от уже разрабатываемого с 2004 года Кравцовского промысла.
Всего в Балтийском кластере ЛУКОЙЛа пять месторождений: Кравцовское или D6, D6-южное, D29, D33 и D41. Последнее разрабатывается с 2019 года. Еще одно направление разработки шельфа в России для компании –Каспий. К февралю 2023 года накопленная добыча на морских месторождениях достигла 50 млн тонн углеводородного сырья.
ЛУКОЙЛ открыл 11 месторождений в российском секторе Каспийского моря. В промышленной разработке нефтяные месторождения имени Юрия Корчагина и Владимира Филановского. Компания готовится к промышленной разработке месторождения имени Валерия Грайфера.
Ввод газового месторождения имени Кувыкина запланирован на 2029 год. А до 2031 года стартует добыча на месторождении "170 км". В прошлом году компания открыла крупное газоконденсатное месторождение Хазри. В этом году ЛУКОЙЛ планирует поставить на госбаланс запасов нефтегазоконденсатное месторождение имени Равиля Маганова.
А Газпром рассчитывает установить платформу на арктическом месторождении Каменномысское-море в 2026 году. Его промышленную разработку собираются начать в 2028 году. Запасы месторождения Каменномысское-море составляют 535 млрд кубометров газа. Проектный уровень газодобычи, как ожидается, достигнет 15 млрд кубометров в год.
Месторождение открыто в 2000 году на шельфе Обской губы. Глубина вод в этом районе составляет от 6 до 8 м. Для этого промысла Газпром с 2020 года строит ледостойкую стационарную платформу. Следующими проектами в Арктике для компании станут Северо-Каменомысское и Крузенштернское месторождения.
В условиях санкций госкомпания отдает приоритет отечественным производителям и материалов. С 2014 года Газпром сформировал портфель ключевых отечественных производителей высокотехнологичного оборудования и материалов. В него входят четыре проектных института, семь верфей, более ста отечественных производителей и поставщиков оборудования.
В ходе конференции RPI директор по работе с ключевыми партнерами Института нефтегазовых технологических инициатив Алексей ФАДЕЕВ рассказал о российском аналоге Американского института нефти. ИНТИ предлагает ускорить технологическое развития отрасли.
Снизить санкционные риски можно за счет расширения пула поставщиков, снижения затрат на аудиты и стоимости потребляемых решений и обеспечения технологического суверенитета. Огромное значение имеет консолидация спроса. ИНТИ берет на себя такую функцию совместно с отраслевыми организациями и государством.
Справка Информагентства "Девон":
В июле 2022 года из порта Астрахань на шельф отправили верхнее строение платформы месторождения имени Грайфера (ранее – Ракушечное). Месторождение имени В.И. Грайфера открыто в 2001 году. Оно расположено на участке "Северный" в 160 км от порта Астрахань и в 100 км от западного побережья Каспийского моря. Месторождение расположено в 8,5 км от месторождения им. В.Филановского. Благодаря этому планируется использовать уже построенную инфраструктуру, что позволит сократить сроки и затраты на обустройство.
Газпром, в свою очередь, пробурил две разведочные скважины на шельфе Карского и Баренцева морей (Ленинградское и Ледовое месторождения). Газпром также построит скважины для подготовки к вводу в промышленную эксплуатацию Южно-Киринского месторождения.
Газовая компания продолжает осваивать Киринское и Южно-Киринское морские месторождения в рамках Сахалинского центра газодобычи. Для этого будут применяться подводные добычные комплексы. Компания продолжает промышленную разработку Киринского месторождения. В планах у Газпрома - выход на "полку" газодобычи на уровне 5,5 млрд кубометров в год при активной эксплуатации семи скважин.

Теги: ЛУКОЙЛ