В ГД связали снижение возможностей субсидирования рынка газа РФ с падением экспорта.
По словам главы думского комитета по энергетике Павла Завального, природный газ остается единственным энергоресурсом, цены на который на внутреннем рынке регулируются государством
Возможности субсидирования внутреннего рынка газа РФ снизились из-за падения экспорта трубопроводного газа, сообщил глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Для перехода к модели опоры на внутренний и внешний спрос в равной степени необходимо создать экономическую модель конкурентного ценообразования для промышленных потребителей, говорится в сообщении Госдумы и Российского газового общества (РГО) по итогам "круглого стола", прошедшего накануне в нижней палате парламента.
Природный газ остается единственным энергоресурсом, цены на который на внутреннем рынке регулируются государством, сообщил Завальный. "При этом в сфере поставок населению и приравненным к ним категориям потребителей цены на газ сохраняются на уровне ниже промышленных, что усиливает социальную нагрузку на ПАО "Газпром" - основного поставщика газа в этом сегменте рынка, - увеличивая масштаб внутреннего перекрестного субсидирования. Одновременно экспорт трубного газа, за счет которого ранее субсидировался внутренний рынок газа, значительно снижается в связи с геополитической ситуацией - соответственно, снижаются и возможности субсидирования", - отметил он.
В связи с этим газовая отрасль должна от экспортной модели перейти как минимум к опоре на внутренний и внешний спрос в равной степени, чтобы внутри страны также формировались источники для развития, считает глава комитета Госдумы по энергетике.
"Начальник департамента ПАО "Газпром" Виталий Хатьков и заместитель начальника департамента ПАО "Газпром" Виктор Яценко обрисовали ситуацию, складывающуюся в сегодняшних условиях на внутреннем рынке газа. Ее основными чертами являются: риски ухудшения устойчивости работы отрасли в условиях резкого снижения экспорта газа, снижения ее инвестиционной привлекательности, сдерживание развития отрасли; фактическое отсутствие условий для конкуренции и работы нормальных рыночных механизмов; неопределенность дальнейшей ситуации с ценами; отсутствие стимулов к повышению энергоэффективности; искажение межтопливной конкуренции. Сегодня регулируемые цены на газ в целом не обеспечивают рентабельность продаж газа на внутреннем рынке", - подчеркивается в сообщении РГО.
В частности, существенное отставание регулируемых оптовых цен на газ от экономически обоснованного уровня не ликвидировано, а рост налоговой нагрузки на "Газпром" дополнительно увеличил отставание регулируемых оптовых цен от экономически обоснованного уровня. "Несмотря на принятие решения о проведении с 01 декабря 2022 года индексации цен на газ на 8,5%, дополнительная налоговая нагрузка за три года превысит эффект от проведенной индексации", - отмечается в сообщении РГО.
Для перехода к конкурентному ценообразованию на внутреннем рынке газа важно решить вопросы о том, от какой цены отталкиваться в ценообразовании, и о том, как обеспечить недискриминационный доступ к газотранспортной инфраструктуре для всех производителей газа, подчеркнула начальник управления регулирования ТЭК и химической промышленности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Елена Цышевская. По мнению ведомства, в основе ценообразования на газ должна быть цена, образуемая в ходе биржевых торгов.
Рекомендации комитета
По итогам заседания комитет Госдумы будет рекомендовать правительству РФ "с учетом текущей экономической ситуации, на фоне резкого падения экспорта природного газа, для повышения доходности газовой отрасли и ее устойчивого развития", рассмотреть создание экономической модели конкурентного ценообразования для промышленных потребителей.
Также депутаты рекомендуют подготовить предложения "по приведению регулируемых цен на газ и тарифов на его транспортировку к уровню, позволяющему возмещать все обоснованные операционные расходы и получать прибыль, необходимую для финансирования реконструкции и дальнейшего развития газовой инфраструктуры".
Кроме того, предложено рассмотреть возможность разработки и внедрения механизма социально-ориентированного ценообразования на рынке СУГ и СПГ (сжиженный углеводородный и сжиженный природный газы) для населения и объектов ЖКХ на переходный период к модели рыночного ценообразования.
Комитет также рекомендовал Минэнерго РФ совместно с ФАС России, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей и "Газпромом" рассмотреть возможность внесения изменений в Правила поставки газа в РФ и в постановление правительства РФ № 1021. "Это необходимо для определения критериев "коммерческих потребителей", отражения произошедших изменений на рынке газа, укрепления дисциплины газопотребления, в том числе закреплением полноценной ответственности покупателей за невыборку газа по внебиржевым договорам, выравнивания рыночных условий и увеличения спроса на газ на торгах", - заключили в комитете Госдумы по энергетике.