Общий центр обслуживания: оптимизация и эффективность.
Начал свою работу Общий центр обслуживания (ОЦО) Группы компаний "Газпром бурение". Это специальное подразделение в структуре компании, которое берет на себя выполнение повторяющихся бизнес-процессов по всей организации. Как правило, в ОЦО передаются на обслуживание, или, как говорят специалисты, централизуются поддерживающие операции, например, бухгалтерский учет, управление персоналом, управление ИТ-инфраструктурой, колл-центры, логистика и т.д.
Что данный проект даст компании?
Создание ОЦО – это один из ключевых проектов для достижения стратегических целей по росту компании, увеличению производительности и эффективности. Главное преимущество — высвобождение производственных подразделений от вторичных, не ключевых для них поддерживающих функций. При этом функции поддержки компании выводятся в единый центр, обслуживающий все дочерние общества Группы. Централизация функций поддержки, объединение экспертизы в едином подразделении обеспечивает улучшение качества обслуживания как растущего бизнеса, так и сотрудников. Упрощение и стандартизация процессов, регламентов и отчётности позволяет ускорить принятие решений и сделать их более эффективными.
Какие функции будут переданы на обслуживание в ОЦО?
Компания приняла решение о централизации шести функций:
– ведение бухгалтерского и налогового учета;
– выполнение казначейских операций;
– управление персоналом;
– управление ИТ-сервисами;
– юридическая поддержка деятельности компании.
Сотрудники всех остальных функций не будут затронуты проектом напрямую. В рамках проекта будет проведен тщательный анализ, чтобы определить, какие роли и процессы могут и должны быть централизованы, а какие должны быть сохранены на местах.
Распределенная модель сервиса
Общий центр обслуживания предоставляет ООО "Газпром бурение" комплексные услуги на основе распределенной модели сервиса, когда фактически центры экспертизы не сосредоточены в каком-то одном месте, а располагаются в регионах исторического присутствия компании.
В качестве таких регионов, в которых будут располагаться центры экспертизы ОЦО, выбраны города Краснодар, Оренбург, Астрахань и Уренгой. Именно в этих локациях расположены филиалы компании и сосредоточены необходимые для запуска ОЦО компетенции и человеческие ресурсы.
Применение распределенной модели ОЦО позволяет максимально эффективно использовать существующий в компании персонал и его знания для достижения синергетического эффекта. Особенно большое значение это имеет в момент перехода бизнеса от традиционной модели к модели ОЦО, т.к. позволяет максимально эффективно использовать весь опыт, накопленный за долгие годы существования компании.
Справочно
Первые ОЦО появились в США во второй половине ХХ века, а их развитие пришлось на 1970-1980-е гг., когда ОЦО стали так же популярны в Западной Европе. В зависимости от региона мира количество ОЦО ежегодно растет на 25-35%. Прогнозируется, что к 2022 году в мире будет насчитываться порядка 75 000 ОЦО. В настоящий момент более половины функционирующих в мире ОЦО осуществляют казначейские функции, в т.ч. управление денежными потоками. При этом компании выводят в ОЦО и другие бизнес-функции: бухгалтерский учет; управление персоналом; казначейство; информационные технологии; закупки; контрольные процедуры; продажи.