Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Нефтегазовая отрасль Узбекистана: переход на рыночные отношения путем трансформации.

К 2030 году добыча природного газа по Узбекистану планируется в объеме 66,1 млрд. куб. м. В свою очередь потребление достигнет 56,5 млрд. куб. м, что означает переход к первостепенности удовлетворения спроса со стороны внутренних потребителей и глубокой переработки природного газа как сырья. В целях достижения поставленной цели, Министерством энергетики Республики Узбекистан поэтапно реализуются масштабные проекты по глубокой переработке природного газа и координируются процессы реформирования отрасли с целью повышения её эффективности и перевода на рыночные отношения.
Реформирование нефтегазовой отрасли
Нефтегазовая отрасль, где работает порядка 1% занятого населения страны, является одним из основных источников формирования ВВП, доходов бюджета и валютных поступлений, а также играет значительную роль в структуре производства промышленной продукции и привлечения инвестиций.
Именно она дает возможности развития экономики, комфортного проживания людей, создания условий для нормального функционирования приоритетных отраслей экономики. Однако поддерживать в нормальном рабочем состоянии огромную нефтегазовую инфраструктуру, а тем более наращивать объемы добычи природного газа, удовлетворение потребности со стороны населения и экономики страны, сегодня уже невозможно без перевода сферы на рельсы рыночной экономики.
Развитие нефтегазовой отрасли на основе законов рынка создаст условие для конкуренции, дающей возможность повысить эффективность производства, транспортировки, переработки, и самое главное для обеспечения бесперебойной поставки природного газа потребителям. Также, даст возможность привлекать к реализации проектов инвесторов, обладающих не только средствами, но и современными технологиями и опытом.
Министерство энергетики в своей нынешней форме было создано более 2-х лет назад. Тогда об этом много говорилось и в прессе, и на различных встречах и собраниях. Сильно повторяться не хотелось бы, но кратко можно сказать, что главной причиной преобразования была недостаточная гибкость и неэффективность прежних структур. Некоторые из них не соответствовали современным задачам, таким как координированный подход к развитию топливно-энергетического комплекса; внедрение инновационных принципов управления; выстраивание здоровой конкурентной среды и создание привлекательного инвестиционного климата в нашей стране.
В настоящее время Министерство энергетики координирует развитие всего топливно-энергетического комплекса Узбекистана. Минэнерго и входящие в его структуру и координацию организации осуществляют государственное регулирование процессов добычи, переработки, транспортировки, распределения, реализации и использования нефти, газа и продуктов их переработки, а также производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии, угля.
Эти коренные изменения в сфере ТЭК потребовали кардинального реформирования всей базовой структуры. В середине 2019 года начат процесс реформирования нефтегазовой отрасли, в результате которого к настоящему времени завершен этап её трансформации.
Сформирована новая организационная структура АО "Узбекнефтегаз", сокращены излишние промежуточные звенья в системе управления общества.
Из состава АО "Узбекнефтегаз" выведен АО "Узтрансгаз", который определен единым оператором по приобретению природного газа у газодобывающих организаций для дальнейшей транспортировки, в том числе, экспорта и импорта, а также реализации потребителям, подключенным к магистральным газопроводам.
На базе территориальных филиалов газоснабжения АО "Узтрансгаз" было создано АО "Худудгазтаъминот" по эксплуатации газораспределительных сетей и поставке природного и сжиженного газа населению и объектам социальной сферы.
Целью этой реорганизации является переход на современные методы организации добычи, транспортировки, переработки и сбыта природного газа.
За прошедший со времени образования Минэнерго период получен ряд кардинальных изменений. В частности, в целях создания правовой основы для эффективного функционирования нефтегазовой отрасли, внедрения рыночных механизмов взаимоотношений между участниками рынка, совместно с международными консультантами завершается разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О газоснабжении".
В июне 2020 года утверждена "Концепция обеспечения Республики Узбекистан нефтегазовой продукцией на 2020-2030 годы", разработанная Минэнерго совместно с причастными министерствами, ведомствами, а также международными консультантами.
В июне 2021 года Минэнерго совместно с причастными министерствами, ведомствами, а также международными консультантами завершена разработка "Стратегии трансформации АО "Узтрансгаз" и газовой отрасли".
Наша главнейшая задача – это обеспечить страну нефтегазовой продукцией, то есть создать такие условия, когда и население, и экономика в целом бесперебойно снабжаются природным газом и нефтепродуктами. Это значит увеличить добычу, модернизировать газотранспортную систему, совершенствовать учет и контроль потребления. Эти задачи сложные, но выполнимые.
Автоматизация и цифровизация
В нефтегазовой отрасли цифровизация рассматривается как основной способ повышения конкурентоспособности и доходности бизнеса.
Практически все технологические процессы можно смоделировать и заранее выбрать наиболее подходящий сценарий, а не действовать на месте методом проб и ошибок. Несколько часов моделирования заменяют месяцы испытаний, при этом давая даже более точное представление о свойствах пласта. В результате экономятся годы труда, а нефтеотдача повышается в полтора-два раза.
В целях внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и обеспечения автоматизации процессов, Министерством энергетики совместно с компанией "ИКС Холдинг" разрабатывается "Концепция комплексного и планомерного развития автоматизации и цифровизации топливно-энергетического комплекса Республики Узбекистан", с учетом текущих и долгосрочных бизнес-целей отрасли.
До конца текущего года концепция будет утверждена и с 2022 года будет начата реализации концепции.
Текущая ситуация
До конца текущего года концепция будет утверждена и с 2022 года будет начата реализации концепции.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 9 июля 2019 года № ПП-4388 "О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью" при Министерстве создан Проектный офис, который, в том числе, работает с международными финансовыми институтами. Привлечены международные эксперты, имеющие большой опыт реформирования нефтегазовых отраслей различных стран.
Также будут продолжены работы по совершенствованию нормативно-правовой базы нефтегазовой отрасли. В частности, завершается работа по разработке Закона Республики Узбекистан "Об газоснабжении".
Повышение эффективности бурения
При участии "RLG International Inc." (Канада) в АО "Узбекнефтегаз" реализован первый этап проекта "Повышение операционной эффективности бурения и капитального ремонта скважин": "Диагностика".
В рамках первого этапа проекта "Диагностика" изучена, критически проанализирована и оценена деятельность АО "Узнефтгаз-?уду?таъмирлаш" и ООО "Узнефтегаз бур?улаш ишлари", и их работы по бурению и капитальному ремонту скважин на месторождениях.
По итогам анализа разработаны рекомендации по оптимизации производственных затрат и улучшению финансовых показателей.
В настоящее время в целях реализации очередного этапа "Внедрения новой системы" проекта по внедрению рекомендаций, разработанных в рамках 1 этапа проекта, осуществляется работа по организации проектных групп по Бурению скважин и Капитальному ремонту скважин.
Модернизация газотранспортной системы
В целях снижения потерь природного газа АО "Узтрансгаз" начата работа по модернизации существующей газотранспортной системы Узбекистана.
Утверждена "Программа модернизации и повышения эффективности газотранспортной системы Узбекистана на 2021-2022гг.". Согласно данной программе в 2021 г. будет модернизировано 275 км магистральных труб на общую сумму 300 млн. долл.
Водородная энергетика
На сегодняшний день меняется структура потребности в энергетических ресурсах, в частности при переходе от углеводородных ресурсов к возобновляемым источникам энергии актуальным становится вопрос развития водородной энергетики.
Водород — идеальный источник энергии и экологически приемлемое топливо. Теплота его сгорания (1,17 ГДж/кг) почти в три раза выше, чем у нефти, и в четыре раза больше, чем у каменного угля или природного газа.
В целях повышения результативности научных и практических изысканий в сферах возобновляемой и водородной энергетики, а также обеспечения перехода Республики Узбекистан к "зеленой" экономике принято постановление Президента Республики Узбекистан от 09.04.2021г. №ПП-5063 "О мерах по развитию возобновляемой и водородной энергетики в Республике Узбекистан".
Совместно с Всемирным банком и международными консультантами в 2022 г. запланировано проведение оценки технического потенциала Республики Узбекистан по производству "синего" водорода, в контексте его сравнительных преимуществ и недостатков, а также ожидаемого развития регионального и глобального спроса на низкоуглеродный водород. По итогам изучения будет разработана "Дорожная карта" по развитию "синего" и "зеленного" водорода в Узбекистане.
В целях создания инфраструктуры водородной энергетики республики в 2022 году в рамках модернизации Ферганского нефтеперерабатывающего завода будет построена установка по производству водорода мощностью 9,4 млн. тонн в год.
Также, в целях развития индустрии водорода в 2022-2023 годах запланированы следующие мероприятия:
- компанией "ACWA Power" в городах Ташкент и Фергана будут построены пилотные водородные автозаправки для общественного транспорта и легковых автомобилей.
- начата работа по внедрению технологии "зеленый водород", в частности на экспериментальном участке научно-исследовательского Центра водородной энергетики будет налажено производство зеленного водорода.
- совместно с научно-исследовательским институтом Саудовской Аравии будут проводиться научные исследования по производству "синего водорода".
Внедрение современной системы корпоративного управления и выход на международные финансовые рынки
Выход на международные финансовые рынки является актуальным не только возможностью получения доступа к относительно недорогим финансовым ресурсам, а также необходимостью внедрения современных систем корпоративного управления с обеспечением прозрачности и эффективности управления.
В рамках подготовки к первичному публичному размещению акций АО "Узбекнефтегаз" на международном фондовом рынке (IPO) с целью привлечения консалтинговой компании для внедрения современной системы корпоративного управления начаты работы с международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers.
Налажена деятельность инспекторов комплаенс на управлениях (заводах), предприятиях, нефтебазах.
По международному стандарту ISO 37001:2016 проводятся сертификационные процессы по внедрению системы управления противодействия коррупции.
Корпоративный кредитный рейтинг
В целях получения корпоративного кредитного рейтинга АО "Узбекнефтегаз", совместно с международными рейтинговыми агентствами "Fitch", "Moodys" и "Standard & Poors" и инвестиционными банками осуществляется планомерная работа.
АО "Узбекнефтегаз" впервые получило международный корпоративный кредитный рейтинг на уровне BB- оцененный со стороны международных кредитных агентств "Fitch Ratings" и "S&P Global Ratings".
9 ноября т.г. АО "Узбекнефтегаз" впервые успешно разместила на Лондонской фондовой бирже еврооблигации на сумму 700 млн. долларов США сроком на 7 лет под 4,75%.
Международные облигации общества распределены между более чем 120 инвесторами из Великобритании, США, Германии, стран Евразии.
Для выпуска облигаций были привлечены банки-организаторы "CITI Group", "JP Morgan (США)", "Mitsubishi UFG" (Япония) и АО "Газпромбанк" (РФ).
Средства, поступившие от евробондов, будут направлены в первую очередь на мероприятия и перспективные проекты, направленные на увеличение объемов добычи и переработки углеводородов.
Добыча
Реформы в нефтегазовой сфере должны быть направлены на результат, который обеспечит удовлетворение растущих потребностей потребителей в продукции нефтегазовой отрасли с соблюдением баланса экономических интересов поставщиков и потребителей.
Принимая во внимание прогноз по росту потребления природного газа до 56,5 млрд. куб м. уже к 2030 году, основной задачей Министерства энергетики является принятие комплеса мер по удовлетворению растущего спроса.
Для этого будут приняты следующие меры:
- повышения энергоэффективности экономики путем стимулирования использования энергоэффективных технологий, машин и оборудования;
- дальнейшее развитие внедрения рыночных механизмов и создание равных условий ведения бизнес для всех участников рынка вне зависимости от формы собственности;
- повышение эффективности работ в сферах геологоразведочных работ, добычи, транспортировки, переработки и реализации углеводородов, путем внедрения инновационных технологий, современных принципов корпоративного управления;
- развитие углеводородно-сырьевой базы предприятий отрасли за счет проведения геолог разведывательных работ в нефтегазоносных регионах страны;
- поддержание необходимых объемов добычи углеводородов, посредством ввода новых разведываемых и ранее законсервированных месторождений;
- увеличения объемов добычи углеводородного сырья на месторождениях с длительноразрабатываемыми запасами, с привлечением международно признанных компаний на условиях риск-сервис контракта.
Переработка
Нефтегазохимия характеризуется существенно большей устойчивостью и темпами роста по сравнению с большинством других отраслей, и на данном этапе относится к числу наиболее стратегических с точки зрения экономики Узбекистана. Расширение переработки природного газа позволит в разы увеличить прибыльность, будет способствовать внедрению современных технологий и созданию новых рабочих мест. В этом направлении будут реализованы крупные инвестиционные проекты:
До конца года будет введен в эксплуатацию завод по производству синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шуртанского ГХК. В результате будут созданы мощности по производству 311 тыс.тн. керосина, 743 тыс. тн. дизельного топлива 435 тыс. тн. Нафты и 53,4 тыс. тн. сжиженного газа.
Продолжается реализация проекта по расширению производственных мощностей Шуртанского ГХК до 280 тыс. тн. полиэтилена и 100 тыс. тн. полипропилена в год.
В 2024 году будет осуществлена модернизация производственных мощностей Бухарского нефтеперерабатывающего завода, что позволит наладить производство 1,75 млн. тн. Нефтепродуктов стандарта Евро 5.
В 2026 году за счет реализации проекта по доразведке и разработке месторождения "Мутакилликнинг 25 йиллиги" со строительством газохимического комплекса в Сурхандарьинской области будет производиться 500 тыс. тн. полимерной продукции в год.
Также, до 2026 года запланировано создание газохимического кластера на базе технологии МТО с созданием производственных мощностей по производству 1,1 млн. тн. газохимической продукции.
Вводимые в стране проекты по расширению переработки нефтегазовой продукции будут вносить свой вклад в реализацию задачи, поставленной перед нефтегазовым сектором Узбекистана.
Теги: Узбекнефтегаз