Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Рынок растет, СПГ-заводы достраиваются: каковы перспективы газомоторного транспорта в РТ?

Что ждет рынок газомоторной техники в России и Татарстане и когда сеть ГМТ-заправок позволит спокойно выводить на трассы технику на газу? Эти вопросы стали повесткой круглого стола на "КАМАЗе" – в дискуссии приняли участие все крупнейшие игроки рынка, будущие инвесторы СПГ-заводов и заправочных сетей: "Газпром", "Новатэк", "Татнефть", автомобилестроители и правительство республики.
АВТОВЛАДЕЛЬЦЫ ТАТАРСТАНА ПОЛЮБИЛИ МЕТАН
На 20% вырос в Татарстане спрос на метан только за прошедшие месяцы этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого. Рынок компримированного (КПГ) и сжиженного (СПГ) природного газа, по оценке правительства республики, бурно развивается, а Татарстан тем временем наращивает темпы строительства инфраструктуры и производства самого топлива. Об этих темпах, инвестиционных планах и параметрах существующей сети заправок газомоторного топлива (ГМТ) речь шла на круглом столе, организованном в Челнах в рамках автопробега "Голубой коридор".Пробеги в поддержку развития ГМТ-рынка проводятся под эгидой "Газпрома" и немецкой энергетической компании Uniper уже с 2008 года – в общей сложности их состоялось уже 13 по разным маршрутам. В этом году организаторы решили проехать по всем отечественным заводам-изготовителям автомобильной техники – подобный заезд уже предпринимался в 2010 году, когда участники впервые побывали на "КАМАЗе". На этапах маршрута они традиционно организуют тематические круглые столы и другие активности - косвенным результатом такой формы популяризации можно считать растущий интерес к технике на газомоторном топливе (ГМТ) муниципалитетов страны и частных автовладельцев. В этом году колонна выехала из Миасса 13 сентября и финиширует в Санкт-Петербурге на Международном газовом форуме, который пройдет 5-8 октября.
Благодаря "Голубому коридору" в Челнах накануне оказались все основные игроки рынка ГМТ – представители нескольких профильных структур "Газпрома", "Новатэка", "Татнефти", а также правительства Татарстана, заводов-производителей ГМТ-техники и координирующей развитие отрасли "Национальной газомоторной ассоциации". Включая эксплуатантов ГМТ-транспорта, в конференц-зале НП "КАМАЗ-Автоспорт" собрались порядка 50 человек, и неопределенное количество участников подключились к дискуссии онлайн.С учетом географии наиболее интересным выступлением оказался доклад помощника премьер-министра РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдара Адеева, который подробно описал текущее положение дел в республиканском ГМТ-сегменте. Рынок газомоторного топлива, по его словам, в РТ растет ежегодно, но последние восемь лет он ограничивался КПГ-сегментом. Сжиженный газ вошел на повестку республики только в прошлом году, поэтому и Адеев обратился сначала к компримированному.За перевод транспорта на КПГ в регионе отвечает десятилетняя программа, запущенная в 2013-м. За прошедшее время республика потратила в рамках этой программы 1,5 млрд рублей – они пошли на субсидии для частных покупателей и муниципальных закупок, а также на строительство АГНКС.На данный момент в Татарстане действуют 28 АГНКС: поясним сразу, что эти станции предназначены для заправки компримированным газом, а для заправки СПГ требуются криоАЗС. Общая производительность КПГ-сети равна сегодня примерно 210 млн м? в год, но достичь этой мощности спрос пока не позволяет. Так, за прошлый год эти станции продали порядка 54 млн м? КПГ, с ростом за год на 4,2 млн кубометров. С начала реализации программы потребление метана в РТ выросло в 12 раз. В этом году за восемь месяцев в республике реализовано 42,1 млн м? природного газа."По сравнению с аналогичным периодом 2020-го года мы наблюдаем рост потребления метана на 20 процентов и по итогам года ожидаем реализацию в объеме 65 миллионов кубометров, - поделился Адеев прогнозными цифрами, - Сегодня в республике эксплуатируются порядка 10 тысяч автомобилей в газомоторном исполнении. Из них около 7 тысяч переоборудованы, остальные – куплены".Сегодня в Татарстане работают четыре производителя техники на ГМТ: "КАМАЗ", "РариТЭК", "МТЗ-Татарстан" и "Судостроительная корпорация "Ак Барс"", которая в прошлом году запустила первое судно на СПГ. Кроме того, по словам Адеева, на территории республики расположены 12 аккредитованных пунктов переоборудования и технического обслуживания ГМТ-техники, а также одна аккредитованная испытательная лаборатория.
"СТРОИТЕЛЬСТВОМ КРИОАЗС БОЛЬШЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ МАЛЫЙ БИЗНЕС"
При всей новизне темы СПГ, сеть криоАЗС в республике тоже очень неплохо развивается – сейчас их 13, но уже в следующем году правительство Татарстана намерено довести их число до 28 штук, сравняв с количеством АГНКС. Одновременно в регионе строятся заводы для снабжения новых заправок газом.Как напомнил Адеев, в 2019 году на Петербургском экономическом форуме правительство РТ и "Газпром" подписали соглашение как о строительстве комплекса по сжижению природного газа в республике, так и о монтаже сети криоАЗС. В рамках госпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" республика в этом году разработала подпрограмму развития рынка СПГ. Она подразумевает строительство в РТ четырех заводов, два из которых уже строятся.В Тюлячинском районе стройку ведет сегодня компания "Востек", в Высокогорском – "Газпром СПГ технологии". В Тюлячах завод построен на 70% и готовится ко вводу в эксплуатацию в первом квартале следующего года. На Высокой горе строители прошли пятую часть пути, но уже завезли в Татарстан все будущее оборудование завода, ввод намечен на март-апрель будущего года. Остальные два завода планируется закладывать в 2023 и 2024 годах – один в ОЭЗ "Алабуга", под второй место еще не выбрано.
Строительство криоАЗС определено вторым этапом региональной подпрограммы, хотя первая станция уже построена "Новатэком" в Челнах. Она была сдана в начале мае и поначалу продавала 1-2 тонны СПГ в день, а сейчас на ней заправляются и местные грузоперевозчики, оперативно закупившиеся КАМАЗами на СПГ, и московские дальнобойщики, для которых Челны стали второй заправкой после Подмосковья. "В настоящее время о строительстве криоАЗС, помимо "Новатэка", заявили также компании "Газпром СПГ технологии" и "Татнефть", - сообщил Адеев, - Приходят к этому решению и партнеры, которые занимаются жидким топливом: помимо блоков КПГ они рассматривают и вопрос установки СПГ на своих заправках. Интересно, что в первую очередь такой перспективой заинтересовались представители малого и среднего бизнеса, у которых сеть заправок включает не более 10 станций. Они более мобильны и быстрее реагируют на спрос".С 2016 года правительство республики переоборудовало на КПГ порядка 2 тыс. единиц муниципальной техники, и сейчас ежегодный темп переоборудования составляет порядка 300-400 автомобилей. В этом смысле Татарстан ориентируется прежде всего на районы, в которых появляется инвестор, готовый построить газовую заправку. Если желающий зайти на рынок есть, республика со своей стороны обязуется переоборудовать на КПГ всю муниципальную технику, а теперь готова, по словам Адеева, брать на себя аналогичные обязательства и в части СПГ.Процесс переоборудования, с чем соглашаются в региональном правительстве, на сегодняшний день слишком дорог, но параллельно строительству заводов республика рассматривает вопросы локализации каких-либо комплектующих КПГ- и СПГ-систем на базе местных предприятий. Переоборудование дизельной машины в газомоторную в среднем по рынку обходится в 2 млн рублей, в газодизельную – под 1,5 миллиона."В 2016 году у нас была программа субсидирования перевода техники на КПГ, такую же мы хотим сделать для СПГ. Мы отрабатываем вопрос с инвесторами, чтобы они заложили стимулирующие бонусные программы для потребителя", - сообщил в этом отношении Адеев.
НА 1,3 МИЛЛИОНА В ГОД ДЕШЕВЛЕ
Хотя дискуссия в целом охватывала все виды ГМТ, основное внимание участники уделили развитию инфраструктуры и техники на СПГ, поскольку таков приоритет челнинского производителя. Собственно, от "КАМАЗа" спикером выступил директор по газомоторной технике Евгений Пронин.Пронин рассказал о том, как преобразился камазовский транспорт на ГМТ за последнее десятилетие. По словам специалиста, среди всех видов топлива, альтернативных жидкому, природный газ в России наиболее актуален, чем и обусловлено обилие отраслевых госпрограмм – таких, как субсидирование покупки и переоборудования техники, субсидирование строительства АГНКС и производства СПГ. Благодаря им рынок ГМТ в стране можно считать сформированным, хотя и неразвитым, а транспорт – равным по характеристикам дизельной технике. Так, с 2013 года мощность камазовских двигателей на СПГ выросла с 240 л.с. до 450-ти, а запас хода для грузовиков достиг 1800 км без дозаправки.
Как отметил Пронин, по сравнению с компримированным газом сжиженный имеет свои плюсы и минусы, которые разводят оба сегмента по функциям. Так, система КПГ по сравнению с СПГ утяжеляет грузовик на 1,6 т, но зато она дешевле и газ не испаряется так, как сжиженный. Это делает компримированный газ эффективным для легковых автомобилей и прерывистого городского движения – то есть для коммунальной и коммерческой техники, для автобусов. СПГ, в свою очередь, обеспечивает профит на длинных дистанциях – то есть в магистральных перевозках, или при разработке карьеров, где самосвалы движутся по кругу, а также в железнодорожных, речных и морских перевозках. На "КАМАЗе" вся ГМТ-техника выпускается в обоих вариантах. По словам Пронина, на данный момент компания ежегодно способна выпускать по 8 тыс. автомобилей и по 2 тыс. автобусов на СПГ. Доклад Пронина дополнил директор по продуктовой политике ПАО "КАМАЗ" Эльдар Аминов, рассказавший, как движутся продажи ГМТ-техники."В этом году у нас парк техники на СПГ вырос до 600 единиц, розничные продажи очень активны и география их широка. Основные локации – Москва, Санкт-Петербург, Поволжье, 18 единиц реализовано на Дальнем Востоке. На текущий момент у нас закрыта вся линейка техники поколения К3, поколения К4 и К5 мы активно развиваем. В ближайшие год-два у нас появятся и шасси, и тяжелые самосвалы, а в перспективе - и малолитражные автомобили на данном виде топлива. Что касается магистральных тягачей, то мы понимаем, что он используется с прицепом и соответственно предлагаем решение, которое позволит минимизировать зависимость от заправок. В этом году мы показали на ComTrans`е прицеп с КПГ-модулем. Независимо от того, работает тягач на КПГ или СПГ, такой модуль увеличивает запас хода на 500 километров", - рассказал Аминов.
По словам спикера, подтвержденные как испытаниями, так и клиентами цифры определяют выгоду от владения тягачом на СПГ в сравнении с дизельным грузовиком на уровне 1,3 млн рублей в год – а это примерно четверть стоимости владения. Эксплуатация тягача дешевеет столь значительно благодаря цене самого газа и экономическим характеристикам двигателя. В этом году "КАМАЗ" довел межсервисный интервал для тягача до 60 тыс. км, что тоже сократило расходы на его содержание, хотя как таковой сервис для техники на СПГ по-прежнему стоит дороже дизельного варианта. Для самосвалов экономический эффект несколько ниже, но все равно велик – работать на ГМТ-самосвале в общей сложности выходит дешевле на 800 тыс. рублей в год.
5 СПГ-ЗАПРАВОК ОТ "ГАЗПРОМ ГМТ" НА М-7
Рынок ГМТ в России сегодня двигают лишь несколько компаний, и все они были представлены на круглом столе – каждый игрок рассказал о своих профильных активах в Татарстане. Так, у ООО "Газпром газомоторное топливо", по словам заместителя гендиректора компании Николая Грацеско, из примерно 600 российских АГНКС 350 приходятся на Татарстан и к концу года "Газпром ГМТ" планирует довести их количество до 400. Спрос на КПГ, как отметил Грацеско, за восемь месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2020-го на заправках компании вырос на 13%. Расположены они в том числе вдоль семи федеральных трасс. М-7 инвестор планирует снабдить 5-ю криоАЗС, завершив эту работу в 2023 году.Начальник отдела маркетинга газомоторного топлива ПАО "Новатэк" Роман Ланихин рассказал о корпоративной программе "Малотоннажное СПГ", в рамках которой компания намерена к 2026-му году построить вдоль основных транспортных коридоров и заправочную, и производственную инфраструктуру."На основных магистралях – М-4, М-5, М-7, М-10, М-11 – мы хотим построить 66 заправочных пунктов, - сообщил Ланихин, - Для их обеспечения к двум нашим заводам по сжижению природного газа добавятся еще шесть в различных регионах". Для строительства заводов и сети заправок КСПГ "Новатэк" уже создал три дочерних предприятия.Актуальными данными в географическом разрезе Ланихин поделился обобщенно – на весь ПФО у компании сегодня приходятся 2 СПГ-заправки, а всего по России их установлено 12, и в этом отношении "Новатэк" пока остается первым номером. Строить сеть лидирующими темпами компании позволяет выбор облегченного варианта криоАЗС – "Новатэк" пока в основном ставит модульные заправки, как временное решение. Ценообразование на этих криоАЗС предельно простое – СПГ всегда стоит вдвое дешевле дизельного топлива и на сегодняшний день в среднем по России продается "Новатэком" по 29,48 рубля за 1 м?.Отдельно Ланихин отметил тот факт, что с ростом спроса на СПГ выделяемых государством субсидий в размере 3,3 млрд рублей уже не хватает, и Зинин подтвердил, что ассоциация на этот счет уже озаботилась – вопрос увеличения субсидий будет поднят перед федеральным правительством.О планах еще одного игрока рынка – "Газпром СПГ технологии" - рассказал врио главного инженера компании Андрей Трофимов. Повторим, с этим предприятием Татарстан договорился о строительстве одного из комплексов по сжижению природного газа и сети криоАЗС. "Комплекс мы планируем строить в Садилово двумя очередями. Первая очередь ориентирована на производство 1,5 тонны газа в сутки. Строительство второй очереди зависит от будущей загрузки первой. Качество газа будет отвечать ГОСТу", - деревня Садилово, поясним, находится примерно в 40 км по трассе от Казани.Кроме того, в планах у компании обеспечение ГМТ-инфраструктурой транспортного коридора Минск-Елабуга – этот маршрут нацелен в первую очередь на грузопотоки между объектами "МТЗ-Холдинга": Минским тракторным заводом и его дистрибьютором ТПК "МТЗ –Татарстан", разместившимся на базе ЕЛАЗа.
"ТЕОРЕТИЧЕСКИ К КОНЦУ ГОДА ТЯГАЧ НА СПГ СМОЖЕТ ВЫЙТИ И НА М-7"
Наибольший вклад в доведение татарстанской сети криоАЗС на планируемых 28 штук должна внести "Татнефть". Как рассказал инженер отдела АЗС УРНиН ПАО "Татнефть" Фарид Бурганов, сейчас компания располагает 834 АЗС, из которых 174 построены в Татарстане. В этом году компания планирует открыть 3 криоАЗС и 4 АГНКС, в следующем - укомплектовать СПГ-заправками еще 11 своих станций, а КПГ-системами – еще 3. Оценив их спрос, "Татнефть" будет принимать решение о дальнейшем развитии сети. Об этом проекте, напомним, рассказывал в рамках пресс-конференции на ComTrans-2021 гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин: изначально автогигант предлагал нефтяникам собственные инвестиции в новое оборудование для АЗС, но, посчитав бизнес, "Татнефть" решила развивать инфраструктуру самостоятельно – оказалось интересно.Подводя итоги докладов модератор - исполнительный директор "Национальной газомоторной ассоциации" Василий Зинин - поделился оценками и прогнозами отраслевого сообщества. Он еще раз подчеркнул, что сегменты СПГ и КПГ не конкурируют между собой по структуре потребительской аудитории, и даже покрытие инфраструктурой для них рассчитывается по-разному: для КПГ, подходящего городской технике, обеспеченность АГНКС считают по площади, а для СПГ, нужного в первую очередь дальнобойщикам – по расстоянию между криоАЗС, в среднем исходя из дистанции 400 километров.
Ассоциация видит на данный момент три основные проблемы для развития сети криоАЗС. Во-первых, согласно профильному постановлению правительства, всякий транспортный коридор должен покрывать заправками один инвестор – только в этом случае он может рассчитывать на субсидии. Это, по мнению игроков рынка, контрпродуктивно – нескольким компаниям вскладчину закрыть одну федеральную трассу было бы много проще, деля инвестиционные риски. Вторая проблема заключается в том, что источник субсидирования обязывает инвесторов строить криоАЗС исключительно вдоль трасс, но подходящих свободных участков нет. Нужно убедить правительство в том, что заправки на небольшом отдалении от магистралей будут столь же эффективны. Третий барьер – это требования по локализации оборудования к строителям криоАЗС, которые тоже невыполнимы, поскольку большинство позиций оборудования в России не производятся. По словам Зинина, на отказ правительства от принципа локализации рассчитывать не приходится, однако можно дискутировать по поводу степени этой локализации. Только лишив эти вопросы, рынок сможет перейти к концепции многотопливных заправок на базе существующих АЗС, так как все виды топлива, включая не только газ, но и электричество, а в будущем – и водород – члены ассоциации склонны развивать параллельно."Тема СПГ активно развивается только в последние пару лет, когда возник спрос: появилась техника и первые заправочные станции, - по просьбе "Вестей КАМАЗа" Зинин попытался спрогнозировать сроки, в которые автомобили на СПГ смогут выходить на трассы без риска не доехать до очередной заправки, - Учитывая активность участников рынка, мы ожидаем, что до середины следующего года некоторые базовые транспортные коридоры – например, Челябинск-Санкт-Петербург через Москву, - скорее всего, уже будут закрыты заправками. Каждое из направлений нужно рассматривать отдельно. У М-4 "Дон" своя проблематика, у восточных трасс – своя, ведь помимо инфраструктуры требуется и доступ к ресурсу. Нужны мощности для производства малотоннажного СПГ. По М-7 к концу года теоретически тоже уже можно будет проехать с учетом предложения "КАМАЗа", который заявил о запасе хода 1800 километров. Но это только теория, так как есть нюансы эксплуатации техники, есть остановки в пути и непредвиденная логистика. М-7 проходит и через Татарстан, и через Башкортостан, а этот регион тоже очень активен в контексте развития СПГ, так что перспективы есть. Обе республики являются безусловными точками роста".

Теги: Татнефть, НОВАТЭК, Газпром