Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Сырьё будет в цене.

Новости о начале массовой иммунизации от коронавируса, потрясшего мир в уходящем году, дают обнадеживающую почву для положительных оценок глобального развития в наступающем, 2021 году. По прогнозам ОЭСР, после 4,2%-го спада мировой экономики, ожидаемого по итогам 2020 года, следующий, 2021 год, ознаменуется 4,2%-м ростом, который будет особенно заметным в странах Азии, предпринявших своевременные и грамотные меры по борьбе с опасным вирусом.
По мнению авторитетной консалтинговой компании Wood Mackenzie, если глобальный ВВП превзойдет пик 2019 года, то в 2021 году мы станем свидетелями самого масштабного годового прироста мирового производства. По оценкам Wood Mac, прирост по своим масштабам будет эквивалентным размеру экономики Германии, которая является четвертой по величине экономикой в мире.
Такие положительные прогнозы сулят радужные перспективы Казахстану и другим развивающимся странам, зависящим от экспорта сырьевых ресурсов. Дело в том, что восстановление и рост мировой экономики могут означать начало циклического сдвига в сторону подъема товарных рынков: нефти, газа, промышленных металлов (в основном меди, алюминия, цинка, а также никеля, лития и кобальта).
Нефть и природный газ
В случае успеха программ массовой вакцинации в мире, 2021 год может стать исключительно удачным для рынка нефти. По оценкам Wood Mac, в результате восстановления мировой экономики рост спроса на нефть может вырасти на 6,6 млн баррелей в сутки, а цена на сорт Брент к концу 2021 года достигнет $55 за баррель. При этом, согласно анализу Wood Mac, для достижения положительной ликвидности нефтяная отрасль нуждается в цене на уровне как минимум в $41 за баррель.
Восстановление экономик стран Азии уже сказывается в настоящее время на росте рынка сжиженного природного газа, цены на который в декабре т.г. поднялись с минимального значения в $2 до более $9 за млн британских термальных единиц. Несмотря на то, что спрос Китая на газ снизился на 4% в этом году, сжиженный природный газ увеличивает свою долю в потреблении и продолжает расти более чем на 11% (данные Wood Mac). В Южной Корее, например, рост потребления электричества подтолкнул подъем спроса на газ, используемый для выработки электроэнергии. В Японии, где потребление электроэнергии было не на таком высоком уровне, рост спроса на газ во многом идет со стороны атомных станций. В целом, как показывает анализ, объем импорта сжиженного природного газа, который во втором и третьем кварталах текущего года был ниже уровня 2019 года, в настоящее время выше показателей 2019 года на 3%.
По прогнозам Wood Mac, в краткосрочном периоде динамика роста спроса на него будет несколько отличаться от рынка нефти, который наиболее болезненно перенёс последствия глобальной пандемии. Как предсказывают эксперты Wood Mac, объем спроса на нефть вернется к уровню 2019 года только ко второй половине 2022 года. При этом масштабный объем предложения нефти удерживается вне рынка в силу "искусственных" ограничений – квот ОПЕК+, участники которой ждут подходящего момента для вброса дополнительной нефти.
Промышленные металлы
Восстановление мировой экономики в 2021 году продолжит оказывать восходящее влияние на котировки биржевых металлов. Рынок промышленных металлов в этом году продемонстрировал фантастические показатели, несмотря на кризис, вызванный пандемией коронавируса. Классическим фактором роста цен на промышленные металлы стало сокращение предложения, связанное с приостановкой добычи сырья из-за карантинных мер со стороны многих государств.
Согласно исследованию консалтинговой компании Capital Economics, наиболее мощный удар в начале года пришелся на такие металлы, как никель, олово и цинк, потерявшие от 8% до 11% в объемах производства по итогам первых трех кварталов 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. С другой стороны, масштабные меры по стимулированию инфраструктурных проектов правительством Китая, приведшие к положительным значениям в сферах потребления, строительства, промышленных отраслей и экспорта, явились другим фундаментальным фактором роста спроса и цен на эти промышленные металлы.
Как подчеркивают специалисты журнала Metal Miner, несмотря на то, что общий мировой спрос на промышленные металлы значительно снизился из-за пандемии, сектор электроники и отрасли по производству защитного оборудования, доминируемые китайскими производителями, компенсировали этот спад своими высокими показателями роста.
По мнению экспертов Capital Economics, в 2021 году, несмотря на почти стопроцентно уверенные прогнозы по продолжению роста экономики Китая, несколько факторов все же будут играть против рынка промышленных металлов. Во-первых, отрицательный эффект будет связан с сокращением стимулирующих программ со стороны правительства Китая, что приведет к некоторому снижению активности в секторах, поглощающих металлы. Во-вторых, массовая иммунизация от коронавируса вернет мировое сообщество к возобновлению прежних занятий, которые не связаны лишь с использованием электроники. В-третьих, вакцинация также позволит достичь полноценной работы месторождений, рудников и шахт, что приведет к стабилизации предложения металлов. По оценкам Capital Economics, в середине 2021 года работа большинства месторождений в мире будет восстановлена.
Более радужные перспективы в 2021 году, по мнению экспертов, будут у рынка меди, платины и палладия. Дело в том, что интерес инвесторов к этим металлам является долгосрочным и основан на предположении о том, что переход к чистой экономике и более широкому использованию ВИЭ приведет к буму на медь, никель, серебро, платину и палладий.
Медь
В 2021 году ожидается, что рынок меди продолжит свой стремительный подъем. Цена на медь недавно достигла своего максимума с начала 2014 года ($7195 за метрическую тонну). По оценкам экспертов, эта тенденция продолжится и в 2021 году. К примеру, инвестиционный банк Goldman Sachs полагает, что цена на медь на начало декабря 2021 года сможет достигнуть $7500 за метрическую тонну (м.т.). Вполне возможно, что прогнозы оправдаются, поскольку котировки на медь уже приближаются к отметке в $7200 за тонну, и неудивительно, что следующий год ознаменуется ростом цены до $7500 за тонну. Последний раз трехмесячные фьючерсные контракты на медь на Лондонской бирже металлов котировались по цене $7500 за м.т. весной 2013 года.
Кроме общего глобального оптимизма, на рекордные значения цен на медь серьезное влияние оказывает дефицит предложения этого металла. Согласно информации International Copper Study Group, в первые 8 месяцев т.г. дефицит меди на рынке составил 293 тыс. м.т. В дополнение к этому, общий объем мировой добычи меди за этот период снизился на 0,8%, что во многом связано с критическим падением добычи меди в Перу (на 16,5%) из-за вспышки коронавируса.
В целом же, если рассматривать ситуацию на рынке за период с июня по август, то снижение добычи меди в Перу составило лишь 6%. При этом добыча меди со стороны Чили – мирового лидера рынка выросла на 0,5%. И ожидается, что в следующем году Чили продолжит играть доминирующую роль на рынке. В этом году страна отличилась на рынке рафинированной меди, нарастив производство на 7%. В целом мировое производство рафинированной меди, в отличие от "сырого" металла, выросло на 1,2%. Основной вклад здесь внесли экспортные поставки Конго и Замбии, где наблюдался 6% и 15%-й рост объемов производства.
Основными факторами потенциального подъема рынка меди в 2021 году, по мнению экспертов Goldman Sachs, станут структурное недоинвестирование отрасли, рост спроса, а также "попутное" влияние ослабевающего доллара и растущий риск инфляции. Все это может подтолкнуть рынок меди к дальнейшему подъему, поскольку она издавна служит индикатором состояния мировой экономики.
Алюминий
Алюминий, как и другие промышленные металлы, также получил ощутимый толчок от масштабных стимулирующих вливаний правительства Китая в инфраструктуру. По информации экономистов ING, уходящий год оказался наиболее успешным для поставщиков боксита и оксида алюминия, импорт которых со стороны Китая за первые 10 месяцев текущего года вырос на 14% и 205% соответственно.
Китай также совершил рывок в потреблении алюминиевых сплавов (вторичного сырья): в первые 10 месяцев т.г. объем импорта Китая вырос с 219 килотонн (в 2019 г.) до более 1 млн килотонн.
Удивление экспертов вызывает не только масштаб импорта Китая, а тот факт, что увеличение импорта алюминия происходит на фоне роста внутреннего производства в Китае. В частности, в настоящее время рост внутренней добычи алюминия в КНР составляет 3,5%, и эксперты прогнозируют, что до момента окончания празднования Китайского Нового года страна дополнительно выпустит 900 килотонн алюминия.
Растущий спрос Китая на алюминий и положительная общая макроэкономическая ситуация создали в этом году благоприятную почву для роста цен на этот вид сырья. По информации Reuters, котировки на алюминий на Шанхайской фондовой бирже (SHFE) в октябре этого года поднялись до 9-летнего максимума, достигнув 16925 юаней ($2581) за метрическую тонну. Несмотря на то, что в настоящее время цена на алюминий потеряла несколько процентов, в краткосрочном периоде, по мнению экспертов, вряд ли появятся какие-либо барьеры для ограничения роста цен. Этому также будет способствовать небольшой дефицит предложения в Китае.
В целом же середина 2021 года позволит увидеть более четкую картину на рынке алюминия, поскольку к тому времени мы сможем понять, приведут ли меры по вакцинации к положительному эффекту для мировой экономики и росту спроса на этот металл не только со стороны Китая, но и остального мира.
Цинк
Цинк, как и другие виды промышленных металлов, также демонстрирует "бычьи" настроения, и инвесторы уверены в подъеме цен на этот металл в 2021 году. По информации Metal Miner, в марте этого года цена за тонну цинка составляла $1675, а в настоящее время она уже достигла $2800. Согласно исследованию ING Bank, сильные базовые факторы, такие как ограниченное предложение и огромный спрос со стороны Китая "сжимают рынок цинка", и вместо ожидаемого дефицита на рынке мы даже наблюдаем дефицит этого вида сырья. Во многом дефицит цинка связан с закрытием рудника Гамсберг в Южной Африке со стороны крупнейшего мирового производителя этого вида металла – компании "Веданта", который обеспечивает 250 тыс. тонн цинкового концентрата в год. По оценкам Международной исследовательской группы по свинцу и цинку, в 2020 год дефицит цинка на мировом рынке составит 650 тыс. тонн, что намного превышает текущие запасы металла на Лондонской бирже металлов на уровне в 220 тыс. тонн.
Как и в случае с другими промышленными металлами, рост спроса Китая, получивший толчок со стороны массивных госпрограмм, явился основным фактором роста цен на цинк. В особенности на рынок цинка положительное влияние оказал сектор строительства, широко использующий сталелитейную продукцию. Цинк, как известно, служит основным материалом для гальванизации стали и стальных конструкций.
Однако, по оценкам экспертов, поведение рынка цинка несколько отличается от рынков меди и алюминия, поскольку Китай пока не стал чистым импортером этого вида сырья. Поэтому трудно определить, насколько прочными в настоящее время являются основы спроса на цинк. По информации Reuters, общий объем чистого импорта цинка Китая за первые 9 месяцев этого года оказался на 24% ниже значения 2019 года и явился самым низким по величине показателем за все 9-месячные периоды, отслеживаемые Reuters с 2015 года. Это говорит о том, что спрос Китая на цинк намного слабее спроса на медь и алюминий.
В то же время рост запасов цинка на Лондонской бирже металлов достиг 171500 тонн, и за период с февраля по сентябрь этого года увеличение запасов составило 65 тыс. тонн. По оценкам Reuters, значительные объемы цинка "скрываются" в производственных цепочках, в частности у компании Glencore, имеющей масштабные запасы неиспользованного цинка.
Как бы то ни было, Международная исследовательская группа по свинцу и цинку прогнозирует рост добычи цинка до 13,14 млн тонн и повышение спроса на 13,52 млн тонн, подразумевая, что на рынке будет наблюдаться небольшой дефицит этого сырья. На эту ситуацию надеются держатели длинных позиций, а также страны и компании, поставляющие цинк в качестве экспортного товара.
Железная руда
По выражению экспертов Metal Miner, "если кто-то думает, что медь, цинк или алюминий показали отличную динамику развития в этом году, то никто не может спорить с тем, как в этом году повела себя железная руда". По информации Reuters, за первые 11 месяцев т.г. объем импорта железной руды со стороны Китая составил 1,07 млрд тонн. При этом объем импортных закупок железной руды КНР за весь 2019 год равнялся 1,06 млрд. тонн.
Неудивительно, что рост спроса на руду привел и к подъему цен – в начале декабря цены на наличном рынке железной руды достигли самого высокого значения с декабря 2013 года. Так, в Китае цена за тонну железной руды превышает $141, тогда как по итогам первого квартала этого года она находилась на отметке ниже $80 (за тонну).
Основным двигателем роста спроса на железную руду стало принятие стимулирующих мер в Китае, нацеленных на восстановление инфраструктуры, а также подъем отрасли строительства. Однако одним из ключевых факторов также стал дефицит предложения руды, вызванный в основном простоями на рудниках из-за распространения коронавируса.
В частности, ведущая горнодобывающая компания, лидер по добыче железной руды, бразильский гигант Vale сталкивается с проблемами по поставке руды на мировой рынок. В начале декабря компания сделала официальное заявление о том, что по итогам года она сможет обеспечить от 300 до 305 млн руды (при целевом ориентире в 310 млн тонн).
При этом в 2021 году компания также ожидает снижения добычи до уровня между 315 и 335 млн тонн, что также является отставанием от ранее сделанных целевых установок. Если это произойдет, то Vale утратит лидирующие позиции, и на первое место на рынке выйдет ее основной конкурент – австралийско-британский концерн Rio Tinto. По последней информации Reuters, объем поставок руды со стороны этой компании в 2020 г. составит 324-335 млн тонн.
Неопределенность по поводу потенциального предложения железной руды на мировом рынке, вызванная сокращением добычи компанией Vale, а также производителями Южной Африки, и растущий спрос на руду со стороны Китая и стран Юго-Восточной Азии, говорит о том, что в 2021 году железорудная промышленность имеет все перспективы на рост цены и дальнейший подъем рынка.
Сырьевикам светит удача
Как показал наш анализ, 2021 год сулит принести удачу компаниям и странам, занимающимся экспортом сырьевых товаров. На успех также надеются инвесторы, с оптимизмом вкладывающие активы в сырьевые фьючерсы. Завершающийся 2020 год уже ознаменовался подъемом этих рынков. Несмотря на то, что большую помощь в поддержке сырьевых товаров оказали такие искусственные факторы, как установление квот на добычу нефти со стороны ОПЕК+. А также – масштабные стимулирующие вливания в инфраструктурные проекты правительством Китая, который является одним из самых крупных в мире потребителей сырья. Как мы неоднократно подчеркнули, меры Китая по стимулированию инфраструктурных проектов существенно подтолкнули рынки промышленных металлов.
В 2021 году эксперты уверены в продолжении данных тенденций. Основной движущей силой подъема сырьевых рынков должна стать массовая вакцинация против коронавируса, которая уже инициируется во многих западных странах. Ожидание принятия дополнительных стимулирующих программ также даст положительный толчок сырьевым рынкам. Дело в том, что значительный рост денежного предложения, низкие процентные ставки привели к повышенным инфляционным ожиданиям, и эксперты полагают, что денежные потоки перетекут на рынки сырьевых товаров.
В основном это касается промышленных металлов и сельскохозяйственных товаров, которые мы не рассматривали в настоящем анализе. По мнению экономистов ING, рынок нефти вызывает в этом плане наименьший спекулятивный интерес со стороны портфельных инвесторов, хотя решение ОПЕК+ по ограничению объемов нефти в 2021 году приведет к нормализации запасов нефти. И массовая иммунизация будет способствовать восстановлению спроса на нефть и возрождению работы авиатранспорта и отрасли международного туризма.
В свою очередь, вследствие вакцинации, рынки промышленных металлов в следующем году, по мнению экспертов, смогут избежать остановок в работе рудников, и это положительно скажется на поставках базовых металлов на мировые рынки. В дополнение к этим факторам, дальнейшее ослабление стоимости американского доллара будет играть на пользу сырьевым рынкам. И, наконец, ускоряющийся переход к зеленой экономике, который наиболее четко стал проявляться в развитых странах в период коронакризиса, также подстегнет спрос на некоторые виды металлов, широко используемых в возобновляемой энергетике.
Теги: