Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

"Не автоматизировать свою логистику сегодня — значит проиграть завтра".

Директор по внедрению технологий ИТ-компании "Умная логистика" Игорь Казаков — Об автоматизации бизнес-процессов и цифровизации логистики в нефтесервисе.
После первого шока от локдауна в связи с пандемией коронавируса отечественная экономика стала оживать, грузооборот начал расти высокими темпами, компаниям потребовались новые подходы к организации бизнеса. Тому, кто не слишком торопился внедрять цифровые технологии, пришлось вливаться в общий строй ускоренными темпами. Весной спрос на автоматизацию процессов со стороны грузоотправителей, сервисных компаний и поставщиков транспорта увеличился примерно на треть, и сегодня он продолжает расти.
Крупные компании в разных отраслях имеют свои ИТ-системы, их создание и содержание требуют серьезных средств, однако соответствующими возможностями обладает ограниченный круг игроков рынка. Между тем ситуация не ждет. Сегодня, для того чтобы максимально оптимизировать логистическую цепочку, оптимизировать затраты и принять меры к предотвращению ошибок, нужна профессиональная платформа для управления логистикой. ИТ-экосистема "Умная логистика", по нашим оценкам, позволяет бизнесу снижать затраты в среднем на 30%.
Есть отрасли, где глобальное управление цепями поставок выстроено достаточно эффективно, — например, нефтегазодобыча. Однако на протяжении нескольких месяцев эта отрасль испытывает на себе усиленное давление не только в связи с общим замедлением экономики и снижением спроса, но и в связи с падением цен на нефть. Пострадали в первую очередь нефтесервисные компании, спрос на услуги которых в какой-то момент снизился в несколько раз. Лидеры рынка отчитывались по убыткам три квартала подряд. Здесь оптимизация логистики особенно актуальна. В цепочке задействовано множество компаний разного профиля — производителей, заказчиков логистических услуг, профессиональных экспедиторов, перевозчиков с собственным парком, частных водителей. И у каждой свои интересы, а во главе угла — забота о собственной прибыли. Нередка ситуация, когда ослабевают координация решений, система контроля качества и, как следствие, затрудняется возможность удовлетворения потребностей основного заказчика — нефтегазодобывающей компании.
Отрасль сложная, для того чтобы реализовать крупный логистический проект в нефтегазовом секторе, требуются серьезные компетенции подрядчика. Допустим, у нефтесервисной компании есть задача доставить оборудование на месторождение. Для этого потребуется мультимодальная перевозка — вертолетами, вездеходами, баржами. В таком случае нужно учитывать все особенности перевозки: от юридических аспектов и до знаний особенностей рельефа местности. Нужно рассчитать рыночную стоимость техники, услуг транспортировки до буровой и затраты на привлечение подрядчиков.
Как это обычно происходит, если нефтесервисная компания занимается обеспечением перевозок самостоятельно? Заявки на перевозку подрядчикам и поставщикам спецтехники отправляются по электронной почте или по телефону, чтобы они на основании спецификации просчитали стоимость проекта, назвали сроки его выполнения под ключ. В нефтегазовой индустрии, где стоимость процессов исчисляется сотнями миллионов, цена ошибок в логистике крайне высока. Стоимость простоев оборудования также измеряется в миллионах. Чтобы снизить затраты на логистику и минимизировать ошибки каждого звена цепи поставок, включая основного заказчика, все участники логистического процесса должны работать в едином цифровом поле. На такой ИТ-платформе, которая позволяет компаниям, выигравшим тендеры, скажем, у "Газпром нефти" и "Роснефти", организовать перебазировку любой сложности максимально эффективно и выгодно.
Мы автоматизируем логистику для всех участников цепи поставок с 2007 года, а наши экспертиза и опыт сотрудничества с крупнейшими нефтесервисными компаниями позволяют определить набор решений, которыми должна обладать профессиональная платформа, способная максимизировать эффективность логистики любой компании этого сектора. Это возможность сделать бизнес-процессы в логистике максимально прозрачными: выбор исполнителя, акцепт тарифов на рейсы и направления, передача поставщику транспорта заявки на перевозку и отслеживание статусов ее исполнения; наличие современных решений для доступа к рыночным тарифам и снижения затрат на логистику; технологии проведения аукционов и тендеров, технологии обработки больших данных для доступа к рыночной аналитике; возможность автоматизировать закупочные процедуры и квалификацию поставщиков по заданным критериям; наличие технологии специального электронного документооборота, который позволяет оформлять, передавать и хранить всю документацию с привязкой к конкретным перевозкам — от путевых листов до бухгалтерских документов так, чтобы сотрудник мог за пару секунд найти нужный электронный документ с печатями и подписями по первому запросу; наличие технологий отслеживания местоположения груза и транспорта в реальном времени.
Экосистема "Умной логистики", обладающая всеми перечисленными возможностями, включает в себя специализированные интерфейсы для каждого участника логистики: "Умная логистика Cargo", "Умная логистика Trans", мобильное приложение "Умный водитель", мобильное приложение "Умный логист". Таким образом, все пользователи работают в одном информационном пространстве.
За счет автоматизации процессов логистики и их концентрации в единой профессиональной системе нефтегазовые компании могут минимизировать число человеческих ошибок, снизить затраты и повысить качество предоставляемых услуг за счет соблюдения сроков поставки и управления рейтингами поставщиков транспорта. Практика показывает, что, если не использовать современные технологии сегодня, можно проиграть завтра.
Теги: Газпромнефть, Газпром нефть