Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

IPO-2020. Какие российские компании могут выйти на биржу в новом году.

В 2019 году прошло одно первичное размещение акций российской компании на бирже. Эксперты рассказали, какие компании могут провести IPO в 2020 году, на каких площадках и готовы ли инвесторы к новым публичным историям
В 2019 году на биржу планировали выйти более 15 российских компаний. Но к середине декабря только одна из них провела настоящее IPO. Это компания HeadHunter. Еще восемь сделок прошли в форме вторичного размещения — SPO. Рассказываем, что это значит и к чему готовиться в следующем году.
Год массовой отмены IPO
В апреле один из крупнейших производитель мяса и мясных продуктов в России "Черкизово" отказался от SPO и перенес его на неопределенный срок. Компания планировала предложить инвесторам 6,5 млн акции на $200 млн.
Следом за производителем колбас и сосисок об отмене IPO сообщил оператор железнодорожных перевозок зерна и леса "Рустранском". Он планировал разместить акции на $300 млн, но отказался от размещения на бирже в пользу частной сделки.
В этом году привлечь инвесторов на бирже смогла только платформа для поиска работы HeadHunter. Сервис найма разместил свои акции на бирже NASDAQ. Платформа провела IPO на американской бирже 9 мая и привлекла $220 млн, разместив 16,3 млн ADS по цене $13,5 за штуку. Всю компанию инвесторы оценили в $675 млн.
Несколько SPO были вызваны желанием действующих акционеров выйти в деньги на фоне улучшения рыночной конъюнктуры. Это относится к "Детскому миру", Evraz и "Норникелю", рассказали аналитики компании "Атон". Крупнейшие российские размещения в 2019 году:
"Газпром" разместил в ходе SPO на Московской бирже два пакета казначейских акций в 2,9% и 3,6%. Первый пакет оценили в 139 млрд, второй — в 187,7 млрд.
АФК "Система" продала 175 млн акций или 23,7% "Детского мира" на общую сумму 15,9 млрд;
"Норильский никель" провел вторичное размещение акций объемом примерно $552 млн. Сделка стала крупнейшим размещением акций в горно-металлургическом секторе в 2019 году;
Норвежская телекоммуникационная компания Telenor продала свою долю в Veon. Свой последний пакет из 157 млн акций холдинг Telenor продал за $362 млн;
"Полюс" продал около 3,84% акций по цене $38 за GDS или $76 за акцию. Общая сумма размещения составила $390 млн;
Крупнейшие акционеры Evraz и их партнеры выставили на продажу 3,5% акций компании. В марте они продали 1,8% акций Evraz на $190 млн, а спустя три месяца после предыдущего SPO еще около 1,7% акций на $200 млн;
Крупнейший акционер НЛМК — Fletcher Group — продал пакет в 2,6% акций по цене $25,32. Стоимость выставленного на продажу пакета без дисконта к рынку составила около $425 млн или ?27 млрд.
Кто решится выйти на биржу в 2020 году
С начала года российский фондовый рынок вырос более чем на 27% по индексу Мосбиржи. Если тенденция сохранится в следующем году, сильный рынок может потенциально открыть двери для отложенных IPO и SPO, считают в "Атоне". Но инвесторы продолжат настороженно относиться к первичным размещениям, так как в России IPO исторически демонстрировали смешанные результаты.
В следующем году наибольшее внимание может привлечь возможное первичное размещение Яндекс.Такси. Компания уже ведет переговоры о первичном размещении бумаг в России и США с банками, в частности с Morgan Stanley и Goldman Sachs, сообщил Bloomberg. Оба банка участвовали в IPO "Яндекса" в 2011 году.
По оценкам "Атона", справедливая стоимость Яндекс.Такси на IPO составит около $8-9 млрд в случае, если оно пройдет в 2020 году. По данным Bloomberg, аналитики Goldman Sachs оценили подразделение в $7,7 млрд.
О планах выйти на IPO в прошлом году сообщала сеть магазинов фиксированных цен Fix Price. Она была создана основателями "Копейки" и "Центробуви" Артемом Хачатряном и Сергеем Ломакиным. Сейчас компания управляет 3,5 тыс. магазинов в 830 населенных пунктах России. Fix Price так же работает в Казахстане, Грузии, Республике Беларусь и Латвии.
В ближайший год на бирже также могут разместить акции:
IT-компания IBS. Компания планировала выйти на биржу в 2018 году и привлечь около $100 млн, но перенесла сроки IPO после ухудшения рыночной конъюнктуры из-за санкций;
Softline — поставщик IT-решений и сервисов, работающий на рынках Восточной Европы, Америки и Азии;
производитель зерна и мяса Goldman Group;
золотодобывающая компания GV Gold (Высочайший), которая входит в десятку ведущих золотодобывающих предприятий России;
сеть частных медцентров EMC;
страховая компания РЕСО-Гарантия;
лесопромышленный холдинг Segezha Group, управляющий 50 предприятиями в 13 странах.
О перспективах IPO или SPO в ближайшие годы также сообщили "ВкусВилл", интернет-магазин Ozon, агрохолдинг "Русагро", сеть частных медицинских клиник "Медси", туроператор "Интурист", "Совкомбанк" и сеть "Мосгорломбард".
Теги: Норильский никель