Новости
Нефтегазовая пром.
11:0411.04.2024
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
17:0410.04.2024
11:0411.04.2024
Выставки
Наука и технология
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
11:0410.04.2024
10:0409.04.2024
11:0405.04.2024
22:0218.02.2020
22:0121.01.2020
10:1129.11.2017
Теги
Николай Корчунов: Открыты для диалога с Китаем по Северному морскому пути.
8.04.2019, 09:34
Нефтегазовая промышленность
В Санкт-Петербурге на этой неделе пройдет пятый Международный арктический форум (МАФ), участие в котором примут лидеры России, Финляндии и Исландии, а также премьеры Норвегии и Швеции. Всего ожидается участие порядка 300 российских и 46 иностранных компаний. О том, каких успехов удалось добиться за годы проведения форума, а также об особенностях предстоящего события, в том числе для международного сотрудничества в Арктике, в интервью РИА Новости рассказал посол по особым поручениям по вопросам международного сотрудничества в Арктике МИД России Николай Корчунов.
- Предстоящий Арктический форум станет уже пятым, цифра достаточно внушительная для такого рода мероприятия. Чего удалось добиться за эти пять лет, какой вклад этот формат внес в международное сотрудничество в Арктике?
- Это уже пятый Международный арктический форум за последние восемь лет. Первый состоялся в сентябре 2010 года в Москве. Eму предшествовало утверждение президентом Российской Федерации в 2008 году основополагающего стратегического документа - Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, в котором были сформулированы цели, задачи и подходы к развитию Арктики, составившие основу российской арктической политики. На этапе проработки путей реализации арктической политики стала очевидной задача придания ей общенационального и общенародного проекта, подразумевающего самое активное участие в его обсуждении представителей различных групп российского общества, исполнительной и законодательной власти как федерального, так и регионального уровней, экспертного и научного сообщества и, самое главное, - общественности, включая организации коренных народов Севера. Можно сказать, что по составу участников и демократичности проведения его можно рассматривать еще и в качестве вклада в развитие народной дипломатии.
У России открытая, последовательная и долгосрочная арктическая политика, в реализации которой важная роль отводится международному сотрудничеству. Именно поэтому мы придаем большое значение участию в нем наших иностранных партнеров, заинтересованных в развитии арктического региона.
- Николай Викторович, хоть для вас это и первый Арктический форум в статусе посла по особым поручениям, ответственного за международное арктическое сотрудничество, но стоит нам ждать чего-то нового от предстоящего форума, в чем будет состоять его особенность?
- Как правило Международный арктический форум проводится каждые два года. За это время можно подвести итоги развития, сделать выводы и наметить ориентиры для дальнейшего движения.
Широкое участие в нем других арктических государств является подтверждением нацеленности стран Арктического совета и его наблюдателей на укрепление арктического сотрудничества, несмотря на то, что по ряду других вопросов позиции партнеров могут и не совпадать, но это вполне нормальное явление.
В качестве особенности этого форума я бы, пожалуй, выделил участие глав государств "тройки" председательств в Арктическом совете - президентов председательствующей сейчас в Арктическом совете Финляндии, заступающей в мае этого года на арктический "капитанский мостик" Исландии и России, которая будет председательствовать в этой организации в 2021-2023 годах. Тем самым лидеры трех стран демонстрируют и подтверждают приверженность своих стран дальнейшему продвижению повестки дня Арктического совета и приданию работе этой организации долгосрочного характера.
- В рамках форума вы планируете принять участие в дискуссии о перспективах и форматах сотрудничества в Баренцевом/Евроарктическом регионе. Как в целом вы смотрите на сотрудничество в этом регионе, не пробуксовывает ли оно в последние годы из-за антироссийских санкций и общей напряженности в отношениях России и стран Запада?
- Региональное сотрудничество является наглядным примером укрепляющейся тенденции к усилению роли регионов и региональных форматов в социально-экономическом развитии соответствующих территорий. Процесс регионализации предполагает наиболее эффективные решения региональных проблем, поиск ответов на те риски и вызовы, с которыми сталкивается регион.
Баренцев/Евроарктичeский регион можно по праву назвать наиболее развитой в экономическом и технологическом плане частью Арктики, одним из основных драйверов развития как северных территорий Норвегии, Швеции, Финляндии и России, так и всей Арктики в целом. Это - самый густонаселенный арктический район, обладающий богатой ресурсной и научно-инновационной базой, значительным туристическим потенциалом.
Несмотря на то, что границы между странами остаются, для экономической, транспортной, туристической деятельности они не имеют значения. Добрососедские связи в Баренцевом регионе затрагивают практически все сферы жизни - от экологии, рыболовства, транспорта и туризма до образования, охраны здоровья, культуры и спорта. Сотрудничество в регионе нацелено на поддержание контактов между людьми, экономическое развитие, создавая условия для межрегионального обмена в самых различных сферах. Баренцево сотрудничество является неотъемлемой частью построения стабильной и процветающей демократической Европы, а культурное разнообразие региона открывает новые возможности для ученых и предпринимателей.
Важно, что у всех участников регионального взаимодействия есть общее понимание необходимости следования прагматичному подходу в сотрудничестве, взаимному учету интересов и общей заинтересованности в решении региональных проблем. Именно поэтому работа региональных механизмов неподвластна влиянию санкций и других внешних ограничителей.
- В последние годы Арктика превращается из периферийного региона в глобальный с большим ресурсным и логистическим потенциалом. В отношении последнего разговор неизбежно ведет к проекту Северного морского пути (СМП), к развитию которого наибольший интерес проявляет Китай. Как на практическом уровне может выглядеть сотрудничество с Китаем в развитии морского коридора? Готовы ли мы привлечь в том числе и западные страны?
- Сегодня в мире отмечается усиление внимания к Арктике. Ключевыми факторами, своего рода катализаторами, трансформирующими Арктику и соответственно актуализирующими развитие международного сотрудничества в этом регионе, являются изменение климата, несущее, с одной стороны, серьезные вызовы, с другой - новые возможности; развитие технологий, расширяющее перспективы экономической деятельности; возрастающий глобальный спрос на минерально-сырьевую и морепродукцию, который, в свою очередь, становится главным драйвером развития инфраструктуры, роста инвестиций в этот регион.
Та повестка развития Арктики, которую реализует Россия, предполагает самые тесные взаимоотношения с иностранными партнерами как за пределами российской юрисдикции, так и внутри российских границ. В этом плане мы придерживаемся линии не на противоборство и противостояние, а предпочитаем путь совместных взаимодополняющих усилий, приумножающих результат на пути к достижению общих интересов устойчивого развития Арктики.
Россия проводит открытую последовательную и ориентированную на международное взаимодействие политику в Арктике. Примером этому является участие стран Eвропы и Азии в проектах Арктик-СПГ, а также в области морской логистики. Мы открыты для диалога со всеми международными партнерами, в том числе и с Китаем по развитию СМП. Рассматриваем Китай в качестве важного партнера. Главным критерием является добавочная стоимость, которая привносится международным партнером, его нацеленность на долгосрочное сотрудничество.
- На каком этапе развития СМП - при каких объемах перевозок, привлеченных инвестиций, стран-участниц - можно будет говорить, что проект состоялся, и коридор действительно стал новой, эффективной транспортной артерией для мировой экономики?
- Президентом Российской Федерации поставлена задача довести грузооборот к 2024 году до 80 миллионов тонн в год. Для выполнения поставленной задачи реализуется комплекс соответствующих мер. Та динамика, которую мы наблюдаем последние два года, свидетельствует о том, что задача может быть не только выполнена, но и перевыполнена, и ее реализация, по сути, означала бы трансформацию СМП в новое качество эффективной транспортной артерии общемирового значения.
- В текущем году сразу несколько стран Арктического региона выразили обеспокоенность ростом влияния РФ и Китая в Арктике. Насколько обоснованы эти претензии в свете заявлений властей, например, неарктической страны Великобритании с обещанием наращивать присутствие в арктическом регионе якобы для защиты северного фланга НАТО от России?
- Прежде всего, мы приветствуем в Арктическом регионе страны, арктическая политика которых нацелена на сотрудничество и не предполагает формирование в регионе разделительных линий. Россия была и остается открытой для конструктивного сотрудничества в различных форматах со всеми заинтересованными неарктическими игроками. Для нас важно при этом, чтобы включение их в арктическую деятельность происходило гармонично и не привносило в регион элементы противостояния и конфронтации.
Мы наблюдаем различные подходы неарктических государств к работе Арктическом регионе. Так, Китай, Республика Корея и Япония в своих национальных арктических политиках и стратегиях отмечают приверженность работе в рамках механизмов арктического сотрудничества на принципах устойчивого развития, коллективным началам к выстраиванию сотрудничества и поиску ответов на возникающие в регионе вызовы. Такой подход, естественно, приветствуется.
Ecть, к сожалению, и противоположные примеры - когда неарктические государства начинают принимать свои военные стратегии по Арктике. Это, конечно же, не может не настораживать, поскольку подобные действия ведут к росту военно-политической напряженности в регионе. В 2018 году Великобритания объявила о своей военной арктической стратегии. Не хотелось бы думать, что британцы приурочили ее к столетию своей интервенции на российском северо-западе, к тому же еще проводившейся при поддержке некоторых других арктических стран.
- Ранее вы заявляли, что для того, чтобы не допустить милитаризации Арктики, необходимо возродить диалог между военными арктических стран, который прекратился в 2014 году. Планируется ли обсуждение этой темы в ходе форума, в том числе в контактах России и стран-участниц форума на высоком уровне?
- Считаем полезным диалог и контакты между военными арктических государств. Поскольку Арктический совет, а также "арктическая пятерка" - это форматы, преимущественно занимающиеся вопросами мягкой безопасности, мы, выступая за комплексный подход к развитию арктического региона, одновременно отмечаем востребованность комплексного подхода и к обеспечению безопасности деятельности и процессов, происходящих в арктическом регионе.
Сейчас с рядом арктических государств у нас осуществляются двусторонние контакты по военной линии. С учетом общих проблем мы предлагаем партнерам обсудить имеющиеся озабоченности в рамках консультаций военных экспертов арктических стран государств.
Отдельно на МАФ, насколько мне известно, военная проблематика рассматриваться не будет. Вместе с тем, нельзя исключать, что какие-то отдельные ее элементы могут быть затронуты.
- Ранее 22 марта первый заместитель министра природных ресурсов и экологии России Денис Храмов заявил, что комиссия ООН определила свое отношение к российской заявке по расширению шельфа в Арктике и может начать выработку рекомендаций этим летом. Когда Москва ожидает финальное решение по этому вопросу и, собственно, какой мы ждем вердикт?
- Россия начала работу с Комиссией ООН в 2001 году. Мы получили положительные рекомендации в отношении Охотского, Берингова и Баренцева морей. Рассчитываем на успешное завершение рассмотрения наиболее сложной части заявки - в отношении Северного Ледовитого океана.
На днях стало известно, что подкомиссия ООН в рамках рассмотрения российской заявки на расширение шельфа Арктики подтвердила геологическую принадлежность территорий, включенных в расширенные границы континентального шельфа, к структурам продолжения шельфа и континента России. Это решение подкомиссии в какой-то степени определяет успешность нашей заявки. Роснедра ожидают решение по заявке на 49-й сессии подкомиссии. Вместе с тем остаются технические вопросы, которые мы также надеемся разрешить в рамках последующих двух-трех сессий.
- Предстоящий Арктический форум станет уже пятым, цифра достаточно внушительная для такого рода мероприятия. Чего удалось добиться за эти пять лет, какой вклад этот формат внес в международное сотрудничество в Арктике?
- Это уже пятый Международный арктический форум за последние восемь лет. Первый состоялся в сентябре 2010 года в Москве. Eму предшествовало утверждение президентом Российской Федерации в 2008 году основополагающего стратегического документа - Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, в котором были сформулированы цели, задачи и подходы к развитию Арктики, составившие основу российской арктической политики. На этапе проработки путей реализации арктической политики стала очевидной задача придания ей общенационального и общенародного проекта, подразумевающего самое активное участие в его обсуждении представителей различных групп российского общества, исполнительной и законодательной власти как федерального, так и регионального уровней, экспертного и научного сообщества и, самое главное, - общественности, включая организации коренных народов Севера. Можно сказать, что по составу участников и демократичности проведения его можно рассматривать еще и в качестве вклада в развитие народной дипломатии.
У России открытая, последовательная и долгосрочная арктическая политика, в реализации которой важная роль отводится международному сотрудничеству. Именно поэтому мы придаем большое значение участию в нем наших иностранных партнеров, заинтересованных в развитии арктического региона.
- Николай Викторович, хоть для вас это и первый Арктический форум в статусе посла по особым поручениям, ответственного за международное арктическое сотрудничество, но стоит нам ждать чего-то нового от предстоящего форума, в чем будет состоять его особенность?
- Как правило Международный арктический форум проводится каждые два года. За это время можно подвести итоги развития, сделать выводы и наметить ориентиры для дальнейшего движения.
Широкое участие в нем других арктических государств является подтверждением нацеленности стран Арктического совета и его наблюдателей на укрепление арктического сотрудничества, несмотря на то, что по ряду других вопросов позиции партнеров могут и не совпадать, но это вполне нормальное явление.
В качестве особенности этого форума я бы, пожалуй, выделил участие глав государств "тройки" председательств в Арктическом совете - президентов председательствующей сейчас в Арктическом совете Финляндии, заступающей в мае этого года на арктический "капитанский мостик" Исландии и России, которая будет председательствовать в этой организации в 2021-2023 годах. Тем самым лидеры трех стран демонстрируют и подтверждают приверженность своих стран дальнейшему продвижению повестки дня Арктического совета и приданию работе этой организации долгосрочного характера.
- В рамках форума вы планируете принять участие в дискуссии о перспективах и форматах сотрудничества в Баренцевом/Евроарктическом регионе. Как в целом вы смотрите на сотрудничество в этом регионе, не пробуксовывает ли оно в последние годы из-за антироссийских санкций и общей напряженности в отношениях России и стран Запада?
- Региональное сотрудничество является наглядным примером укрепляющейся тенденции к усилению роли регионов и региональных форматов в социально-экономическом развитии соответствующих территорий. Процесс регионализации предполагает наиболее эффективные решения региональных проблем, поиск ответов на те риски и вызовы, с которыми сталкивается регион.
Баренцев/Евроарктичeский регион можно по праву назвать наиболее развитой в экономическом и технологическом плане частью Арктики, одним из основных драйверов развития как северных территорий Норвегии, Швеции, Финляндии и России, так и всей Арктики в целом. Это - самый густонаселенный арктический район, обладающий богатой ресурсной и научно-инновационной базой, значительным туристическим потенциалом.
Несмотря на то, что границы между странами остаются, для экономической, транспортной, туристической деятельности они не имеют значения. Добрососедские связи в Баренцевом регионе затрагивают практически все сферы жизни - от экологии, рыболовства, транспорта и туризма до образования, охраны здоровья, культуры и спорта. Сотрудничество в регионе нацелено на поддержание контактов между людьми, экономическое развитие, создавая условия для межрегионального обмена в самых различных сферах. Баренцево сотрудничество является неотъемлемой частью построения стабильной и процветающей демократической Европы, а культурное разнообразие региона открывает новые возможности для ученых и предпринимателей.
Важно, что у всех участников регионального взаимодействия есть общее понимание необходимости следования прагматичному подходу в сотрудничестве, взаимному учету интересов и общей заинтересованности в решении региональных проблем. Именно поэтому работа региональных механизмов неподвластна влиянию санкций и других внешних ограничителей.
- В последние годы Арктика превращается из периферийного региона в глобальный с большим ресурсным и логистическим потенциалом. В отношении последнего разговор неизбежно ведет к проекту Северного морского пути (СМП), к развитию которого наибольший интерес проявляет Китай. Как на практическом уровне может выглядеть сотрудничество с Китаем в развитии морского коридора? Готовы ли мы привлечь в том числе и западные страны?
- Сегодня в мире отмечается усиление внимания к Арктике. Ключевыми факторами, своего рода катализаторами, трансформирующими Арктику и соответственно актуализирующими развитие международного сотрудничества в этом регионе, являются изменение климата, несущее, с одной стороны, серьезные вызовы, с другой - новые возможности; развитие технологий, расширяющее перспективы экономической деятельности; возрастающий глобальный спрос на минерально-сырьевую и морепродукцию, который, в свою очередь, становится главным драйвером развития инфраструктуры, роста инвестиций в этот регион.
Та повестка развития Арктики, которую реализует Россия, предполагает самые тесные взаимоотношения с иностранными партнерами как за пределами российской юрисдикции, так и внутри российских границ. В этом плане мы придерживаемся линии не на противоборство и противостояние, а предпочитаем путь совместных взаимодополняющих усилий, приумножающих результат на пути к достижению общих интересов устойчивого развития Арктики.
Россия проводит открытую последовательную и ориентированную на международное взаимодействие политику в Арктике. Примером этому является участие стран Eвропы и Азии в проектах Арктик-СПГ, а также в области морской логистики. Мы открыты для диалога со всеми международными партнерами, в том числе и с Китаем по развитию СМП. Рассматриваем Китай в качестве важного партнера. Главным критерием является добавочная стоимость, которая привносится международным партнером, его нацеленность на долгосрочное сотрудничество.
- На каком этапе развития СМП - при каких объемах перевозок, привлеченных инвестиций, стран-участниц - можно будет говорить, что проект состоялся, и коридор действительно стал новой, эффективной транспортной артерией для мировой экономики?
- Президентом Российской Федерации поставлена задача довести грузооборот к 2024 году до 80 миллионов тонн в год. Для выполнения поставленной задачи реализуется комплекс соответствующих мер. Та динамика, которую мы наблюдаем последние два года, свидетельствует о том, что задача может быть не только выполнена, но и перевыполнена, и ее реализация, по сути, означала бы трансформацию СМП в новое качество эффективной транспортной артерии общемирового значения.
- В текущем году сразу несколько стран Арктического региона выразили обеспокоенность ростом влияния РФ и Китая в Арктике. Насколько обоснованы эти претензии в свете заявлений властей, например, неарктической страны Великобритании с обещанием наращивать присутствие в арктическом регионе якобы для защиты северного фланга НАТО от России?
- Прежде всего, мы приветствуем в Арктическом регионе страны, арктическая политика которых нацелена на сотрудничество и не предполагает формирование в регионе разделительных линий. Россия была и остается открытой для конструктивного сотрудничества в различных форматах со всеми заинтересованными неарктическими игроками. Для нас важно при этом, чтобы включение их в арктическую деятельность происходило гармонично и не привносило в регион элементы противостояния и конфронтации.
Мы наблюдаем различные подходы неарктических государств к работе Арктическом регионе. Так, Китай, Республика Корея и Япония в своих национальных арктических политиках и стратегиях отмечают приверженность работе в рамках механизмов арктического сотрудничества на принципах устойчивого развития, коллективным началам к выстраиванию сотрудничества и поиску ответов на возникающие в регионе вызовы. Такой подход, естественно, приветствуется.
Ecть, к сожалению, и противоположные примеры - когда неарктические государства начинают принимать свои военные стратегии по Арктике. Это, конечно же, не может не настораживать, поскольку подобные действия ведут к росту военно-политической напряженности в регионе. В 2018 году Великобритания объявила о своей военной арктической стратегии. Не хотелось бы думать, что британцы приурочили ее к столетию своей интервенции на российском северо-западе, к тому же еще проводившейся при поддержке некоторых других арктических стран.
- Ранее вы заявляли, что для того, чтобы не допустить милитаризации Арктики, необходимо возродить диалог между военными арктических стран, который прекратился в 2014 году. Планируется ли обсуждение этой темы в ходе форума, в том числе в контактах России и стран-участниц форума на высоком уровне?
- Считаем полезным диалог и контакты между военными арктических государств. Поскольку Арктический совет, а также "арктическая пятерка" - это форматы, преимущественно занимающиеся вопросами мягкой безопасности, мы, выступая за комплексный подход к развитию арктического региона, одновременно отмечаем востребованность комплексного подхода и к обеспечению безопасности деятельности и процессов, происходящих в арктическом регионе.
Сейчас с рядом арктических государств у нас осуществляются двусторонние контакты по военной линии. С учетом общих проблем мы предлагаем партнерам обсудить имеющиеся озабоченности в рамках консультаций военных экспертов арктических стран государств.
Отдельно на МАФ, насколько мне известно, военная проблематика рассматриваться не будет. Вместе с тем, нельзя исключать, что какие-то отдельные ее элементы могут быть затронуты.
- Ранее 22 марта первый заместитель министра природных ресурсов и экологии России Денис Храмов заявил, что комиссия ООН определила свое отношение к российской заявке по расширению шельфа в Арктике и может начать выработку рекомендаций этим летом. Когда Москва ожидает финальное решение по этому вопросу и, собственно, какой мы ждем вердикт?
- Россия начала работу с Комиссией ООН в 2001 году. Мы получили положительные рекомендации в отношении Охотского, Берингова и Баренцева морей. Рассчитываем на успешное завершение рассмотрения наиболее сложной части заявки - в отношении Северного Ледовитого океана.
На днях стало известно, что подкомиссия ООН в рамках рассмотрения российской заявки на расширение шельфа Арктики подтвердила геологическую принадлежность территорий, включенных в расширенные границы континентального шельфа, к структурам продолжения шельфа и континента России. Это решение подкомиссии в какой-то степени определяет успешность нашей заявки. Роснедра ожидают решение по заявке на 49-й сессии подкомиссии. Вместе с тем остаются технические вопросы, которые мы также надеемся разрешить в рамках последующих двух-трех сессий.
Похожие новости:
09:0328.03.2019
Нефтегазовая промышленность
22:0808.08.2010
Новости
13:0823.08.2017
Выставки
13:0410.04.2019
Нефтегазовая промышленность
00:1009.10.2017
Выставки