Ростех инвестирует в передовые инженерные школы более 1 млрд рублей в 2025 году
Организации Госкорпорации Ростех в 2025 году профинансируют передовые инженерные школы (ПИШ) более чем на 1 млрд рублей. Инвестиции, в частности, будут направлены на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, развитие и оплату труда профессорско-преподавательского состава, а также на обучающие программы и формирование инфраструктуры ПИШ, сообщается на сайте госкорпорации.
Сегодня Ростех участвует в развитии 19 передовых инженерных школ на базе опорных вузов, среди них — МАИ, Политех им. Петра Великого, МГУ им. Ломоносова, РТУ МИРЭА, МГТУ «Станкин» и другие. Главное назначение ПИШ — содействие промышленности в освоении критических и сквозных технологий под производственные потребности, а также подготовка нового поколения инженеров-конструкторов и исследователей.
Сегодня на базе ПИШ, партнерами которых выступают организации Ростеха, реализуются 69 НИОКР. Создано 45 новых лабораторий, опытных производств и виртуальных фабрик для научно-технических исследований и разработок.
«Передовая инженерная школа предполагает гибридную организационную структуру, не вписывающуюся в традиционную модель „академическая наука — производство“. Например, ПИШ СВЧ-электроники представляет собой опытное производство на базе РТУ МИРЭА. Она характеризуется высокой гибкостью, адаптивностью и способностью эффективно решать комплексные научно-технические задачи. В целом, с 2022 года Ростех вложил в развитие программы ПИШ в опорных вузах более 2,5 млрд рублей, а в этом году планирует дополнительно инвестировать еще порядка 1,3 млрд рублей. Средства идут на развитие материально-технической базы вузов и оплату труда профессорско-преподавательского состава, разработку и реализацию программ дополнительного профобразования, исследовательскую деятельность. Это инвестиции в укрепление научных школ, в передовую науку и подготовку кадров для достижения технологического лидерства страны», — отметил заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех, член Бюро Союза машиностроителей России Николай Волобуев.
Каждая ПИШ совместно с индустриальным партнером развивает одно из приоритетных направлений. Например, в РТУ МИРЭА (индустриальный партнер — АО «ОПК») это СВЧ-электроника, в «Станкин» (партнер — холдинг «СТАН») — технологии машиностроения, в Казанском НИТУ (партнер — ПАО «ОАК») — авиационная инженерия и микроэлектроника, в Рыбинском ГАТУ (партнер — АО «ОДК») — технологии двигателестроения.
Эта работа уже дает хорошие результаты. Например, в ПИШ Казанского федерального университета «КиберАвтоТех» при поддержке КАМАЗа получены опытные образцы топливных элементов, планируется разработать батарею топливных элементов мощностью более 70 кВт для электротранспорта.
На базе ПИШ в МАИ при поддержке ОДК разрабатывается линейка электродвигателей для беспилотных летательных аппаратов массой более 30 кг с удельной мощностью выше, чем у импортных аналогов.
Коллектив ПИШ «Интеллектуальные оборонные системы», созданной на базе Тульского государственного университета совместно с НПО «Высокоточные комплексы», работает над созданием семейства автономных роботизированных комплексов с применением технологий искусственного интеллекта и перспективных композитных материалов.
Сегодня на базе передовых инженерных школ при поддержке Корпорации обучается 1300 студентов, ведется более 100 образовательных программ, включая программы дополнительного профобразования. Более 880 инженеров и свыше 200 преподавателей повышают квалификацию.
Отбор на программы обучения в передовых инженерных школах ведется среди лучших студентов вузов, а также участников образовательных треков Госкорпорации — «Крылья Ростеха», «Ростех.Биотехмед», «Ростех.Качество». Учащиеся ПИШ занимаются проектной деятельностью, осваивают перспективные технологии, получают новые компетенции в смежных направлениях.
«Научные и прикладные знания, полученные в рамках работы над проектами ПИШ, интегрируются в образовательную программу. За счет декомпозиции научно-технических задач, сформулированных партнерами ПИШ, каждый обучающийся работает по своему направлению исследования совместно с наставником-экспертом от предприятия. Именно так мы, по сути, выходим на персонализацию обучения», — прокомментировал заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех, член Бюро Союза машиностроителей России Николай Волобуев.