Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

16 ноября в Москве компания INVENTRA (в составе группы CREON) провела международную конференцию "Переработка отходов 2017".

3.12.2017, 10:27
Выставки
Подходит к концу 2017 г., объявленный в России годом экологии. Пора подводить итоги того, как изменился отечественный сегмент обращения с отходами. О необходимости реформ говорят уже давно, но что было сделано на самом деле? 
16 ноября в Москве компания INVENTRA (в составе группы CREON) провела международную конференцию "Переработка отходов 2017". В приветственном слове генеральный директор INVENTRA Рафаэль Григорян отметил, что со стороны государства уделяется все большее внимание экологии и сегменту переработки отходов. Лицензирование транспортировки и переработки отходов уже начато, в некоторых регионах выбраны операторы по обращению с отходами, введена расширенная экологическая ответственность производителей. В 2017-2018 гг. ожидается введение запрета на захоронение, и в ближайшем будущем появятся четыре крупных завода по переработке в Московской области и Татарстане. Но, несмотря на вышесказанное, все еще существует ряд нерешенных вопросов, мешающих развитию всего сегмента.

услуги, предоставляемые региональным оператором

Конференцию открыла председатель совета директоров ГК "Чистый город" Полина Вергун с докладом на тему "Региональный оператор в сфере ТКО как потенциальный переработчик отходов". Г-жа Вергун рассказала, что региональные операторы - потенциальный локомотив отрасли переработки отходов. Ранее существовало несколько причин, препятствующих развитию отрасли, а именно: отсутствие стабильности объемов вторсырья, отсутствие запрета на захоронение отдельных компонентов, а также недостаточное экономическое стимулирование. Но по всем пунктам уже наблюдаются положительные изменения.
У регионального оператора, выбранного в рамках реформы сегмента, должно быть несколько целей: извлечение полезных фракций из 100% образующихся отходов и направление их на переработку, а также экологически безопасное размещение неутилизируемых отходов. Основной задачей станет полная организация сферы обращения с отходами в каждом субъекте в соответствии с действующим законодательством и дооснащением системы недостающими объектами ТКО – мусороперегрузочными мощностями, объектами размещения и обработки.
Оптимальной схемой развития отрасли переработки, по мнению докладчика, станет схема где, в случае отсутствия опорных объектов, функции регионального оператора и инвестора совмещаются. А если опорные объекты уже возведены, то эксплуатирующая их компания становится и региональным оператором.
"Мы должны максимально отбирать вторсырье и вовлекать его в оборот, это первое. Второе – безопасно размещать, что остается. Мы двигаемся к тому, чтобы выполнить эту миссию и создать оптимальную конструкцию, которая позволит сделать минимальные тарифы для населения", – отмечает Полина Вергун.
Тариф по управлению отходами, который позволит региональному оператору выполнить все существующие требования, составляет около 100 руб. на человека в месяц. Данная сумма в несколько раз меньше, чем платят жители европейских стран.
Председатель комитета ТПП Московской области по природопользованию и экологии Владимир Аленцин выступил с докладом, посвященным сбору и переработке отходов в контексте реализации ответственности производителей и импортеров по утилизации. После его выступления между участниками конференции начался открытый диалог в рамках обсуждения модели финансовых потоков расширенной ответственности производителя в 2017 г. 
доля экологического сбора

По мнению участников отрасли, производители – импортеры товаров, не обеспечивающие самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, должны уплачивать экологический сбор.
В ходе дискуссии выяснилось, что по официальным данным в текущем году в бюджет поступят более десяти млрд руб., собранных по РОП, которые будут распределены по 12-13 субъектам РФ, а по альтернативным оценкам, сумма составит порядка 17 млрд руб.
Представитель фонда CREON Capital в России Илья Елагин представил доклад об источниках финансирования проектов в отрасли переработки отходов в РФ и СНГ. По словам г-на Елагина, на текущий момент ежегодно в России формируется 3.5 млрд т бытовых и промышленных отходов. Из первых перерабатывается лишь 10%, а из вторых – 50%. Спрос на переработку растет, но его некому удовлетворить. 
Существует несколько способов финансирования проектов по переработке отходов: банк, открытый рынок и частный капитал, а фонд CREON Energy может инвестировать совместно с партнерами и помочь в реализации проектов. 
Партнер Hogan Lovells Александр Долгов докладывал о виде рисков и оптимальных решениях в проектах ГЧП в сфере ТКО. Говоря о ключевых особенностях рынка ТКО, он отметил, что в 16 субъектах РФ уже определён региональный оператор, семь - осуществляют его отбор в настоящее время. Также докладчик обратил внимание на необходимость разработки и утверждения территориальной схемы обращения с отходами и региональных программ в данной отрасли.
собираемость ПЭТ-бутылок

Г-н Долгов обозначил несколько механизмов в рамках концессионных соглашений, способствующих устранению рисков - выявление их, перенесение на публичное пространство, проработка документации по проекту, учет роли финансирующей организации и опыта аналогичных проектов.
По его словам, некоторые виды предельных тарифов подлежат регулированию. Например, тариф на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО, а также единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, о котором ранее говорила председатель совета директоров ГК "Чистый город" Полина Вергун.
Тему твёрдых коммунальных отходов продолжил исполнительный директор департамента финансирования инфраструктурных проектов "ВТБ Капитал" Александр Романов, который выступил с докладом о проблемах организации финансирования проектов ГЧП в этой сфере.
Подробнее о расширенной ответственности производителя рассказала Любовь Меланевская, исполнительный директор "РусПЭК", осветившая механизмы самостоятельной реализации РОП. По мнению докладчика, самостоятельная реализация РОП в приоритете, а экологический сбор в государственный бюджет не дает основания думать, что уплаченные средства пойдут исключительно на решение проблемы по борьбе с отходами, хотя закон гласит именно так. 
Членами "РусПЭК" выявлено несколько проблем: например, производители/импортеры потребительских товаров (напитков и продуктов питания) "выпали" из регулирования по причине несоответствия кодов упаковки таких товаров с подзаконными актами. Также есть некоторые разночтения по отчетному периоду, а упаковка не учитывается в таможенных декларациях.
Методы борьбы с вышеперечисленными проблемами, по словам исполнительного директора "РусПЭК", уже найдены: нужно принять поправки в закон и нормативные акты, консервативно устанавливать нормативы утилизации и внедрить обязательный раздельный сбор отходов. 
Первый трехлетний период, на который был установлен норматив утилизации, скоро заканчивается. Что будет дальше? Нужно, чтобы он привязывался к уровню раздельного сбора отходов, который существует у нас в стране, но о том, как именно сложится ситуация в дальнейшем, никто не знает.
Третье заседание открыл генеральный директор Erema Калоян Илиев с докладом на тему "Рыночные тенденции и новейшие технологии в области переработки бытовых полимерных отходов". Одна из инноваций компании - оборудование для переработки бытовых полимерных отходов, которое работает в трех различных направлениях: измельченный материал, отмытые пленочные хлопья и удаление запаха.
Председатель совета директоров ГК "ЭкоТехнологии" Константин Рзаев посвятил свое выступление текущему состоянию и трендам рынка вторичной переработки пластмасс в России. На вопрос "Почему именно пластмассы?" докладчик ответил: "Именно эти отходы долго или вообще не разлагаются, то есть нуждаются в переработке прежде всего, при этом в большинстве своём пригодны для вторичной переработки без существенной потери свойств, а спрос и число сфер использования вторичных пластмасс постоянно растут". 
Сегмент вторичной переработки в России активно развивается, на что оказывают положительное влияние и изменения в природоохранном законодательстве 2015-2017 гг. Но, конечно, остаются и проблемы. Например, масштабы сбора фракций для переработки по-прежнему низкие, есть неопределенность, связанная с продолжающейся обкаткой в плоскости законодательства и госрегулирования отрасли. Плюс ко всему, значительная доля игроков остаётся в "тени".
содержание основных пластмасс

Дорогое первичное сырье и недостаток вторичного, казалось бы, обеспечивают высокую маржу между стоимостью закупки сырья и ценами реализации; к примеру, текущая цена первичного полипропилена за одну тонну - 85-90 тыс. руб (с НДС), закупочная цена вторсырья 12-20 тыс. руб., а цена продажи чистой вторички 52-65 тыс. руб. Однако многие игроки рынка, не знают или не хотят учитывать значительные потери в процессе переработки, сложности с подбором и управлением рабочими, хронический недостаток сырья на рынке. По словам г-на Рзаева, из-за низкого качества бизнес-планирования и оценки уровня окупаемости затрат ежегодно закрываются десятки компаний - рециклеров пластмасс.
Из этого следует вывод, что высокие цены на первичные полимеры и активно развивающиеся технологии переработки обуславливают быстрый рост интереса к рециклингу и использованию вторичных пластмасс, что, в свою очередь, содействует увеличению сбора отходов, поэтому отрасль является перспективной; однако новым игрокам нужно учитывать все особенности отрасли и ключевые факторы успеха.
Исполнительный директор СРО Ассоциации "Лига переработчиков макулатуры" Алексей Сергеев докладывал о текущей ситуации с реализацией расширенной ответственности производителей в части товаров и упаковки из бумаги и картона, а также об участии отраслевого объединения в этом процессе.
По данным докладчика, суммарный объем образования макулатуры от бумажной и картонной тары составляет 4.72 млн т, из них перерабатывается – 2.75 млн т, что составляет около 60%. Даже с учётом уже имеющихся мощностей может быть переработано дополнительно 1.01 млн т, однако уровень сбора практически не растёт, напротив, отрасль испытывает острый дефицит макулатуры.
В ноябре 2017 г. на согласование в Правительство РФ был направлен проект распоряжения о нормативах утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 гг. Выступающий уточнил, что предложенные нормативы на картонную и бумажную тару – от 10% до 25% на 2018 г. никак не стимулируют товаропроизводителей инвестировать в отрасли сбора и переработки макулатуры. При этом, рост норматива утилизации до стимулирующего уровня (от 60% и выше), который был предложен "Лигой переработчиков макулатуры", не приведет к росту цен на товары, так как стоимость бумажной и картонной тары, наоборот, снизится благодаря падению цен на макулатуру из-за увеличения её сбора.
В заключение г-н Сергеев добавил, что члены ассоциации готовы стать надёжными партнерами товаропроизводителей в реализации их расширенной ответственности.
После детального обзора рынка макулатуры, менеджер по устойчивому развитию и взаимодействию с местными сообществами Coca-Cola HBC Алиса Васильева поделилась опытом компании Coca-Cola в России по реализации расширенной ответственности производителя на примере инициатив компании.
Г-жа Васильева рассказала о том, как нужно действовать, чтобы изменить ситуацию с переработкой мусора. Каждый год в России образуется около 63 млн т твердых коммунальных отходов, а перерабатывается примерно пять процентов от общего количества. Чтобы внести свой вклад в решение этой проблемы, в ноябре 2016 г. система Coca-Cola в России запустила проект по продвижению культуры и практики раздельного сбора отходов под названием "Разделяй с нами!". Он состоит из двух ключевых элементов: инфраструктурного – расстановка контейнеров – и просветительского, включающего в себя проведение экоуроков для школьников, субботников, экоквестов для вузов, онлайн-флешмобов. 
В рамках проекта уже достигнуты существенные результаты. За время реализации установлено около 2000 контейнеров для раздельного сбора отходов в 20 городах России, собрано и переработано более 12 тыс. т пластиковых отходов. 
Однако создатели "Разделяй с нами!" не собираются останавливаться на достигнутом. В их планах – расширить географию проекта, а также собирать и перерабатывать уже не только пластик, но и алюминий, стекло, картон.
Станислав Мамулат, руководитель центра развития взаимодействия с корпорациями "НИТУ МИСИС", говорил о современном состоянии и наилучших доступных технологиях переработки крупнотоннажных отходов производства и потребления, а также о процессе стандартизации и внедрения технологий их применения в крупнейшем сегменте - транспортном строительстве. 
рециклинг отходов пластмасс

Эксперт утверждает, что системная межведомственная работа по созданию нормативно-технического обеспечения процессов переработки и применения вторичных ресурсов должна быть организована при взаимодействии Министерства промышленности и торговли, Министерства транспорта и крупных промышленных партнеров. В результате, объемы применения продуктов переработки могут быть доведены до десятков миллионов тонн в год, аналогично программам, реализованным в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века.
Завершающий доклад на конференции представил руководитель научно-методического центра управления отходами и вторичными ресурсами, относящегося к центру экологической промышленной политики Министерства промышленности и торговли России Владимир Марьев. Г-н Марьев рассказал о применении вторичных ресурсов в дорожном строительстве и об экологических аспектах и мерах поддержки Министерства.
Одной из целей научно-методического центра управления отходами и вторичными ресурсами является создание федерального лабораторно-испытательного центра Вторичных ресурсов и измерительной базы на основе ЦЭПП для проведения работ по изучению физико-химических свойств отдельных видов отходов, для определения отхода после технологического передела как вторичного сырья и оценки стабильности произведённой продукции с включением вторичных ресурсов.
На данный момент, как утверждает г-н Марьев, перед Центром стоят четыре задачи: формирование лабораторного комплекса на базе ФГАУ НИИ ЦЭПП, оказание услуг по осуществлению расчетов и ведению документации по учёту и обороту вторичных ресурсов, выработка рекомендаций по переходу на НДТ и, конечно, разработка соответствующих методик, инструкций и рекомендаций по отнесению образовавшегося отхода к вторсырью и определение области его применения.
Эффективное межведомственное взаимодействие Министерства промышленности и торговли, Министерства транспорта, Министерства образования и науки в рамках межведомственных рабочих групп и технических комитетов может обеспечить нормативную и технологическую проработку всего цикла обращения с основными группами отходов, создавая новый эффективный промышленный сегмент.
Теги: