Отечественные удобрения для внутреннего рынка и на экспорт: как работает отрасль в условиях санкций.
Российские производители удобрений планируют в этом году полностью восстановить объемы экспорта и выйти на пиковые значения 2021 года. Об этом сообщили в руководстве отраслевой ассоциации. В данный момент индустрия переживает определенные сложности, связанные с западными санкциями. Для наших компаний закрылись многие зарубежные рынки, кроме того, на производствах есть трудности с запасными частями и доступом к передовым технологиям.
Аммиакопровод Тольятти — Одесса — самый протяженный в мире. Он начал работать еще в начале 80-х годов, но в феврале 2022 года Киев заблокировал трубопровод. Сейчас российская часть трассы отсечена и защищена от украинской, но при необходимости в любой момент подачу можно возобновить, чтобы обеспечить сельхозпроизводителей из других стран азотными удобрениями.
Сергей Цымбалюк, генеральный директор ПАО "Трансаммиак": "Готов к перекачке, находимся под постоянным контролем Ростехнадзора, поддерживаем в исправном состоянии, готовы включиться в работу в любой момент".
Изменилась логистика, основные поставки идут сейчас в цистернах по железной дороге, но само производство не остановилось.
Денис Андреев, начальник производственно-диспетчерской службы ПАО "Тольяттиазот": "У нас и производство аммиака, и производство, и отгрузка данной продукции производится круглосуточно без выходных 24/7".
Но из-за блокировки трубопровода лишь 40% производственных мощностей загружены полностью, остальные пока в холостом режиме, но в полной готовности. При этом "Тольяттиазот" продолжает поставлять продукцию за рубеж.
Андрей Кургин, главный инженер ПАО "Тольяттиазот": "Основное направление на сегодня — это внутренний рынок РФ, Африка, Индия, Китай и Бразилия. Часть зарубежных рынков нам удалось сохранить".
Карбамид — еще одно важное минеральное удобрение, его используют и для повышения урожайности и добавляют в рацион животных. До 960 тысяч тонн таких белых гранул ежегодно тоже выпускают в Тольятти. Сейчас на предприятии готовят к запуску еще один агрегат. Производство увеличится на 70%. Для этого уже построили гранбашню — самое высокое здание в Тольятти.
Но санкции создали сложности не только с развитием производства, но и с обновлением оборудования, а также запчастей для агрегатов химической промышленности. Высокотехнологичные импортные детали либо отсутствуют, либо стоят очень дорого. На кемеровском "Азоте" решили не только искать им замену, но и делать комплектующие самостоятельно.
Сергей Кондратьев, главный инженер кемеровское акционерное общество "Азот": "Создаем свой инженерно-конструкторский центр, который позволит нам производить запчасти для своего оборудования уже здесь".
Не менее важны для аграриев калийные удобрения, которые помогают растениям пережить морозы, засуху и болезни. Прежде чем калий попадет в почву, его надо из-под земли добыть.
В Пермском крае находится крупнейшее российское месторождение калийной соли. В окрестностях Соликамска и Березников на глубине до 400 метров, по сути, раскинулись еще пять, но уже подземных городов-рудников. Общая протяженность шахт, штолен и выработок достигает десятков тысяч километров. Почти всю работу под землей выполняют с помощью российских машин.
Михаил Антаков, начальник подземного очистного горного участка рудника БКПРУ-4: "Отечественная техника хорошо себя зарекомендовала в работе. Комбайн, в нашем случае „Урал-20Р" — это Копейский машиностроительный завод, также в цепке с комбайном БПС-25 бункер-перегружатель. Тоже техника надежная, хорошо себя показала, воронежское производство".
Сильвинитовую руду поднимают на поверхность и отправляют на обогатительную фабрику. Там и получаются такие важные и нужные для сельского хозяйства удобрения. Только на рудниках Верхнекамского месторождения можно выпускать более 12 миллионов тонн хлористого калия в год.
Теперь для отечественных производителей главный вопрос — как экспортировать в условиях санкций? Россия обеспечивает около 15% мировых поставок удобрений. Если с калием проблем нет (в Санкт-Петербурге работает один из терминалов по отгрузке удобрений за границу), то с аммиаком вопрос открыт. Но для его решения на побережье Черного моря идет подготовка к строительству первого в России комплекса для экспорта аммиака. Новый перевалочный терминал обеспечит независимость морских перевозок от зарубежных портов.
Ринат Габитов, руководитель проекта "Тамань": "Раньше аммиак из России отгружался через порты Одессы и Латвии. Сейчас это стало невозможным. Чтобы наша продукция могла уходить на экспорт, с соответствующими налоговыми выплатами в бюджет государства строится этот терминал".
Инвестиции в проект составляют 60 миллиардов рублей. Для нового терминала планируют построить 50 километров железнодорожных путей, хранилища для жидкого аммиака, эстакаду и новый причал, способный принимать суда водоизмещением до 50 тысяч тонн. Безопасности комплекса уделяют особое внимание.
Сергей Шмелёв, руководитель направления по организации строительства проекта "Тамань": "Будут внедрены современные системы транспортной безопасности, которые будут исключать попадание посторонних лиц на всем протяжении объекта".
В Тамани появится более 500 рабочих мест и новая инфраструктура, построят детский сад и школу, а экспорт российских удобрений станет бесперебойным. Планируется, что терминал заработает уже в конце этого года.