Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Новые НПЗ для электрокаров.

26-11-2020, 17:10
Новости
Именно нефтепереработка наглядно иллюстрирует, как в мире меняется центр промышленного производства.
Мировая нефтепереработка меняет лидеров. Страны Юго-Восточной Азии уверенно обгоняют Старый Свет, в следующем году Китай по объему переработки нефти опередит даже США. В ЕС НПЗ преимущественно закрываются. Компании этот процесс стараются "прикрыть климатическим фиговым листом". Однако именно нефтепереработка наглядно иллюстрирует тот факт, что в мире безвозвратно меняется центр промышленного производства.
По информации агентства Bloomberg, Поднебесная становится лидером нефтепереработки: в ближайшее время Китай увеличит объем переработки нефти, а это значит, что через год-два он превзойдет США по этому показателю.
В октябре объем нефтепереработки в КНР установил исторический рекорд.
Reuters со ссылкой на данные Государственного статистического бюро (NBS) Китая сообщает, что в прошлом месяце страна переработала 59,82 млн тонн нефти, что соответствует показателю 14,09 млн баррелей в сутки. Это превышает сентябрьский показатель в 13,96 млн баррелей в сутки и превосходит предыдущий рекорд в 14,08 млн баррелей в сутки, установленный в июне. Агентство поясняет, что увеличение переработки связано с устойчивым спросом на бензин. Кроме того, уже в сентябре потребление авиатоплива на внутренних китайских рейсах приблизилось к уровню, существовавшему до пандемии коронавируса.
Китай уже ввел в эксплуатацию новый НПЗ в провинции Чжэцзян и планирует запустить еще четыре новых завода. По данным МЭА, их суммарная мощность может составить 1,2 млн баррелей в сутки.
Любопытно, что рекорды нефтепереработки Китая приходятся на весьма неблагоприятный для нефтяного рынка период. Мировой спрос на топливо снизился из-за кризиса, вызванного пандемией COVID-19, объемы добычи и переработки нефти тоже пошли вниз. Однако в Азии увеличить объем нефтепереработки намерены еще несколько стран. Например, не так давно премьер-министр Индии Нарендра Моди сообщил, что его страна уже через пять лет намерена довести объем продукции своих НПЗ с нынешних 250 млн тонн в год до 450-500 млн тонн. Об увеличении нефтепереработки стали говорить и в Индонезии.
В то же время НПЗ в США и Европе продолжают страдать от экономического спада — там производство только сокращается.
Например, недавно закрылся крупный нефтеперерабатывающий завод Royal Dutch Shell в штате Луизиана. Более того, в соответствии с планами Shell, компания собирается сократить количество своих действующих НПЗ с 14 до 6 в течение следующих четырех лет. В компании заявили, что ликвидация заводов — это часть стратегии перехода корпорации от основного нефтегазового бизнеса к альтернативной энергетике.
Petroineos собирается сократить мощность единственного в Шотландии НПЗ Grangemouth почти в три раза. В начале осени финская компания Neste заявила, что изучает возможность закрытия своих НПЗ в Наантали и преобразования заводов Порвоо в ВИЭ-мощности.
BP вместе с электроэнергетической компанией Дании Orsted подписали протокол о намерениях по производству зеленого водорода на базе НПЗ заводе Линген на северо-западе Германии. Это соответствует стратегии BP по трансформации международной нефтяной компании в интегрированную энергетическую компанию.
В соответствии с этой модной "зеленой стратегией" России уже предсказывают падение поставок энергоресурсов в ЕС. По мнению вице-президента ЛУКОЙЛа Леонида Федуна, в ближайшие 20 лет европейский нефтяной рынок может сократиться в два раза.
Складывается впечатление, что активное строительство НПЗ в странах Юго-Восточной Азии говорит о том, что там совсем не озабочены проблемами климата, а также развитием модных ныне возобновляемых источников энергии. Однако это совсем не так. Напомним, что Китай уже принял программу, согласно которой в стране к 2035 году будут запрещены продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а также резко увеличится выпуск электромобилей. Поэтому развитие нефтеперерабатывающих мощностей в КНР, а также их закрытие в США и ЕС никак нельзя объяснить заботой или наоборот наплевательским отношением к экологии.
Кстати, на фоне проблем европейских и американских НПЗ, российский сектор нефтепереработки выглядит достаточно устойчиво. Несмотря на мировой экономический кризис и, скажем мягко, не самый благоприятный налоговый режим, российские компании продолжают развивать данный сектор, пусть даже речь идет о ранее начатых проектах. И уж точно никто не говорит о необходимости переориентации НПЗ на ВИЭ. Поэтому, скорее всего, в основе процесса закрытия НПЗ в Европе и США лежат более глубокие экономические причины.
Китайские ВИЭ не противоречат экономическому росту
Главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов считает, что развитие нефтепереработки в КНР связано с тем, что после восстановления докризисного уровня в стране прогнозируется дальнейший рост потребления нефтепродуктов. "В КНР до сих пор сравнительно низкая автомобилизация — менее 200 автомобилей на душу населения, что ниже российского уровня в два раза, а уровня США — в 4 раза. Соответственно, сохраняется огромный потенциал роста автомобильного парка. По оценкам, до 2030 года Китай обеспечит около 40% всего увеличения автомобильного парка в мире. При этом „зеленая" политика в Китае не входит в противоречие с целью поддержания высоких темпов экономического роста. Поэтому, несмотря на активное развитие электротранспорта, Китай продолжает развивать нефтепереработку и выходит на лидирующие позиции в мире", — отметил эксперт.
Он указал, что в отличие от Китая в наиболее промышленно развитых странах не прогнозируется быстрое восстановление докризисного уровня потребления нефтепродуктов, при этом долгосрочные прогнозы спроса также заметно снизились по сравнению с прогнозируемыми в прошлом году показателями.
"Адаптируясь под сужение спроса, нефтяные компании оптимизируют структуру переработки, закрывая избыточные мощности в развитых странах, которые не могут быть эффективно использованы для поставок нефтепродуктов на растущие рынки развивающихся стран",
— считает Ежов.
Касаясь российского сектора нефтепереработки, эксперт напомнил, что все крупные российские компании продолжают реализовывать проекты по строительству мощностей вторичной переработки, направленные на повышение эффективности и глубины переработки нефтяного сырья: "В частности, на завершающей стадии находится строительство комплекса глубокой переработки на Омском НПЗ, на ТАНЭКО строятся установки второй очереди НПЗ. В условиях ужесточения конкуренция на рынках сбыта эффективность будет основным фактором сохранения конкурентоспособности переработки", — заметил Ежов.
А есть ли рост?
Тамара Канделаки, гендиректор компании "ИнфоТЭК-Консалт", профессор: не так давно китайская статистика нашла в стране несколько заводов, которые раньше не учитывались. "Это вопрос китайской статистики. В последнее время самые большие мощности были построены в Индии, после чего индийское топливо сразу потеснило российское на европейском рынке. Тем не менее, нефть в Индии все равно перерабатывают российскую. Поэтому это вопрос научно-технической политики", — указала эксперт.
Что касается европейских нефтеперерабатывающих мощностей, Канделаки отметила, что процесс закрытия НПЗ в странах ЕС идет уже давно: "В ЕС закрыли уже все, что могли, ликвидировали даже современные заводы, отвечающие всем экологическим нормам. Причина этого в очень сильном политическом лобби "зеленых", — пояснила эксперт.
По ее мнению, в России имеющиеся мощности полностью обеспечивают внутренний рынок топлива и экспорт:
"При этом в результате длительного периода налоговых маневров из России выгоднее экспортировать нефть, чем перерабатывать ее на отечественных НПЗ",
— напомнила Канделаки.
Европейские НПЗ боятся "зеленых"
Независимый эксперт Вячеслав Мищенко пояснил, что Китай как государство и экономика гораздо легче проходит сложный ковидный период: "На примере КНР мы видим правильное взаимодействие властей, бизнеса и граждан по прохождению пандемии. За счет этого в стране сохранился на определенном уровне спрос, там идет активное потребление нефти. Поэтому и нефтепереработка сохраняется на приличном уровне. ВСТО работало с нормальной базовой нагрузкой весь год. Китайское направление очень сильно выручило российские компании", — указал эксперт.
Он отметил, что в то же время европейская нефтепереработка чувствует себя плохо, поскольку в ЕС есть избыточные мощности, а спрос на топливо из-за локдаунов находится на очень низком уровне: "В последние 20 лет нефтепереработка в Европе развивается по синусоиде. При хорошей марже на европейских заводах проводилась модернизация, углублялась переработка. Когда стоимость нефти была высокой, маржа падала, нефтепереработка начинала умирать, мощности распродавались. Именно в такой период низкой маржинальности в конце нулевых и начале десятых годов российские компании активно скупали европейские НПЗ. В 2014-15 году цены на нефть упали, и европейская нефтепереработка опять задышала. Сейчас ее давит низкий спрос", — рассказал Мищенко.
Тем не менее эксперт подчеркнул, что в мире за последние пять лет наблюдается избыток нефтеперерабатывающих мощностей: "Поэтому владельцы европейских НПЗ, просчитывая будущую экономику проектов, особенно в свете климатической политики ЕС, заранее объявляют о перепрофилировании заводов", — считает Мищенко.
Нефтехимия как драйвер роста
Существует также мнение, что рост объемов нефтепереработке в Юго-Восточной Азии связан скорее с растущим спросом на нефтепродукты, используемые для производства пластмасс. На них, по данным аналитиков Wood Mackenzie, будет ориентировано 70-80% всех перерабатывающих мощностей, которые планируется ввести в эксплуатацию до 2027 года. Заметим, что резкий рост производства электромобилей, который будет сопровождаться увеличением потребления пластмасс, вполне вписывается в данную картину прогнозируемого спроса на продукцию новых НПЗ и еще раз подтверждает гипотезу о том, что транспорт на электротяге приведет к увеличению потребления углеводородного сырья в мире.
Теги: