Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Транзит – точка роста экономики, - Кайрат Саурбаев, генеральный директор АО "КТЖ-Грузовые перевозки".

13.11.2018, 16:16
Новости
Реализация транзитного потенциала является одним из приоритетных направлений экономической политики Казахстана. Государственные программы нацелены на формирование эффективных путей использования транзитных возможностей страны.
О реализации задач, поставленных в Послании Главы государства по развитию транспортно-логистического сектора, наращиванию грузовых перевозок, доведению объема транзитных контейнерных поездов до 2 млн. ДФЭ в 2020 году, рассказывает генеральный директор АО "КТЖ-Грузовые перевозки" Кайрат Саурбаев.
- Казахстан, находясь в сердце Евразии, динамично развивается как современный транзитный хаб. Выгодное географическое положение позволяет нам связывать Европу и Азию межгосударственными транспортными коридорами. По нашей территории проходят шесть международных трансконтинентальных транзитных коридоров. При этом их казахстанская архитектура формируется в условиях жесткой конкуренции.
Следует отметить, что около 70% всего сухопутного транзита Китай - Европа-Китай в настоящее время проходит через нашу страну.
Для исполнения поручения Главы государства создаются все необходимые условия для роста конкурентоспособности трансказахстанских коридоров. Обеспечивается ежегодный прирост транзитных контейнерных поездов в направлении Восток – Запад.
По итогам 9 месяцев 2018 года через территорию Казахстана проследовало 3 163 контейнерных поезда. Увеличение в направлении КНР-Европа составляет 1,4 раза, в обратном – в 1,8 раза.
До конца года перед нами стоит задача довести объем контейнерных транзитных перевозок до 526 тыс. ДФЭ, уровень обратной загрузки – до 70%, а доходы от транзита – до 40%.
К 2020 году объем транзитных контейнерных перевозок через нашу страну планируется увеличить в 10 раз – до 2 млн. ДФЭ. С логистической точки зрения транспортировка грузов по железной дороге через РК в три раза быстрее, чем транспортировка морем, и почти в 10 раз дешевле, чем воздушным транспортом.
Для успешного решения поставленных задач, благодаря мощной государственной поддержке, в Казахстане созданы базовые инфраструктурные условия для транзита в качестве высокодоходного источника поступлений в экономику.
В рамках реализации программы "Н?рлы жол" выстраивается современная система транзитно-транспортных коридоров, обеспечивающих безопасные и более короткие пути к крупнейшим рынкам континента.
За последние несколько лет построено 2 500 км новых железных линий. Для увеличения пропускной способности ключевого транзитного участка построены вторые пути на участке Алматы-Шу.
Внутри и за пределами Казахстана формируется опорная сеть логистических центров в ключевых пунктах консолидации и дистрибуции грузопотоков на Евразийском континенте.
Для наращивания транзитных грузопотоков в Центральной Азии активно развивается сотрудничество с грузоотправителями и железнодорожными администрациями Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Туркменистана. С Узбекистаном и Туркменистаном ведется совместная работа по росту объемов перевозок в направлении Афганистана и Ирана.
С железнодорожными администрациями вовлеченных стран в течение года проводятся переговоры по тарифным условиям, благоприятно влияющим на усиление казахстанского экспорта и транзита через территорию РК. Их первые результаты – привлечение в транзитном сообщении дополнительных объемов перевозок, в том числе: зерна и черных металлов из России в Иран, железной руды из России в Узбекистан, кокса нефтяного и удобрений из России в Китай, химикатов из Узбекистана в Турцию.
Для обеспечения динамики роста объемов транзитных перевозок мы продолжаем активную работу в рамках стратегических альянсов по основным транспортным коридорам.
Совместно с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, Российской и Белорусской железными дорогами, ведется успешная работа в рамках Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК).
Совместно с ОТЛК на пространстве 1520 реализован комплексный план по развитию транзитного сервиса за счет оптимизации порожних пробегов, планирования перевозок, а также паритетной тарифной политики стран ЕАЭС без снижения тарифов на транзит по территории Казахстана.
Разработаны дополнительные маршруты по участкам Алтынколь/Достык-Семиглавый Мар и Алтынколь/Достык – Аксу. Оптимизирована комплексная ставка на маршруте Достык-Брест/Алтынколь – Брест за счет вагонной составляющей, что позволяет конкурировать с альтернативными маршрутами и сохранить двукратный рост объемов грузоперевозок.
Проводится планомерная работа в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). В настоящее время налажены регулярные отправки томатной пасты из Китая в Италию и казахстанских зерновых грузов в направлении Турции. Дополнительный импульс экспортным контейнерным перевозкам по маршруту ТМТМ придал запуск паромного комплекса Курык и железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс. Это обеспечивает осуществление прямых перевозок по железной дороге до южных и западных портов Турции, выход к Средиземному морю. Способствует контейнеризации ряда зерновых грузов Казахстана в экспортном сообщении. В 2018 году перевезено 1483 контейнеров с казахстанскими зерновыми грузами по новой линии Баку – Ахалкалаки – Карс в Турцию.
Совместно с иранскими и туркменскими железнодорожниками продолжается работа по развитию ж/д магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран и привлечению дополнительных объемов перевозок путем предоставления конкурентоспособных тарифных комплексных ставок по территории этих государств, в том числе в контейнерах по маршруту Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран. В этом году организован пропуск 12 контейнерных поездов.
В сфере транзитных перевозок грузов по территории Казахстана, для привлечения дополнительных грузопотоков, реализуется гибкая тарифная политика. Утверждены льготные тарифные условия более чем на 20 позиций грузов.
В целях формирования благоприятного логистического климата РК проводится большая работа по внедрению системы e-freight, совершенствованию нормативно-правовой базы, оптимизации таможенных процедур, ускорению пересечения границ за счет сокращения объема бумажного документооборота, предоставления услуг по отслеживанию грузов.
Так, с целью упрощения таможенных процедур на внешних границах Таможенного союза и ускорения проведения таможенных операций на пунктах пропуска проводятся работы по интеграции информационных систем Комитета государственных доходов Министерства финансов и АО "КТЖ-Грузовые перевозки".
В настоящее время проведена интеграция информационных систем в части подачи предварительной информации в качестве электронной копии транзитной декларации, что позволило существенно увеличить скорость прохождения таможенных формальностей на пограничных пунктах пропуска.
Внедрен проект "Автоматизированная система управления "Договорная и коммерческая работа" (АСУ ДКР). На сегодняшний день в ней работают около 7 000 сотрудников, зарегистрировано более 35 000 внешних клиентов, автоматизирована работа на 456 грузовых станциях. Месячное планирование перевозок, а также декадное, в том числе корректировка объёмов погрузки осуществляется в АСУ ДКР по всему Казахстану исключительно в электронном виде. Реализовано оформление электронных перевозочных документов по всей сети по всем видам сообщении на 100%.
В пилотном режиме осуществляются перевозки по направлениям Екибастуз 2 – Малорефтинская (международное сообщение) и Нура-Топар (внутриреспубликанское сообщение) полностью по безбумажной технологии.
Завершены работы по организации электронного обмена информации с ОАО "РЖД". До конца года планируется организация электронного обмена информацией с Китаем, Азербайджаном и Кыргызстаном, а с 2019 по 2020 года в этот перечень стран добавится Узбекистан и Туркменистан.
В сфере грузовых перевозок реализовал сервис по онлайн отслеживанию грузов, который предоставляет возможность клиентам получать информацию о месте нахождения вагонов и контейнеров в режиме онлайн.
С 2017 года для обеспечения сохранности перевозимых грузов дополнительно устанавливаются электронные замки, обеспечивающие контроль за состоянием грузов в пути следования. Это позволяет исключить случаи несанкционированного доступа к перевозимым в контейнерах грузам.
Одним из наших приоритетных проектов является также проект "Электронный поезд". Его цель - повышение конкурентоспособности контейнерных перевозок на маршруте Китай-Европа путем оптимизации документооборота международных грузовых перевозок с использованием электронных перевозочных и коммерческих документов.
С целью создания единой технологии перевозочного процесса и повышения эффективности международных транспортных коридоров в рамках ТМТМ ведется работа по организации электронного обмена данными в объеме накладной СМГС с Азербайджаном.
Все это способствует продвижению казахстанской продукции на внешние рынки, совершенствованию процессов экспортных отправок, развитию мультимодальных схем. В итоге, существенно расширяется география казахстанского экспорта.
Реализация стратегии развития транспортно-логистического сектора позволила улучшить качество услуг и позицию Казахстана в международном логистическом рейтинге (Logistics Performance Index - LPI) на 17 позиций в сравнении с итогами 2014 года (с 88 на 71 место). Это является лучшим показателем среди стран СНГ. Совершенствование процессов организации перевозок отразилось на росте позиций по показателям: простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам и возможность отслеживать и контролировать груз.
Теги: