Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

"Доля газа в энергобалансе РФ будет расти, как и спрос на цифровые решения для газовых проектов".

Андрей Осипцов, д.ф.-м.н., профессор и директор Проектного центра по энергопереходу Сколковского института науки и технологий (Сколтех)
Какие цифровые продукты необходимы российским нефтегазовым компаниям с учетом меняющейся международной обстановки, энергоперехода и других трендов в отрасли?
- Первый значимый шаг к началу импортозамещения в сфере ПО для нефтегазовой отрасли был сделан в 2014 году после первых секторальных санкций со стороны США и ЕС. Было выделено значительное финансирование в рамках федеральных целевых программ Министерства образования и науки РФ на научную работу по разработке прототипов расчетного ядра симуляторов, а также в программах инновационного развития отечественных нефтегазовых компаний были заложены затраты на развитие собственного программного обеспечения.
К моменту существенного ужесточения санкций в 2022 году на фоне усложнения международной геополитической обстановки можно сказать, что российский нефтегазовый сектор был уже подготовлен. Работа по импортозамещению к тому моменту велась активно уже 8 лет и была создана линейка отдельных образцов программного обеспечения для дизайна нефтесервисных работ и планирования разработки месторождения. В этом смысле введение санкций не вызвало такого сильного шока, как в других отраслях. В частности, стоит упомянуть симуляторы для дизайна технологии ГРП: "РН-ГРИД" (создан во внутрикорпоративной структуре инновационного развития компании ПАО "НК "Роснефть") и "КиберГРП" (создан консорциумом научных организаций, в том числе МФТИ и Сколтех, с индустриальным партнером ПАО "Газпром нефть"), симулятор MUFITS для геологического хранения СО2 в подземных пластах (НИИ механики МГУ) и ряд других. В то же время в РФ пока что отсутствует полноценное платформенное решение, которое бы позволяло наладить совместное использование отдельных (standalone) симуляторов в едином цикле освоения месторождения, где исходные геологические данные подаются на вход симулятору бурения, полученные траектории скважин – на вход симулятору ГРП, созданная геометрия трещин – симулятору вывода на режим и долгосрочной добычи и так далее (как пример такой платформы упомянем Petrel от международной нефтесервисной компании Schlumberger).
С учетом определенного давления на величину отпускной цены на сырую нефть наиболее приоритетной становится работа по повышению эффективности и снижению стоимости нефтесервисных работ. В этих условиях технологическое лидерство переходит от сервисных компаний к компаниям-операторам, которые с развитием средств проектирования берут на себя лидирующую роль в выборе дизайнов, а сервисным компаниям остается техническое исполнение. Это, конечно, не касается дорогостоящих и специальных операций (сложные скважины с протяженными горизонтальными участками).
Если говорить о приоритетах дальнейшего развития, то с учетом глобального энергоперехода в энергобалансе нашей страны постепенно будет уменьшаться доля нефти и увеличиваться доля газа (в том числе из газоконденсатных Ачимовских отложений), а, значит, на первый план будут выходить цифровые решения для газовых проектов. В части внедрения методов искусственного интеллекта ключевой проблемой остается качество и доступность полевых данных, на которых можно было бы проводить обучение моделей. Важнейшим шагом на пути внедрения методов ИИ в нефтегазовой отрасли должно стать развитие внутрикорпоративной инфраструктуры для сбора, оцифровки, валидации, хранения и последующего анализа полевых данных с нефтегазовых месторождений.

Теги: Роснефть, Газпромнефть, Газпром нефть, КиберГРП, РН-ГРИД