"Венталл": особенности строительства из металлоконструкций в нефтяном секторе, чего хочет ТЭК.
Пока мир подвергается серьёзной встряске — введению 5 декабря 2022 года фактического "страхового" эмбарго на российскую нефть, отечественная отрасль достаточно стабильна. Так, по итогам трёх кварталов (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) добыча нефти и СПГ существенно не изменилась и даже продемонстрировала небольшую положительную динамику: СПГ — на 11,9 %, нефть — на 2,8 %.
Однако вряд ли такая ситуация сохранится и в будущем году. Вероятнее всего, добычу придётся сокращать: по пессимистичному экспертному прогнозу, уже в январе 2023 года она снизится до 8,6 млн баррелей в сутки с нынешних примерно 10. Но при этом долгосрочные задачи развития отрасли никуда не делись. Более того, с учётом прогнозируемого дефицита энергоносителей в перспективе минимум ближайших пяти лет поддержание действующих и инициация новых проектов является вопросом жизненно важным как для "нефтянки" в частности, так и для России в целом.
"В зависимости от развития событий отрасли, — считает Кирилл Мельников, руководитель Центра развития энергетики, — возможно, придётся и будет экономически целесообразно снижать добычу, а затем резко увеличивать её (по возможности). Это означает, что необходимо будет сосредоточиться на небольших проектах либо на проектах повышения эффективности действующих нефтяных активов, которые можно реализовать в пределах двух-трёх лет".
Но сегодня, несмотря на достаточно высокую (выше 10%) рентабельность, нефтяная отрасль не входит в число полностью финансово устойчивых и по-прежнему является достаточно высокорисковой и серьёзно зависящей от заёмных средств. Так, коэффициент текущей ликвидности (current ratio) в ней уже несколько лет не превышает 1,1, в то время как нормальным принято считать показатель от 1,5 до 2,5. Следовательно, любые новации имеют вполне реальные и жёсткие временные ограничения: они должны как можно быстрее начать окупаться, поэтому даже несколько месяцев задержки могут стать фатальными, особенно на "коротких" (в горизонте нескольких лет) проектах.
"Для этого сектора ТЭК критически важна скорость строительства — она определяет скорость отдачи инвестиций, которые во многом являются здесь заёмными, — комментирует Дмитрий Юрьев, коммерческий директор по проектным продажам холдинга "Венталл", российского лидера в производстве металлоконструкций для промышленного и гражданского строительства. — Фактически на каждый этап закладывается около месяца. Это определяет крайне высокие темпы, которые сегодня может обеспечить только строительство из металлоконструкций: лишь они позволяют возвести необходимую для добывающей отрасли инфраструктуру (эстакады, подконструкций, жилые здания) — быстро. Принимая во внимание, что большинство проектов "нефтянки" реализуется в Приполярье и прямо зависит от погоды и возможностей навигации для доставки, любой срыв сроков может повлечь резкое удорожание работ. С учётом, что доля самих металлоконструкций (МК) в общей стоимости проектов не превышает 1%, время точно важнее таких затрат".
Эксперт отмечает, что требования к решениям из металлоконструкций у участников отрасли существенно отличаются от обычных.
Среди важнейших особенностей МК при реализации проектов нефтяникам нужны:
отсутствие сварочных работ на площадке — конструкции надлежит монтировать с помощью крепежа;
точность исполнения;
высокое качество окраски и многослойность покрытия, а также тщательная очистка поверхности металла перед покраской.
"Венталл" имеет значительный опыт поставки для нефтегазовой промышленности: её доля в портфеле заказов достигает 40%, а среди знаковых объектов — Сибур, "Арктик СПГ" и многие другие. И сейчас холдинг продолжает считать направление приоритетным, несмотря на существующую турбулентность.