Положить Запад на лопатки: когда у нас появится своя газовая турбина большой мощности.
Производство газовых турбин большой мощности (ГТБМ) для России стало задачей государственной важности. Значимость проектов, связанных с развитием этого сектора энергомашиностроения, подчеркнул вице-премьер РФ, глава Минпромторга Денис Мантуров, выступая в Госдуме с программной речью о поддержке отечественных промышленников на фоне западных санкций. Однако большими успехами в этом направлении российские производители похвастать пока не могут — у страны до сих пор нет собственной работающей ГТБМ, в отличие от турбин малой и средней мощности. Когда же у нас наступит светлое "турбинное" будущее, разбирался журналист "ЭПР".
Начали с малого
С производством газовых турбин малой и средней мощности в России дела обстоят намного лучше, чем с созданием ГТБМ. Возможно, причина в том, что предприятия, выпускающие это оборудование, значительно раньше своих "старших товарищей" начали техническое перевооружение.
Сейчас в производстве турбин малой мощности существенную нишу занимают предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Прежде всего, это компания "ОДК — Газовые турбины", базирующаяся в городе Рыбинске Ярославской области, — головное подразделение Объединенной двигателестроительной корпорации по производству энергетических и газоперекачивающих агрегатов и комплексному строительству объектов энергогенерации.
"ОДК–ГТ" выпускает газотурбины мощностью от 2,5 до 25 МВт, газоперекачивающие агрегаты мощностью до 25 МВт, газопоршневые электростанции производительностью от 0,6 до 18 МВт.
Ключевым партнером компании является "Газпром", который активно использует рыбинские турбины на газоперекачивающих комплексах и на объектах собственной генерации.
Турбины небольшой мощности производят и другие предприятия ОДК, в частности "ОДК– Пермские моторы". Предприятие выпускает промышленные газотурбинные установки для электростанций и транспортировки газа.
Еще один крупный игрок на рынке турбин малой и средней мощности — компания "РЭП Холдинг". Наиболее известный ее продукт — турбины "Ладога" мощностью 32 МВт, которые выпускаются на Невском заводе. В 2008 году завод приобрел лицензию для производства газовой турбины у компании General Electric и с 2010 года запустил ее в серийное производство.
Отдельно можно отметить Уральский турбинный завод (УТЗ). Это предприятие больше специализируется на выпуске паровых теплофикационных турбин. Однако оно активно занимается и обслуживанием газовых турбин в составе парогазовых установок (ПГУ).
В Рыбинске, который стал настоящим центром отечественного турбиностроения, выпускают и более мощные агрегаты. Компания "Русские Газовые Турбины" — совместное предприятие General Electric и ПАО "Интер РАО" — производит и осуществляет сервисное обслуживание высокоэффективных газотурбинных установок мощностью 80 МВт, которые успешно применяются на многих российских ТЭЦ, в частности на Казанских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Курганской ТЭЦ.
"Тектонические сдвиги на внешнем контуре сектор турбин малой и средней мощности России почти не затронут, — уверен заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. — ОДК выпускает абсолютно достойные турбины мощностью 10–25 МВт, которые хорошо покупаются отечественными предприятиями. И, что важно отметить, — они хорошо покупались и ранее, в 2018–2021 годах. "РЭП Холдинг", который работает в тесной кооперации с "Газпромбанком", закрывает потребности в оборудовании для газоперекачивающих станций".
Василий Киселев, директор Ассоциации "Сообщество потребителей энергии":
"К сожалению, был выбран самый сложный, дорогостоящий и долгий путь — собственная разработка турбин. Было бы оптимальнее своевременно произвести трансфер технологий, например, в период ввода энергоблоков по программе ДПМ, тем более что мировой рынок турбин большой мощности неуклонно сжимался. Но сейчас ситуация осложнилась, и определенности относительно сроков, объемов и качества отечественных турбин стало еще меньше".
В этом секторе есть и зарубежное оборудование производства Siemens, Alstom и General Electric, отметил эксперт. Однако полный переход на отечественные аналоги, если он потребуется, пройдет здесь достаточно спокойно. Может быть, возникнут вопросы, связанные с обслуживанием уже имеющихся зарубежных образцов, но их в состоянии решить ремонтные подразделения российских компаний.
Лучше поздно, чем никогда?
Серьезное отставание российских энергомашиностроителей от западных коллег наблюдается в производстве газовых турбин большой мощности (ГТБМ) — более 100 МВт. Как отмечают эксперты, эта проблема появилась не вчера. В тяжелые 1990-е годы компетенции по производству этого сложного оборудования в стране были потеряны, и такие турбины стали приобретать у мировых лидеров — компаний Siemens и General Electric. В основном для электростанций с современными парогазовыми установками (ПГУ), которые отличаются высоким КПД.
Попытку вернуться на рынок газовых турбин большой мощности Россия предприняла в 2017 году после скандальной истории с поставкой турбин Siemens в Крым. Благодаря активности Минпромторга РФ из бюджета выделили 7 млрд рублей, которые должны были пойти на разработку двух линеек отечественных турбин мощностью 60–80 МВт и 150–180 МВт с КПД не менее 35%. Часть продукции планировали отправлять на экспорт, часть — на модернизацию старых ТЭС. Однако за пять прошедших лет у России так и не появилась собственная работающая турбина большой мощности.
После введения более жестких западных санкций в 2022 году и ухода с отечественного рынка зарубежных компаний-производителей в России вновь заговорили о необходимости скорейшего появления отечественных ГТБМ. Однако эксперты полагают, что техническое перевооружение в этом секторе надо было проводить раньше. Быстрое импортозамещение — не самый эффективный сценарий, связанный с производством такого сложного оборудования.
"К сожалению, был выбран самый сложный, дорогостоящий и долгий путь — собственная разработка турбин. Было бы оптимальнее своевременно произвести трансфер технологий, например, в период ввода энергоблоков по программе ДПМ, тем более что мировой рынок турбин большой мощности неуклонно сжимался, — считает директор Ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев. — Но сейчас ситуация осложнилась, и определенности относительно сроков, объемов и качества оте-чественных турбин стало еще меньше. В этих условиях энергокомпании и регуляторы заговорили об экономии ресурса импортных турбин, из чего мы делаем вывод, что у них, по-видимому, нет твердой уверенности в появлении отечественных турбин на замену импортного оборудования в обозримом будущем".
При этом часть компаний, особенно тех, кто связан с зарубежными компаниями, может сойти с дистанции. По словам генерального директора Siemens Energy AG Кристиана Бруха, соблюдение санкций и приостановка российского бизнеса наносит ей ущерб в 300–400 млн евро выручки.
Как отмечает Сергей Кондратьев, в отличие от Siemens, General Electric не приняла формального решения о сворачивании своих российских активов. Однако в ситуации вокруг "Русских Газовых Турбин" — совместного предприятия американской компании с "Интер РАО", которое выпускает ГТБМ по лицензии GE, тоже много неопределенности.
Сергей Кондратьев, заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов:
"Если мы столкнемся с тем, что обслуживание таких турбин будет затруднено, то перед компаниями и регуляторами встанет много сложных дилемм. Возможно, придется принимать решение о консервации оборудования".
То, что крупнейшие зарубежные производители сворачивают свою деятельность в России, дает отечественным энергомашиностроителям шанс занять рынок. Однако сделать это не так-то просто. Производство ГТБМ невозможно без большой подготовительной работы. С этим, в частности, связаны задержки в реализации крупного проекта "Объединенной двигателестроительной корпорации" — турбины ГТД-110М. Новая турбина не прошла всех необходимых тестов, поэтому до выхода в серию этого оборудования говорить еще рано.
Три плюс один
По проектам по производству турбин большой мощности в России пока много неопределенности. До сих пор, к примеру, окончательно не ясен круг компаний, которые будут участвовать в этом процессе. Речь идет и о зарубежных производителях турбин. По словам Сергея Кондратьева, к традиционным трем лидерам в этом секторе (компаниям "Сименс технологии газовых турбин", "Русским Газовым Турбинам" и ОДК) добавился четвертый игрок — "Силовые машины" (Санкт-Петербург), которая в последние годы активно разрабатывает собственные проекты по производству газовых турбин большой мощности ГТЭ-65 и ГТЭ-170. Программа по выпуску этого оборудования получила особую поддержку государства.
По словам генерального директора компании "Силовые машины" Александра Конюхова, разработку собственной технологии и создание цепочки поставщиков предприятие ведет с 2018 года. Первая поставка ГТЭ-170 из отечественных компонентов намечена на 2023 год. В планах — в 2026 году нарастить объем до 12 турбин. А на мощность в восемь единиц предприятие планирует выйти уже в конце 2024 года. Создание производственной линии мощностью восемь турбин в год потребовало инвестиций на сумму 14 млрд рублей, 2 млрд из которых — средства федерального фонда развития промышленности (ФРП).
Проект "Силовых машин" поддержал вице-премьер РФ, глава Минпромторга Денис Мантуров, заявивший о сокращении сроков испытания нового оборудования. "В интересах российской электроэнергетики мы сжимаем сроки испытаний и выхода на серию больших турбин 65 и 170 МВт", — отметил он, выступая в Госдуме 15 июля 2022 года. Тем самым подчеркнув особую значимость для страны появления собственного производства турбин большой мощности.
Большие надежды
Как рассказали "ЭПР" в Минпромторге России, особые надежды у государства связаны с программами по производству газовых турбин большой мощности, которые реализуют "Объединенная двигателестроительная корпорация" и компания "Силовые машины". "Компетенции в производстве газовых турбин большой мощности имеются у АО "ОДК" и АО "Силовые машины", — отметили в пресс-службе министерства. — АО "ОДК" осуществляет разработку, производство и послепродажное обслуживание широкого ряда газотурбинных двигателей. В части газовых турбин большой мощности АО "ОДК" завершает разработку ГТД-110М мощностью 115 МВт, в настоящее время данный агрегат находится в опытно-промышленной эксплуатации.
В свою очередь АО "Силовые машины" при поддержке Минпромторга России реализует комплексный проект "Создание производства газовых турбин большой мощности". В рамках данного проекта разрабатывается и создается производство ГТЭ-65.1 мощностью 67,7 МВт и ГТЭ-170 мощностью 171 МВт".
О сроках и рисках
Когда в России полноценно заработает хотя бы одна собственная турбина большой мощности? "Сроки, названные руководством "Силовых машин", вполне реальны, — считает Сергей Кондратьев. — Через 2–3 года это оборудование может быть запущено в серию. Однако вопрос или даже интрига — кто получит новые турбины? Потенциальных заказчиков довольно много. Из-за западных санкций потребность станций в таком оборудовании велика. Я не исключаю того, что придется даже сдвигать программу "КОМмод" по модернизации старых ТЭС на 2–3 года вперед. Отмечу, наши генераторы привыкли к работе с зарубежными производителями турбин по программе обслуживания "все включено". У "Силовых машин" есть опыт в этом направлении. Поэтому, я уверен, они справятся с такой задачей".
Что касается рисков, связанных с обслуживанием зарубежных турбин большой мощности, то, по мнению Сергея Кондратьева, они проявятся в течение ближайшего года. "Если мы столкнемся с тем, что обслуживание таких турбин будет затруднено, то перед компаниями и регуляторами встанет много сложных дилемм. Возможно, придется принимать решение о консервации оборудования". Сейчас такие сценарии обсуждаются в Минэнерго России.
За помощью — к российским производителям
Появления у России собственных газовых турбин большой мощности, обеспечивающих высокий КПД при работе станций, ждут и генераторы. По словам заместителя генерального директора ПАО "Т Плюс" по производству и строительству — главного инженера Дениса Уланова, в парке оборудования "Т Плюс" сейчас находится 17 энергоблоков, оснащенных иностранными газовыми турбинами. Это составляет порядка 7% от установленной электрической мощности компании. В первую очередь уход иностранных производителей повлиял на сервисное обслуживание этого оборудования.
"В текущей ситуации генерирующие компании лишились возможности привлекать зарубежных специалистов. Также возникли сложности с необходимыми запчастями и расходными материалами, — отметил он. — Чтобы решить эти проблемы, мы активно развиваем собственные компетенции и прорабатываем варианты сотрудничества с отечественными производителями".
По словам Дениса Уланова, в нынешних условиях компания будет ориентироваться на все имеющиеся в стране возможности и технологии. Однако упор все равно будет сделан на развитие компетенций внутри "Т Плюс".
Чтобы минимизировать потери от ухода западных производителей турбин, Денис Уланов предлагает как минимум расширить программы по импортозамещению и усилить параллельный импорт в сфере необходимых запчастей.
"Нужны целевые программы в сфере ТЭКа, в том числе льготное кредитование или субсидирование, а также консолидация потребностей внутреннего рынка, чтобы оценить объемы необходимого оборудования", — подчеркнул он.