Доходы бюджета упали второй месяц подряд.
Доходы федерального бюджета снизились второй месяц подряд в годовом выражении — в августе на 11% после 26% в июле, раскрыл Минфин. Сократились как нефтегазовые поступления, так и ненефтегазовые
Доходы федерального бюджета в августе 2022 года снизились примерно на 11% в номинальном выражении по сравнению с августом 2021 года (до 1,83 трлн руб.), следует из данных, раскрытых 12 сентября Минфином, и расчетов РБК. Это второй месяц подряд, когда общие доходы бюджета сокращаются в годовом выражении. В июле их падение достигало 26%.
К концу августа потребительские цены были на 14% выше, чем год назад. Поэтому с поправкой на инфляцию доходы бюджета снизились бы еще сильнее.
Доходы несколько повысились по сравнению с июлем, когда они составляли 1,76 трлн руб. Также второй месяц подряд снижаются в годовом выражении одновременно и нефтегазовые поступления федерального бюджета, и ненефтегазовые.
Данные об исполнении бюджета за август предварительные и могут быть пересмотрены позднее. Окончательные данные учитывают сведения о бюджетных операциях, произведенных минуя счета Федерального казначейства, в том числе зарубежных.
Профицит бюджета сжимается
Дефицит бюджета в августе составил 344 млрд руб. — после уточненного дефицита в размере 1 трлн руб. за июль. По итогам восьми месяцев года все еще сохраняется профицит в 137,4 млрд руб., однако за весь год бюджет будет в дефиците, который составит до 2% ВВП, оценивал в июне министр финансов Антон Силуанов (2,9 трлн руб., исходя из августовской оценки Минэкономразвития по номинальному ВВП этого года).
По словам президента Владимира Путина, расходы бюджета в этом году превысят прошлогодние на 20%. Исходя из этого (Путин не назвал сумму), расходы могут достичь 29,7 трлн руб. — на 6 трлн руб. больше, чем предусматривалось законом о бюджете, утвержденным в декабре прошлого года. Текущий план Минфина по расходованию средств в этом году — 27,6 трлн руб.
Доходы от нефти и газа
Нефтегазовые поступления федерального бюджета в августе составили 671,9 млрд руб. (минимум с середины 2021 года), что на 3,4% меньше, чем в августе прошлого года. По сравнению с июлем нефтегазовые доходы снизились на 13%, что связано в первую очередь с поступлениями налога на дополнительный доход от добычи углеводородов: они снизились до 42,8 млрд руб. по сравнению с 306,3 млрд в предыдущем месяце. НДД — квартальный налог, который в норме уплачивается в первый месяц каждого квартала по итогам предыдущего.
По данным Минфина, средняя цена на нефть российского сорта Urals на мировых рынках в августе снизилась до $74,7 за баррель против $78,4 за баррель в июле. "Санкционная" скидка на российскую нефть Urals относительно мирового бенчмарка Brent в последнее время уменьшилась до $18–25 на баррель, тогда как весной достигала $30–40. Однако страны G7 намерены до декабря 2022 года ввести предельные цены на российскую нефть и нефтепродукты, что в одном из сценариев приведет к расширению дисконта на российскую нефть (даже если нейтральные страны не присоединятся к формальному ограничению цен, они могут запросить дополнительные скидки).
Рост внутреннего НДС
Ненефтегазовые доходы в августе опустились до 1,157 трлн руб. — на 14% по отношению к показателю того же месяца прошлого года. В частности, сборы НДС на импортные товары сократились почти на 26% в годовом выражении, что отражает спад импорта товаров в Россию на фоне санкционного давления.
Вместе с тем импорт в Россию восстанавливается в помесячном выражении, на что указывает замедление спада поступлений "импортного" НДС (в июле он достигал почти 40% к прошлому году). На пике в апреле спад импорта составлял 38% в годовом выражении, тогда как в июле он сократился до 24%, за неполный август — на 13%, оценивала главный экономист "Ренессанс Капитала" по России и СНГ Софья Донец в начале сентября, отмечая, в частности, рост поставок в Россию из Китая и Турции летом в годовом выражении.
Однако поступления внутреннего НДС увеличились на 86% относительно августа 2021 года, до 428,1 млрд руб. (в августе прошлого года было около 230 млрд руб.). В пресс-службе Минфина РБК ответили, что "внутренний НДС — квартальный налог, соответственно, давать оценку его зачисления целесообразно по итогам квартала, а не на основании нескольких месяцев".
Уплате в бюджет подлежит разница между "входящим" и "исходящим" НДС, предприятие имеет право вычесть "входящий" НДС, то есть тот, который включен в цену закупаемых компанией сырья, материалов, услуг. В январе—апреле 2022 года объем возмещения НДС из бюджета увеличился на 72% к тому же периоду годовой давности, сообщала Федеральная налоговая служба; более свежие данные не публиковались. В августе возвраты квартального НДС могли снизиться, из-за чего общая сумма налога, поступившая в бюджет, могла вырасти.
"Колебания НДС, скорее всего, носят технический характер: они могли возникнуть из-за сдвигов по сборам, пересчетам и возвратам в этом году относительно прошлого года", — сказала РБК Донец.
Также поступления от федеральной части налога на прибыль выросли на 11% в годовом выражении, до 127,7 млрд руб.
Сокращение "прочих" доходов
Итоговое сокращение ненефтегазовых доходов в августе связано со снижением "прочих", неналоговых доходов, куда входят дивиденды госкомпаний, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от продажи государственных активов и т.д. По данным Минфина, прочие доходы сократились в 2,3 раза по сравнению с августом прошлого года — до 222,7 млрд руб. В базу августа прошлого года (520,7 млрд), в частности, входили перечисленные дивиденды госкомпаний на сумму 243 млрд руб., однако в этом году бюджет получит почти в два раза меньше дивидендов от госкомпаний по сравнению с 2021 годом, оценивали в августе "Ведомости". В том числе не будут в этом году выплачивать дивиденды госбанки — Сбербанк и ВТБ.
Расходы федерального бюджета за январь—август достигли 17,5 трлн руб., на 6 сентября — уже 17,8 трлн руб., следует из данных системы "Электронный бюджет". Весной Минфин перестал раскрывать расходы в разрезе функциональных направлений, таких как социальная политика, национальная экономика и т.д. По оценкам аналитического центра "Экономическая экспертная группа", за первое полугодие расходы федерального бюджета по направлению "культура и социальная сфера" увеличились на 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в области здравоохранения — на 38%, в области национальной экономики снизились на 2%.
В июле расходы были выше нормы, но в августе их рост в годовом выражении составил лишь 8,4% (значит, в реальном выражении они снизились), отмечает экономист банка "Центрокредит", автор Telegram-канала MMI Евгений Суворов. "Мы считаем, что именно гигантский дефицит июля (1 трлн руб.) сыграл основную роль в наметившейся стабилизации экономики", — написал он. В июле 2022 года снижение ВВП России, по оценке Минэкономразвития, составило 4,3% в годовом сравнении после снижения на 4,9% в июне.