Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Нафтогаз продолжает трансформацию и начинает готовиться к IPO: топ-менеджмент поделился антикризисными планами.


Топ-менеджеры Группы Нафтогаз во время онлайн-дискуссии "Нафтогаз. Что дальше?" обсудили с экспертами и журналистами вызовы, стоящие перед участниками рынка газа, стратегию и планы Группы.
Председатель правления Нафтогаза Андрей Коболев обратил внимание на возможности для бытовых потребителей природного газа, которые появятся с открытием рынка 1 июля.
"Готовность к кризису — часть нашей работы, более того — можно использовать кризис как возможность. Как по мне, время низкого потребления, низких цен — идеально для открытия рынка, — сказал Коболев. — Мы предлагаем полностью убрать иллюзию контроля и посредничество на газовом рынке. Цена газа для населения уже регулируется не по ПСО, а по формуле. Формула не зависит ни от решений правительства, ни от Нафтогаза, а только от того, как формируется цена на европейском рынке газа".
Кроме того, действующий механизм поставки газа для населения сейчас стоит Нафтогаза и государству миллиарды гривен из-за задержек в оплате газа со стороны частных посредников.
"С открытием рынка мы готовы продавать свой ресурс любому поставщику по стандартным условиям — своевременной оплате газа", — сказал глава Нафтогаза.
Коболев надеется, что важный элемент рынка газа — поставщик "последней надежды" — будет избран на прозрачном конкурсе по релевантным критериям, а именно — по конкурентной цене.
"Условием квалификации в конкурсе должно быть наличие ресурса газа, а цена должна быть критерием победителя. Кто даст меньшую наценку — тот и победитель", — предложил Коболев.
Главный исполнительный директор Группы Нафтогаз Отто Ватерландер, рассказывая о трансформации компании, отметил, что теперь направление "Интегрированный газ" разделено на два отдельных дивизиона — добывающий и трейдинговый. На данный момент, акцент делается на улучшении взаимодействия между добывающим, нефтяным и техническим дивизионами и сокращении операционных расходов. Отто Ватерландер отметил также, что безопасность труда остается важным приоритетом Группы. "Мы выделим еще 100 млн грн на спецпрограмму подготовки ответственных за безопасность труда. Целевые показатели в безопасности труда и защите окружающей среды будут отражены в показателях эффективности ответственных менеджеров", — отметил главный исполнительный директор. По его словам, для перестройки Группы выбрана матричная модель, в которой функции и дивизионы сотрудничают. При этом дивизионы получают главную роль в определении возможностей для роста бизнеса. Дочерние компании — юридические лица — остаются важным элементом, поскольку являются исполнителями, однако будут подчиняться дивизионам и функциям.
Говоря о планах по добыче газа, Ватерландер рассказал, что стратегией Нафтогаза в этой сфере является достижение баланса между поддержкой разработки существующих месторождений и поиском новых. "Критически важно для увеличения добычи задействовать международных партнеров и инвесторов, которые могут соинвестировать вместе с нами. У нас недостаточно капитала справиться с этим самостоятельно", — подчеркнул главный исполнительный директор.
Вместе с тем, он отметил, что у международных компаний есть опасения из-за предыдущего опыта работы в Украине. "Но люди видят изменения, прогресс, и мы надеемся, что, несмотря на текущую ситуацию в стране, сможем привлечь инвесторов для новых контрактов и новых лицензий", — подытожил Ватерландер.
Советница председателя правления Нафтогаза Елена Зеркаль прокомментировала текущие и возможные арбитражи Группы и рассказала о планах относительно европейского рынка.
"Мы хотим выйти на европейский рынок и быть там равноправным партнером: Украина может объединить рынки и обеспечить более быстрое достижение целей европейского Энергетического союза. Для этого мы работаем с партнерами над бизнес-кейсами, смотрим на наши контрактные условия с Газпромом, чтобы отменить принцип определения в контрактах финальной точки передачи газа. Хотим открыть европейским компаниям возможность переноса точек доступа на нашу восточную границу и получить возможность и для себя получать газ от других поставщиков", — сказала Зеркаль.
Финансовый директор Группы Нафтогаз Петер ван Дрил рассказал, до на данный момент существует много вызовов, к примеру, недружественность рынков, низкие цены на газ и низкий спрос.
"Но у Нафтогазу достаточно прочный баланс: низкий уровень долга, достаточные наличные средства для выплаты дивидендов, возможность выйти на украинские или иностранные долговые рынки. Мы сокращаем собственные расходы, общаемся с поставщиками и надеемся, что они также будут играть необходимую роль. Еще один момент — мы должны критично пересмотреть наши инвестиции. Нам нужно быть очень эффективными в нашей деятельности. Кризис может стать для нас катализатором, чтобы ускорить изменения в компании", — сказал ван Дрил.
Он отметил, что перед выходом Нафтогаза на IPO компания должна привести все свои процессы и структурные подразделения в максимально эффективную форму. Этой цели подчинены начатые процедуры трансформации и оптимизации.
Теги: Нафтогаз