Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Арктическая синергия.

Чтобы добыть богатства Севера, необходимы кластерный подход и консолидация усилий операторов разных проектов — от добычи ископаемых до строительства ледоколов и развития Севморпути.
В декабре 2018 года глава Минприроды Дмитрий Кобылкин в ходе встречи с премьером Дмитрием Медведевым назвал суммы, на привлечение которых министерство рассчитывает в рамках реализации добычных проектов в Арктическом регионе: 13,5 трлн руб. до 2050 года (в том числе 12,6 трлн руб. из внебюджетных источников), включая 5,5 трлн руб. до 2024 года (в том числе около 5 трлн руб. из внебюджетных источников).
По данным Минприроды, более 40% суши и около 70% российского арктического шельфа содержат нефть и газ. Здесь сосредоточено 55 трлн куб. м газа (75% общих объемов в стране) и 7,3 млрд т нефти (25% всех запасов). Есть также богатые запасы угля, руды, золота, серебра и платиноидов, редкоземельных металлов.
Сырьевой Клондайк 
Вся площадь арктической зоны России составляет около 4 млн кв. км, 60% этой территории — зона вечной мерзлоты, поэтому половина материковой части до конца не исследована. Еще больше доля неразведанных месторождений на шельфе — примерно 90%.
"Роснефть" в этом году анонсировала масштабные планы по освоению Арктики. "В настоящее время мы рассматриваем возможность создания арктического кластера, который в полном объеме будет работать на решение поставленной вами задачи — достижения до 2024 года 80 млн т грузопотока по Северному морскому пути", — заявил глава компании Игорь Сечин на апрельской встрече с президентом России.
Предполагается, что в состав нового кластера по добыче нефти войдут уже успешно действующий Ванкорский кластер, перспективный Западно-Иркинский участок, а также ряд геолого-разведочных проектов Южного Таймыра (например, совместный с британской BP проект "Ермак"). При подтверждении ресурсной базы в кластер могут включить активы Восточного Таймыра, расположенные в районе Хатанги. Начало добычи в новом перспективном регионе намечено на 2024 год, к 2030 году здесь планируется производить около 100 млн т нефти. Это без малого 20% общего объема всей нефти, добываемой сегодня в России. Кроме того, "Роснефть" владеет лицензиями на 28 шельфовых участков в Арктике: 19 лицензий в западной ее части и девять — в восточной.
В компании рассчитывают, что эти ресурсы станут не только основой развития транспортного коридора — Северного морского пути (СМП), но и центром привлечения стратегических инвесторов в экономику. "Газпром нефть" в Арктике добывает 27% всей своей нефти. Сейчас реализуются три крупных проекта: Новопортовское месторождение, Восточно-Мессояхское (совместно с "Рос-нефтью") и Приразломное на шельфе в Печорском море. Сам "Газпром" формирует на Ямале новый центр газодобычи. Согласно планам компании на Ямале будет добываться до 360 млрд куб. м газа в год при текущих запасах 26,5 трлн куб. м.
Почти все основные активы независимого НОВАТЭКа сосредоточены в Арктическом регионе — ЯНАО. В общей сложности в Арктике компании принадлежат участки с суммарными доказанными запасами 15,8 млрд барр. неф-тяного эквивалента, добыча нефти и газа ведется на 18 месторождениях. Компания реализует проект по производству сжиженного природного газа — "Ямал СПГ", а также приступила к реализации второго подобного проекта — "Арктик СПГ-2". В НОВАТЭКе рассчитывают, что СПГ-проекты компании к середине -2020-х годов обеспечат загрузку Северного морского пути на 46,5 млн т.
Для ЛУКОЙЛа Ямал — это ресурсная база для добычи газа на месторождении Большехетской впадины. В декабре 2015 года ЛУКОЙЛ получил лицензию на право пользования Восточно-Таймырским участком недр в новом для компании регионе — Восточной Сибири. ЛУКОЙЛ неоднократно заявлял об интересе к разработке арктического шельфа.
Неосвоенные берега 
Работать на арктическом шельфе России в настоящее время имеют право только госкомпании — "Роснефть" и "Газпром". Однако потенциал российской Арктики не используется на полную мощь — в частности, из-за американских санкций, запрещающих иностранным компаниям применять на шельфе очень важные для России технологии, которыми сама страна не располагает, говорит научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий РГУ им. И.М. Губкина Анатолий Золотухин.
Нужна долгосрочная программа геологоразведки и развития сырьевой базы, которая создаст основу для планирования социально-экономического развития арктических районов, формирования транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры, отмечает эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Юрий Елизарьев.
На данном этапе одна из главных потребностей в ходе освоения арктической зоны — строительство судов для сейсморазведки и морских сооружений для бурения и добычи, подводных модулей для добычи нефти и газа на шельфе арктических морей, объясняет Анатолий Золотухин.
Государство уже предпринимает шаги для стимулирования добычи в Арктике. Для удаленных месторождений нефти и газа предусмотрены льготы по НДПИ (налогу на добычу полезных ископаемых): общий объем субсидий только за 2018 год составил более 230 млрд руб., отмечает директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК компании Vygon Consulting Дарья Козлова. Однако для малоизученных регионов, например Таймыра, этих преференций может оказаться недостаточно, чтобы окупить затраты на строительство инфраструктуры. Поэтому, полагает эксперт, к каждому проекту нужно подходить индивидуально.
Путь по морю 
Для полномасштабного логистического освоения Арктики необходимо развитие СМП, который способен стать ключевой транспортной артерией между Европой и Азией. Сейчас эту роль выполняет Суэцкий канал. Однако для развития СМП России нужна программа постройки атомного ледокольного флота и ледоколов на сжиженном природном газе, утверждает Юрий Елизарьев.
Развитие Севморпути — стратегический приоритет для монетизации ресурсного потенциала Арктики, согласна Дарья Козлова. Перевозка от Ямала до Шанхая по нему занимает около 20 дней, что на 14 дней быстрее, чем путь через Суэцкий канал. Снижение логистических затрат обеспечивает конкурентное преимущество российскому газу на азиатском рынке.
В соответствии с майским указом президента ежегодный грузопоток по СМП к 2024 году необходимо довести до 80 млн т. В 2018 году этот показатель составлял только 20 млн т.
Важную роль в достижении этой цели играет дальневосточная судоверфь "Звезда", проект которой реализуется консорциумом инвесторов во главе с "Роснефтью". Здесь планируется строить крупнотоннажные суда, в том числе ледового класса, морские платформы и другую технику. В портфеле верфи сейчас 37 судов, до 2035 года планируется довести число заказов до 178 судов. Якорным заказчиком в настоящее время является "Роснефть", разместившая заказ на 26 судов, в том числе 12 танкеров-челноков ледового класса Arc6 и Arc7, четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса и десять танкеров класса "Афрамакс". Первый "Афрамакс" будет построен уже в 2021 году.
В 2020 году здесь начнется строительство атомного ледокола проекта 10510 ЛК-120 "Лидер", предназначенного для освоения СМП. Это гигантское судно длиной 200 м с атомной силовой установкой мощностью 120 МВт. Ледокол такого типа способен осуществлять круглогодичную проводку крупнотоннажных судов шириной 50 м на всем протяжении СМП. При толщине льда до двух метров расчетная скорость составляет около 15 узлов. Максимально преодолеваемая толщина льда — четыре метра. На сегодняшний день ни один из действующих ледоколов не обладает такими характеристиками.
Теги: Роснефть