Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Сергей Капитонов: Эксплуатация "Северного потока – 2" может быть осложнена.

Несмотря на возможные поправки к Газовой директиве ЕС путь к завершению строительства "Северного потока – 2" открыт, но его дальнейшая эксплуатация может быть существенно осложнена.
Пока текст поправок к Газовой директиве Евросоюза не был одобрен Европарламентом (получено только предварительное согласование) и Советом стран ЕС на уровне министров, а также не был опубликован в Официальном журнале ЕС, изменение Директивы нельзя считать свершившемся фактом. 
Однако с большой степенью вероятности предложенные поправки будут приняты.
Согласно предложенным поправкам, правила Третьего энергопакета в части отделения поставщика от транспортной инфраструктуры, прозрачности тарифов и доступа третьих сторон будут применяться ко всем газопроводам с третьими странами. При этом существующие газопроводы могут в течение 1 года с момента принятия закона получить "освобождение от исполнения этих требований", если так решит страна-член ЕС, на территории которой находится точка входа газопровода. Для новых газопроводов необходимо получать "исключения из правил".
Если Третий энергопакет будет применяться к "Северному потоку – 2", то полная загрузка газопровода "Газпромом" будет невозможна.
Европейское законодательство предписывает обеспечить 50-процентный доступ к трубе для третьих сторон и управление трубой независимым транспортным оператором. Создать юридически не аффилированного с "Газпромом" транспортного оператора несложно. Но пустить в газопровод других поставщиков" для того, чтобы "Северный поток – 2" соответствовал европейским правилам — невероятный сценарий. 
Вопрос либерализации единого экспортного канала в России решается только на самом высоком политическом уровне, и пока нет никаких политических сигналов тому, что экспортная монополия "Газпрома" может быть нарушена.
Скорее всего "Газпром" для "Северного потока – 2" изберет путь получения исключения из правил. По практике эксплуатации газопровода OPAL мы видим, что получить это исключение возможно, однако сам процесс снятия ограничений на бронирование мощностей забюрократизирован и занимает долгие годы. Как мы выдели на примере OPAL, даже положительного решения Еврокомиссии может оказаться недостаточно: в последующем могут быть поданы апелляции со стороны стран-членов ЕС. Все это занимает продолжительное время и приводит к необходимости загрузки альтернативных (возможно не самых коммерческих привлекательных) транзитных маршрутов. Однако, стоит понимать, что случай "Северного потока-2" может существенным образом отличаться от прецедента с OPAL.
Надо также понимать, что время играет и на стороне "Газпрома": газопровод выходит на проектную мощность не сразу, кроме того, обе нитки продолжения "Северного потока – 2" на территории Германии — газопровода Eugal — будут готовы только к концу 2020 г. Поэтому выпадение "регулируемых" объемов из недозагруженного в силу технических причин газопровода может оказаться для "Газпрома" моментом болезненным, но не критичным.
У "Газпрома" имеется время в запасе, чтобы успеть согласовать потенциальные исключения до того, как возможные ограничения приобретут фундаментальный характер.
К сохраняющимся препятствиям для непосредственного строительства газопровода можно отнести вялотекущую угрозу американских санкций против участников проекта и до сих по не выданное разрешение Дании. Однако в условиях, когда правила функционирования газопровода согласованы Брюсселем, у Дании не остается оснований отказывать в разрешении. Что касается угрозы американских санкций, то, по заявлениям руководства "Газпрома", строительство газопровода уже профинансировано более чем на 70% (6 млрд евро из капзатрат в размере 8 млрд евро), а потенциальные американские санкции в предыдущей редакции предусматривали применение только с даты подписания закона президентом Дональдом Трампом. Таким образом, путь к завершению строительства газопровода — открыт, но его дальнейшая эксплуатация может быть существенно осложнена.
Теги: Газпром